Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
рассмотрев представленное Заказчиком - Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения исполнения государственного контракта N 06/04-06//0190300001322000731 от 18.07.2022 на "Приобретение у Продавца жилого помещения (квартиры) в городе Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа в собственность муниципального округа Пуровский район", цена контракта - 6 104 087,00 рублей, (извещение N 0190300001322000731), с ИП Русмиленко А.А. (ИНН: 891103644311) (далее - Исполнитель, Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.07.2022 на основании Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.07.2022 NИЭА1 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт N 06/04-06//0190300001322000731 на приобретение у Продавца жилого помещения (квартиры) в городе Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа в собственность муниципального округа Пуровский район (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Предметом настоящего Контракта является приобретение у Продавца жилого помещения (квартиры) в городе Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа в собственность муниципального округа Пуровский район (далее - жилое помещение), принадлежащего Продавцу на основании:
- договора дарения квартиры от 10.11.2021, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.11.2021 сделана запись регистрации N 89:05:020103:202-89/025/2021-4.
При приобретении в собственность жилого помещения в многоквартирном доме, к Заказчику переходят доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно п. 1.2 Контракта данные о жилом помещении в соответствии с Приложением N1 (Технические характеристики жилого помещения):
- этажность третий;
- адрес: 629850, ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Республики, д. 33, кв. 18;
- общая площадь жилого помещения 57,2 кв.м, в том числе жилая площадь 33,8 кв.м;
- количество жилых комнат - 2 (две) комнаты;
- количество балконов (лоджий) - 1 шт.
Кадастровый номер: 89:05:020103:202 .
Согласно п. 7.1 Контракта срок передачи жилого помещения Заказчику не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней с момента подписания настоящего Контракта обеими Сторонами
Продавец в течение 3 (трех) календарных дней с момента подписания настоящего Контракта уведомляет Заказчика о готовности передачи жилого помещения. Согласовывает с Заказчиком день и время передачи жилого помещения.
Согласно п. 7.3 Контракта Акт осмотра жилого помещения подписывается Сторонами в момент осмотра жилого помещения. При выявлении недостатков в жилом помещении представитель Заказчика обязан указать об этом в акте осмотра жилого помещения, а Продавец обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней устранить недостатки, указанные в акте осмотра жилого помещения.
При возникновении между Заказчиком и Продавцом спора по поводу недостатков или их причин по требованию любой из Сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу относятся на одну из Сторон в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.08.2022 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 28.07.2022 представителями Заказчика осуществлен осмотр жилого помещения, по результатам которого установлено, что характеристики предлагаемого жилого помещения не соответствуют требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки N 0190300001322000731 и условиям Контракта, а именно:
1. Радиаторы отопления - отслоение краски, потертости. Так как приемка осуществляется в летний период, установить работоспособность не представляется возможным;
2. Откосы всех межкомнатных дверей, дверей в санузел - отсутствует отделка (наличие монтажной пены по периметру дверей);
3. Арка в помещение N 5 (согласно техническому плану) не имеет чистовой отделки (отсутствие дверного полотна), имеет неровности, потертости;
4. Окна:
4.1. В помещении N 5 (согласно техническому плану): окно требует замены - форточка не открывается (закручен саморез), фурнитура в неработоспособном состоянии. Видимые дефекты и повреждения;
4.2. В помещении N 6 (согласно техническому плану): окно имеет видимые дефекты и повреждения рам и откосов;
5. Балкон - отсутствие чистовой отделки откосов окон и балконной двери;
6. Стены:
6.1. Коридор, помещения NN 5,6 (согласно техническому плану): отслоение обоев, повреждения, потертости, рисунки на обоях;
6.2. Балкон: отсутствие чистовой отделки (бетон). Несоответствие сведениям заявки участника (в заявке указано - кирпич);
7. Потолок:
7.1. Во всех помещениях квартиры - потеки, отслоения. Побелка нанесена на не выравненную поверхность. Галтели частично отклеены, наблюдается провисание, имеют желтые разводы в области примыкания к стенам и потолку;
7.2. Балкон отсутствие чистовой отделки потолка (бетон). Несоответствие сведениям заявки участника (в заявке указано - побелка);
8. Санузел: потеки на потолке, неровности. Сантехника в неудовлетворительном состоянии, не соответствует СанПиН (ржавчина, грязь, потеки);
9. Пол:
9.1. Балкон отсутствие чистовой отделки (бетон). Несоответствие сведениям заявки участника (в заявке указано - линолеум). Пройти на балкон не представилось возможным - захламление стройматериалами;
10. Распределительные короба электропроводки - открыты и составляют угрозу жизни.
