рассмотрев жалобу ИП Борисенко В.О. (далее - Заявитель) на действия министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение проектно-изыскательских работ по строительству объекта: "Автомобильная дорога Подъезд к международному аэропорту Краснодар (Пашковский) в городе Краснодар" (дополнительные работы)" (извещение N 0818500000822005478) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что конкурсная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Заказчиком, уполномоченным учреждением представлены письменные пояснения по существу жалобы, в которых с доводами жалобы не согласились, считают, что положения извещения соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
23.08.2022 г. уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение проектно-изыскательских работ по строительству объекта: "Автомобильная дорога Подъезд к международному аэропорту Краснодар (Пашковский) в городе Краснодар" (дополнительные работы)" (извещение N 0818500000822005478). Заказчик - министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.
Начальная (максимальная) цена контракта - 43 897 657,20 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьей 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 54.4 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Извещение содержит перечень прикрепленных документов, а именно: "Обоснование НМЦ контракта.rar", "Проект контракта.rar", "Описание объекта закупки.rar", "ПИР Требования к заявке на участие в конкурсе, инструкция.docx", "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах.docx".
В пункте 1.1 файла "ПИР Требования к заявке на участие в конкурсе, инструкция.docx" установлено:
1.1 |
Предложение участника закупки в отношении объекта закупки 1) в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, указываются характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака). Такая информация может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком. Такая информация не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства. 2) в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, указывается наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира; 3) предложение по критериям: расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ и (или) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, установленным в соответствии с пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ (в случае установления таких критериев).
Такая информация не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства. Отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. 4) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. Отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. |
Таким образом, заказчиком полностью исполнены требования, предусмотренные положениями Закона о контрактной системе.
Довод заявителя о нарушении положений Закона о контрактной системе, предусмотренных п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, не находит своего подтверждения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком представлены письменные пояснения в которых указано, что Свод правил СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85* "Автомобильные дороги" Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*, указанный в пп.10 п.10 Задания на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству объекта: "Автомобильная дорога Подъезд к международному аэропорту Краснодар (Пашковский) в городе Краснодар" (дополнительные работы) утратил силу с 01.09.2021 в связи с утверждением СП 34.13330.2021 Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*.
Однако, проектно-изыскательские работы по данной закупке являются дополнительными работами к основным работам, выполненным в рамках государственного контракта N 265 от 16.08.2021 на "Выполнение проектно-изыскательских работ по строительству объекта: "Автомобильная дорога Подъезд к международному аэропорту Краснодар (Пашковский) в городе Краснодар" (извещение N 0818500000821003640).
На момент заключения основного контракта, действовал СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги". Согласно п.2 Постановления Правительства Российской Федерации N 815 от 28.05.2021 г. в случае, если выполнение инженерных изысканий и разработка проектной документации начата в период с 01.08.2020 г. до 01.09.2021 г., результаты инженерных изысканий и проектная документация проверяются на соответствие сводов правил, утвержденных Постановлением N 985 от 04.07.2020 г. или по перечню, утвержденному Постановлением N 815 от 28.05.2021 года по выбору Заказчика.
В соответствии с п. 24 "Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения, которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" разработку проектной документации необходимо выполнять в соответствии с требованиями СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85* "Автомобильные дороги".
Следовательно, т.к. выполнение инженерных изысканий и разработка проектной документации по основному контракту велась на основании действующего на момент заключения контракта СП 34.13330.2012, невозможно выполнить часть дополнительных работ по выполнению инженерных изысканий и разработке проектной документации в рамках противоречащих друг другу нормативных документов.
Также п.7 Задания, "Исходные данные, передаваемые Заказчиком" предусмотрена передача материалов по ранее разработанной документации на бумажном носителе по государственному контракту N 265 от 16.08.2021 г.
В связи с изложенным выше, Заказчиком была указана ссылка на СП 34.13330.2012, как норматив на выполнение дополнительных работ, к уже выполненным работам по государственному контракту N265 от 16.08.2021 г. в полном соответствии с требованиями Постановления N 815 от 28.05.2021 г.
Подпунктом 2.3.2 Общие требования к обеспечению транспортной безопасности пункта 11.12 "Требования к составу работ, содержанию и оформлению проектной документации" Задания, являющегося приложением N 1 к Описанию объекта закупки, установлено, что в целях обеспечения совместимости с комплексом Единого Центра Управления ( далее - ЕЦУ) ГКУ КК "Краснодаравтодор" (уполномоченного представителя Заказчика), все устанавливаемые программно-аппаратные комплексы должны работать под управлением операционной системы с открытым исходным кодом "Astra Linux", входящей в "Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных" и предназначенной для создания на ее основе автоматизированных систем в защищенном исполнении.
В виду того, что ЕЦУ обеспечения транспортной безопасности ГКУ КК "Краснодаравтодор" (уполномоченного представителя Заказчика) работает под управлением операционной системы с открытым исходным кодом "Astra Linux", соответственно на все устанавливаемые программно-аппаратные комплексы требуется аналогичная операционная система с открытым исходным кодом "Astra Linux" для совместной и бесперебойной передачи данных в ЕЦУ.
Указанная в жалобе операционная система общего назначения (ОСОН) "Основа", операционная система РЕД ОС и операционная система АЛЬТ 8 СП не совместимы с операционной системой с открытым исходным кодом "Astra Linux".
