Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<____>
<____>
<____>
<____>
<____>
<____>
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - МКУ "Управление коммунального заказа" (ИНН: 8906006158), обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на выполнение работы по благоустройству общественных территорий г. Муравленко, детская игровая площадка в микрорайоне Ямальский по ул. Украинских строителей (в районе дома N3), цена контракта - 19 504 000,00 рублей, (извещение N 0190300004622000078), с ООО "СК Сфера" (ИНН: 7203461828) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 17.08.2022 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта N 70-22/ЭА (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 16 мая 2022 года между МКУ "Управление коммунального заказа" (Заказчик) и ООО "СК Сфера" (Подрядчик) заключен муниципальный контракт N 70-22/ЭА на выполнение работ по благоустройству общественной территории "г. Муравленко, детская игровая площадка в микрорайоне Ямальский по ул. Украинских строителей (в районе дома N 3)".
Согласно пункту 1.2. контракта, сроки выполнения работ составляют 138 календарных дней со дня заключения контракта (в срок до 30.09.2022).
Согласно пункта 2.1.2. Подрядчик обязан исполнить работы в установленные настоящим контрактом сроки с применением своих материалов, в соответствии действующим законодательством Российской Федерации, в соответствии с проектной документацией, требованиям к применяемым материалам (Приложение N1), техническим описанием (Приложение N2), которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта.
Из Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что Подрядчиком ООО "СК Сфера" существенно нарушены условия муниципального контракта:
пункт 2.1.9 контракта - систематическое непредставление обязательного, еженедельного отчёта по закупкам материалов;
пункт 2.1.22 контракта - отсутствует наличие материалов на объекте из расчета на 2 - 3 дня;
пункт 2.1.40 контракта - не передается отчет о выполненных работах за прошедшую неделю по форме (Приложение N3);
пункт 2.1.51 контракта - не производится ежедневная уборка рабочей территории;
пункт 2.1.57 контракта - журнал производства работ не ведется.
Существенное нарушение сроков закупки материалов и оборудования, в соответствии с графиком производства работ (согласованном сторонами согласно п. 2.1.9 муниципального контракта и являющимся его неотъемлемой частью), повлекло за собой срыв промежуточных сроков работ, в соответствии с вышеуказанным графиком, в связи с чем, комиссией Заказчика были составлены акты от 04.07.2022, от 11.07.2022, от 15.07.2022, от 18.07.2022, от 19.07.2022, от 26.07.2022, от 27.07.2022, от 04.08.2022, от 10.08.2022 о систематических нарушениях условий муниципального контракта, были направлены претензии: от 14.07.2022 N 89-175-1651/01-06/4942, с требованием надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом и оплате неустойки (штрафа) в размере 5000, 00 рублей; от 14.07.2022 N 89-175-1651/01-06/4943 с требованием надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом; от 20.07.2022 N 89-175-1651/01-06/5120 с требованием надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом и оплате неустойки (штрафа) в размере 10 000, 00 рублей; от 04.08.2022 N 89-175-1651/01-06/5516 с требованием надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом и оплате неустойки (штрафа) в размере 5 000, 00 рублей.
Ответ на претензии подрядчик не представил, к надлежащему исполнению обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, не приступил, работы на объекте не ведутся.
Из Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта также следует, что в связи с допущенными существенными нарушениями условий муниципального контракта Подрядчиком ООО "СК Сфера", Заказчик МКУ "УКЗ" в значительной степени лишился того, на что вправе был рассчитывать при заключении муниципального контракта N 70-22/ЭА от 16.05.2022, а именно: на своевременное выполнение работ по благоустройству общественной территории "г. Муравленко, детская игровая площадка в микрорайоне Ямальский по ул. Украинских строителей (в районе дома N 3)", соответствующих условиям муниципального контракта.
На основании вышеизложенного, Заказчик уведомляет о том, что в связи с допущенными существенными нарушениями условий муниципального контракта N 70-22/ЭА от 16.05.2022 и нежеланием надлежащим образом исполнить условия контракта, Заказчик МКУ "УКЗ" настоящим решением, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", отказывается в одностороннем порядке от исполнения муниципального контракта N 70-22/ЭА от 16.05.2022 на выполнение работ по благоустройству общественной территории "г. Муравленко, детская игровая площадка в микрорайоне Ямальский по ул. Украинских строителей (в районе дома N 3)".
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 01.09.2022 NАД/3224, представил пояснения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из пояснения Подрядчика следует, что календарные сроки выполнения работ со дня заключения контракта до 30.09.2022 г., с момента заключения муниципального контракта стороны обменивались письмами и сообщениями, выполняли работы, согласно муниципального контракта. Заказчик, проведя обследования территории от 10.08.2022 составил акт о выявлении систематических нарушений условий муниципального Контракта, на что Подрядчик в своем отзыве указал, что часть работ, ранее выявленных как не выполненные уже осуществлены и представлены Заказчику, все работы, которые указаны в акте от 10.08.2022 не осуществлялись ранее в соответствии с графиком производства работ в виду плохой логистической цепочки, существующей у поставщиков при доставке, все комплектующие, необходимые для выполнения работ по наружному освещению и сетям связи заказаны и ожидаются к получению. Подрядчик заверял и давал письменные гарантии в том, что все работы будут выполнены до 30.09.2022. Подрядчик направил Заказчику отчет о закупке и поставке материалов, что подтверждается скриншотом об отправке.
