резолютивная часть решения объявлена 13.09.2022 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: ________
в присутствии представителей Заявителя _____ действующего на основании доверенности, Заказчика _____________, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N0304300010622000012 "Поставка наркозно-дыхательного аппарата для нужд ГБУЗ "ЦРБ"Эльбрусского района в 2022 году" (далее - Аукцион, Закупка), руководствуясь ст.105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона. Согласно жалобе, Заказчик при описании объекта Закупки в техническом задании установил дополнительные характеристики, которые в совокупности не позволяют предоставить товар, находящийся в реестре радиоэлектронной продукции (далее - Реестр РЭП), а также Заявителем указывается, что Заказчик при определении НМЦК допустил нарушение действующего законодательства.
Рассмотрев доводы Заявителя, указанные в жалобе, письменные пояснения Заказчика и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 26 августа 2022 года было размещено извещение N0304300010622000012 "Поставка наркозно-дыхательного аппарата для нужд ГБУЗ "ЦРБ"Эльбрусского района в 2022 году" с начальной (максимальной) ценой контракта - 3 290 860,00 руб. Согласно извещению о проведении закупки, дата и время окончания срока подачи заявок 09.09.2022 г. 17:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующие описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом Закупки является Система анестезиологическая, общего назначения по коду ОКПД2 32.50.21.121-00000102.
Ввиду отсутствия в позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд описания товара, работы, услуги, требования в отношении потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара установлены в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе и потребностью Заказчика, следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Однако, Заявитель так же указывает на невозможность предоставления товара из Реестра РЭП, ввиду несоответствия требованиям извещения об Аукционе, по позициям: "Дополнительный внешний выход свежего газа для проведения газа для проведения анестезии по полуоткрытому контуру", "Диапазон регулирования расхода газовой смеси, воздух", "Диапазон регулирования расхода газовой смеси, О2", "Диапазон регулирования расхода газовой смеси, N2O" и т.д.
Согласно объяснениям Заказчика при описании объекта закупки установлен ряд требований к характеристикам товара, в соответствии с потребностями Заказчика.
Комиссией Управления установлен факт несоответствия товаров, Российского происхождения из Реестра РЭП по вышеуказанному ряду позиций.
Однако, Заказчиком на заседании Комиссии, состоявшемся 13.09.2022 г. не представлены сведения о наличии 2 и более производителей оборудования российского или иностранного происхождения, соответствующих объекту Аукциона.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что при описании объекта закупки заказчиком установлены требования к закупаемому оборудованию, в совокупности которых возможна поставка товара только одного производителя, что ограничивает число потенциальных участников электронного аукциона. Доказательства обратного Заказчиком не представлены.
Согласно п.2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст.33 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика, установившего при описании объекта закупки требования к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, нарушают положения ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст.33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заявителя о допущенных нарушениях действующего законодательства Заказчиком при определении НМЦК не относится к компетенции антимонопольного органа, в соответствии с положениями ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
При проведении Аукциона, в адрес Заказчика направлены 3 запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, ответ на которые был дан и размещен Заказчиком в единой информационной системе.
Согласно ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Однако, Заказчиком в нарушение ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе при размещении разъяснений положений извещения об осуществлении закупки не указал предмет запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0304300010622000012 от 07.09.2022 г., заявка с идентификационным номером N2 отклонена от участия в Аукционе в силу:
"п.1 ч.12 ст.48 N44-ФЗ - Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом N44 ФЗ (за исключением информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 N44 ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки".
Согласно п.2 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную п.1, 2, 4 - 7 ч.17 ст.48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно п.2 ч.17 ст.48 протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Таким образом, Комиссией Управления установлено, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0304300010622000012 от 07.09.2022 г. не содержит обоснование решения и указание на положения заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Таким образом, действия Заказчика нарушают положения п.2 ч.17 ст.48 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.2 ст.8, п.1 ч.1 статьи 33, п. 1 ч. 2, ч.5 ст.42, п.2 ч.17 ст.48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 16 сентября 2022 г. N 007/06/42-615/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2022