Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Щерба Ю.В. (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Поставка готовых блюд" (извещение N 0318100021022000036) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчик необоснованно отказался принять независимую банковскую гарантию N674821-БГ/22 от 22.08.2022 г., представленную ИП Щерба Ю.В.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
29.07.2022 г. Заказчиком - ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Поставка готовых блюд" (извещение N 0318100021022000036).
Начальная (максимальная) цена контракта - 17 000 000,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно подведения итогов конкурса, заявка N2, поданная участником ИП Щерба Ю.В., признана соответствующей требованиям документации о закупке и сведениям, содержащимся в реестре аккредитованных участников и занявшей 1 место.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно ч. 5 ст. 45 Закона о контрактной системе Заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
В соответствии с ч. 7 ст. 45 Закона о контрактной системе в случае отказа в принятии независимой гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее независимую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при которых заказчик информирует лицо, предоставившее независимую гарантию, путем указания таких причин в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Из пояснений, представленных Заказчиком следует, что ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" сформирован отказ в принятии независимой гарантии, в котором указано:
"Независимая гарантия N674821-БГ/22 от 22 августа 2022 г. не соответствует требованиям, предусмотренным частями 2 и 8.2 ст. 47 Закона о контрактной системе: 1. В независимой гарантии не указаны обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией (п. 2) ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе); 2. в п. 4 независимой гарантии установлено требование, не предусмотренное Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 7) ч. 2 и ч. 8.2 ст. 45), такое как "Для получения предельной суммы настоящей гарантии или части такой суммы Бенефициар должен предоставить гаранту письменное требование на бумажные носители либо в форме электронного документа, содержащее причины, по которым Бенефициар истребует сумму настоящей Гарантии, с Указанием пунктов контракта, неисполненных или ненадлежащим образом исполненных Принципалом". Не определено понятие предельной суммы или ее части. Содержатся косвенные требования к предоставлению отчета по исполнению контракта. При этом неисполнение требований п.4 независимой гарантии, содержащего права и обязанности Бенефициара, влечет основание для неисполнения Гарантом своего обязательства по гарантии. В соответствии п. 7) ст. 45 Закона о контрактной системе Заказчик информирует об отказе в принятии независимой гарантии. |
В соответствии с п. 2) ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией.
В соответствии с ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявитель не согласен с доводом Заказчика о том, что в независимой банковской гарантии не определено понятие предельной суммы или ее части, так как в п. 2 БГ N674821-БГ/22 указана сумма гарантии 170 000 (сто семьдесят) тысяч рублей 00 копеек.
В пункте 4 банковской гарантии установлено: "Бенефициар вправе в случае ненадлежащего выполнения и/или невыполнения Принципалом обязательств, обеспеченных настоящей Гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование о уплате денежной суммы по настоящей Гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения Контракта, в размере цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных Принципалом обязательств, предусмотренных Контрактом и оплаченных Бенефициаром, но не превышающем размер обеспечения исполнения Контракта".
Так же по тексту гарантии указаны условия для получения предельной суммы настоящей Гарантии или части такой суммы.
В независимой банковской гарантии отсутствуют требования о предоставлении заказчиком гаранту отчета об исполнении контракта, гарантийных обязательств. Гарант просит указать причины, по которым Бенефициар истребует сумму Гарантии с указанием пунктов Контракта, неисполненных или ненадлежащим образом исполненных Принципалом, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В независимую гарантию согласно п. 7) ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе включен перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, а именно:
- расчет суммы, включаемой в требование по независимой гарантии;
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой гаранта бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса)
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по независимой гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по независимой гарантии (доверенность) (в случае, если требование по независимой гарантии подписано лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара).
Никаких иных дополнительных документов и требований в банковской гарантии нет.
Таким образом, основания отказа в принятии банковской гарантии противоречат положениям ч. 7 ст. 45, ч. 2, ч. 8.2 ст. 47 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.32 КоАП.
Заявитель в жалобе указывает, на признаки дробления при проведении закупок извещения: N0318100021022000036, N0318100021022000038, N0318100021022000039.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В указанном случае признаков дробления не установлено. Определение победителя по указанной закупке в установленный Законом о контрактной системе срок обжаловано не было.
Пунктом 1) части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей: жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Жалобы на положения извещения по указанным закупкам: N0318100021022000036, N0318100021022000038, N0318100021022000039 ИП Щерба Ю.В. не подавались.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Щерба Ю.В. обоснованной в части нарушения ч. 7 ст. 45, ч. 2, ч. 8.2 ст. 47 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" (комиссии) нарушение ч. 7 ст. 45, ч. 2, ч. 8.2 ст. 47 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 2 ст. 7.32 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 сентября 2022 г. N 742/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2022
Об обжаловании настоящего решения, см. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15 июня 2023 г. по делу N А32-63477/2022, отмененное Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2023 г. N 15АП-11334/23 по делу N А32-63477/2022