Указанные нарушения подтверждаются актом осмотра жилого помещения от 28.07.2022.
04.08.2022 при повторном осмотре выявлено, что указанные в акте осмотра недостатки жилого помещения устранены Продавцом частично:
1. Произведена чистовая отделка балкона (потолок, стены, пол);
2. Установлены короба электропроводки;
3. Коридор, помещения NN 5,6 (согласно техническому плану): произведено выравнивание и побелка потолков, в помещении N 6 и коридоре произведена замена обоев.
Остальные недостатки жилого помещения, выявленные в ходе осмотра 28.07.2022, Продавцом не устранены.
08.08.2022 Заказчиком, посредством единой информационной системы, сформирован и направлен в адрес Поставщика мотивированный отказ от приемки жилого помещения. До настоящего времени информация об устранении нарушений условий Контракта в адрес Заказчика не поступала.
В связи с вышеизложенным, на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, пп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, п. 9.9 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 06.09.2022 NАД/3270, направленное на указанный в контракте адрес электронной почты, представил объяснение по факту одностороннего расторжения контракта в котором указал, что помещения (квартиры) в городе Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа в собственность муниципального округа Пуровский район" осуществлял на основании доверенности 89 АА 1225128 город Тарко-Сале Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа четвертого июля две тысячи двадцать второго года (зарегистрирована в реестре 89/39-н/89-2022-1-1613), так как, Собственник жилого помещения Лаптандер Геннадий Нюдиевич не владеет навыками работы на торговых площадках и не имеет специальных знаний.
Исполнитель по доверенности подготовил все необходимые документы для участия в торгах (подготовка заявки, заполнение технических требований Заказчика со слов Собственника, подготовка обеспечения исполнения контракта в виде Независимой Банковской Гарантии, подписание контракта). Собственник жилого помещения заявлял, что готовит жилое помещение на передачу и проводит ремонт (меняет полотна дверей, оконные рамы, клеит обои, приводит в порядок балкон, санузел). 28 июля 2022 года комиссия по приемке жилого помещения выявила замечания, которые необходимо было устранять до 04.08.22 года. Собственник жилого помещения заявил, что все замечания будут устранены в срок, однако в указанный срок Собственником замечания не были устранены.
Считает, что со своей стороны исполнил все обязательства перед Собственником и Заказником. За недобросовестное исполнение Собственника по подготовке и передаче жилого помещения, за сохранность имущества, ответственности не нес.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
22.08.2022 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.08.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 01.09.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Поставщиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением Подрядчиком условий контракта, а именно жилое помещение не соответствует требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки и Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту).
Исполнитель пояснил, что ненадлежащее исполнение контракта произошло из-за недобросовестного поведения Собственника жилого помещения.
Исследовав представленные Заказчиком и Исполнителем документы, содержание контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Исполнителя не было. Умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Исполнителя действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Исполнитель совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком на в адрес комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Исполнителя от исполнения контракта не представлено. Заказчик не настаивал на включении Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных заказчиком и Обществом в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ИП Русмиленко А.А. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Исполнителя Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Русмиленко А.А. (ИНН: 891103644311), представленную Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района, по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта N 06/04-06//0190300001322000731 от 18.07.2022 на "Приобретение у Продавца жилого помещения (квартиры) в городе Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа в собственность муниципального округа Пуровский район", цена контракта - 6 104 087,00 рублей, (извещение N 0190300001322000731), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 9 сентября 2022 г. N 089/06/104-766/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2022