Так как эти операционные системы не подразумевают полную совместимость, то их применение потребует устройства дополнительных шлюзов и разработки драйверов для увязки программно-аппаратных комплексов, работающих под управлением различных операционных систем. Это отрицательно скажется на интеграции проектируемых систем транспортной безопасности в существующую систему транспортной безопасности. Приведение дополнительных сведений в обоснование операционной системы в рамках общедоступного ресурса может скомпрометировать разрабатываемую систему транспортной безопасности, а также не отвечает требованиям безопасного функционирования системы транспортной безопасности.
Подпунктом 4 пункта 11.12 "Требования к составу работ, содержанию и оформлению проектной документации" Задания, являющегося приложением N 1 к Описанию объекта закупки, предусматривается разработка проектной и рабочей документации с применением технологии информационного моделирования (BIM - технологии), включающее создание и сопровождение информационной модели проектируемого объекта, обеспечивая предоставление и обмен информации в геоинформационной системе.
Довод о нарушении заказчиком положений ст. 33 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в Задании не указано, что результаты инженерных изысканий подготавливаются в форме, позволяющей осуществлять их использование при формировании и ведении такой информационной модели представители уполномоченного учреждения, Заказчика считают необоснованным.
Из пояснений следует, что Пункт 3 раздела I "Общие положения" Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" указывает на то, что проектная документация состоит из текстовой и графической частей, содержащих материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, в том числе значения параметров и другие проектные характеристики зданий, строений и сооружений, направленные на обеспечение выполнения установленных требований, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы и (или) исходные данные для проектирования (в том числе результаты инженерных изысканий), используемые при подготовке проектной документации, и результаты расчетов, обосновывающие принятые технические и иные решения.
По условиям закупки, подрядчику поручается выполнение инженерных изысканий, а также разработка проектной документации. Требования по разработке проектной документации с применением технологии информационного моделирования (BIM-технологии) подразумевает выполнение исполнителем по контракту всего комплекса работ для предоставления Заказчику проектной документации разработанной с применением технологии информационного моделирования (BIM-технологии).
Ввиду того, что и инженерные изыскания, и применение технологий информационного моделирования (BIM-технологии) выполняет по контракту одно лицо, то обеспечение предоставления подрядчиком самому себе инженерных изысканий, подготовленных в форме, позволяющей осуществить их использование при формировании и ведении такой информационной модели, относится к внутренней деятельности хозяйствующего субъекта. Отдельная приемка результата инженерных изысканий без проектной документации разработанной с применением технологии информационного моделирования (BIM-технологии) контрактом не предусматривается.
В соответствии с п. 5) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: проект контракта.
Извещение содержит перечень прикрепленных документов, а именно: "Проект контракта.rar". В соответствии с пунктом 4.3.2. "Проекта государственного контракта", Заказчик осуществляет приемку результатов выполненных работ по контракту в соответствии с графиком выполнения работ, который является приложением N 1.1 к контракту и его неотъемлемой частью, после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в порядке и сроках, предусмотренных разделом 6 настоящего контракта, которая является приоритетным условием для выполнения работ по контракту.
Срок всех согласований, необходимых согласно п.6 Технического задания, также полностью зависит от качества разработанной Исполнителем документации. При отсутствии замечаний со стороны согласовывающих органов, срок получения согласований составляет от 5 до 10 рабочих дней.
В Проекте государственного контракта указано, что государственная экологическая экспертиза проектной документации осуществляется только при ее необходимости.
В соответствии с частью 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не должен превышать 42 рабочих дней.
При этом, если исполнителем по контракту для проведения государственной экспертизы предоставлены качественно выполненные результаты инженерных изысканий, проектная документация и сметы, то срок проведения экспертизы составляет порядка 20 рабочих дней необходимых для рассмотрения документации и формирования положительного заключения, следовательно, на выполнение работ по контракту у исполнителя остается достаточное количество времени.
Таким образом, Заказчиком установлен разумный срок выполнения работ, качество разработанной документации напрямую влияет на срок проведения всех предусмотренных согласований.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N1466 (ред. от 07.10.2017) "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".
Согласно п.5 раздела I Типовых условий подрядчик обязан оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Этот же пункт содержит и Проект государственного контракта (4.4.27.3) "В случае установления в Контракте требования о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора".
П.6 раздела I Типовых условий установлено, что подрядчик несет гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей, в том числе:
а) за представление документов, указанных в пунктах 2 - 4 настоящего раздела, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;
б) за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в контракте.
Условие об оплате субъектам малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора является одним из существенных условий контракта, предусматривающего привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, за нарушение которого, как уже было сказано выше, согласно п.6 раздела I Типовых условий предусмотрена ответственность подрядчика перед заказчиком.
Пунктом 4.4.27.5 Проекта контракта документации закупки также предусмотрено, что в случае установления в контракте требования о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций Подрядчик несет гражданско-правовую ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей, в том числе:
- за представление документов, указанных в подпунктах 4.4.27.1 - 4.4.27.4 настоящего Контракта, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;
- за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в контракте.
Пункт 6 раздела I Типовых условий детализирует "в том числе" виды ответственности за нарушения условий привлечения субподрядчиков, однако не является закрытым и исчерпывающим.
Таким образом, условия контракта не противоречат Постановлению правительства РФ от 23.12.2016 г. N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Борисенко В.О. необоснованной
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000822005478).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 сентября 2022 г. N 763/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2022