При возникших нарушениях сроков закупки материалов произошел срыв промежуточных сроков работ по устройству покрытия игровой площадки, по устройству покрытия тротуара, по наружному электроосвещения и сетям связи. Комиссией составлялись акты, претензии с взысканием штрафов.
Из пояснения Подрядчика также следует, что Подрядчик действительно несколько раз не представил Заказчику отчет о закупках материалов и выполненных работах и не вносил записи в журнал производства работ, нарушил сроки производства работ в соответствии с графиком производства работ в связи с тем, что материалы и оборудование необходимое в соответствии с условиями контракта производители и поставщики предлагали закупить и оплатить поставку по завышенной цене или доставка предлагается настолько долгая, что уложится в срок указанный в контракте на последующий монтаж данного оборудования было бы не возможно, поэтому Подрядчик искал более выгодные предложения по доставке.
С 22.08.2022 начинаются производится на участке подготовительные работы для выполнения работ по наружному электроосвещению и сетей связи и устройства покрытия тротуаров.
Подрядчик заверял и гарантировал, что все работы на объекте "Выполнение работ по благоустройству общественных территорий "г. Муравленко, детская игровая площадка в микрорайоне Ямальский по ул. Украинских строителей (в районе дома N3)" будут выполнены до 30.09.2022 и сданы по акту Заказчику в соответствии с условиями контракта.
В адрес Заказчика была направлена исполнительная документация в подписанном от общества экземплярах для приемки фактически выполненных работ
В действиях Подрядчика в процессе исполнения контракта отсутствовали действия, направленные на умышленное м намеренное неисполнение обязательств по контракту.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п. 11.3. Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России установила и пришла к следующим выводам.
16.05.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 70-22/ЭА (далее - Контракт).
О ненадлежащем исполнении обязательств по муниципальному контракту в адрес Подрядчика неоднократно направлялись претензии от 14.07.2022 N 89-175-1651/01-06/4942, с требованием надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом и оплате неустойки (штрафа) в размере 5000, 00 рублей; от 14.07.2022 N 89-175-1651/01-06/4943 с требованием надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом; от 20.07.2022 N 89-175-1651/01- 06/5120 с требованием надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом и оплате неустойки (штрафа) в размере 10 000, 00 рублей; от 04.08.2022 N 89-175-1651/01-06/5516 с требованием надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом от и оплате неустойки (штрафа) в размере 5 000, 00 рублей.
17.08.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.08.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 29.08.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, при принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при неисполнении им обязательств по контракту, в случае признания его победителем.
Заключив контракт, Исполнитель принял на себя обязательства, по его надлежащему исполнению. Условиями контракта установлены обязательства сторон, которые должны исполняться сторонами надлежащим образом.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "б" п. 13 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В ходе рассмотрения обращения Комиссия определила, что по вине Подрядчика, нарушившего сроков закупки материалов и оборудования, установлено нарушение условий контракта.
Согласно п. 4.1 Контракта Заказчик перечислил Подрядчику аванс в размере 30% от цены контракта, что подтверждается платежными поручениями от 27.05.2022 N 643 и от 06.06.2022 N 699.
Нарушены сроки закупки материалов и оборудования, в соответствии с графиком производства работ (согласованном сторонами согласно п. 2.1.9 муниципального контракта и являющимся его неотъемлемой частью), повлекло за собой срыв промежуточных сроков работ.
Со дня заключения контракта, еженедельно, не позднее четверга, подготавливать и передавать Заказчику отчет по закупке и поставке материалов за прошедшую неделю по форме (Приложение N4).
Соответственно Заказчик не смог осуществить входной контроль поступивших материалов на предмет их фактического соответствия требованиям к применяемым материалам и техническому описанию и не выдавал Подрядчику разрешение на производство работ на объекте.
Комиссия контрольного органа, рассмотрев обращение заказчика, и проведя проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих о ненадлежащим исполнением Подрядчиком работ, считает, что Подрядчик нарушил условия контракта (товар не поставлен).
Ответ на претензии подрядчик не представил, к надлежащему исполнению обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, не приступил, работы на объекте не ведутся.
Объективных доказательств, однозначным образом свидетельствующих об отсутствии возможности исполнить контракт Подрядчиком не представлено.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения обязательств по контракту Подрядчиком установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Подрядчиком, материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об Исполнителе, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "СК Сфера" (ИНН: 7203461828), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Кетцян Артем Левонович (ИНН: 720413386157 ), по обращению МКУ "Управление коммунального заказа" (ИНН: 8906006158) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на выполнение работы по благоустройству общественных территорий г. Муравленко, детская игровая площадка в микрорайоне Ямальский по ул. Украинских строителей (в районе дома N3), цена контракта - 19 504 000,00 рублей, (извещение N 0190300004622000078) включить реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "СК Сфера", сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Кетцян Артем Левонович в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 6 сентября 2022 г. N 089/06/104-754/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2022