Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
- заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Намская центральная районная больница" (далее также - ГБУ РС(Я) "Намская ЦРБ" заказчик); Осипова А.П; Степанов И.Е. (представители по доверенностям);
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЭКСТРЕМФАРМ-С" (далее - ООО "ЭКСТРЕМФАРМ-С", заявитель): Цыганкова Г.И; Шкильнюк Ю.Ю. (представители по доверенностям);
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): Стручкова А.Д. (представитель по доверенности);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "А-Фарм" (далее - ООО "А-Фарм", заинтересованное лицо): Тарабрина Е.Ю. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу посредством web-видеоконференции ООО "ЭКСТРЕМФАРМ-С" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская центральная районная больница", уполномоченного учреждения ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств ЭНОКСАПАРИН НАТРИЯ для нужд ГБУ РС (Я) "Намская ЦРБ" на 2022 год (извещение N 0816500000622013432), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ЭКСТРЕМФАРМ-С" на действия (бездействие) заказчика и на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения.
Из сути жалобы ООО "ЭКСТРЕМФАРМ-С" следует, что заявитель обжалует действия аукционной комиссии и заказчика в части неправомерного применения подпункта 1.4 Приказа N126н.
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика и уполномоченного учреждения пояснили, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав присутствующих лиц, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000622013432 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки "Фабрикант" - 16.08.2022 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Электронный аукцион
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 076 360,00 рублей;
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав присутствующих лиц, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "ЭКСТРЕМФАРМ-С" необоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0816500000622013432-1-1 от 30.08.2022 победителем признана заявка ООО "А-Фарм".
В соответствии с извещением в рассматриваемой закупке установлены ограничения и условия допуска в соответствии с:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N 1289);
- приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N126н).
Согласно п. 1 постановления N 1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В соответствии с п. 1.1 постановления N1289 в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 постановления N1289, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1.2 постановления N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1.1 постановления N1289, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
В соответствии с п. 1.4 приказа N 126н установлено, что в случае отклонения заявок в соответствии с пунктом 1 постановления N 1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка такого участника закупки соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" пп. 1.4 п. 1 приказа N126н;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" пп. 1.4 п. 1 приказа N126н.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
Таким образом, в случае отклонения заказчиком всех заявок, содержащих предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в порядке, установленном пунктом 1 постановления N 1289 и в соответствии с п. 1.1 постановления N1289 при наличии хотя бы одной заявки, содержащей предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяют условия допуска товаров, отраженные в подпункте 1.4 пункта 1 приказа N 126н.
Между тем, участником ООО "А-Фарм" в заявке была приложена декларация сведений о документах в соответствии с п. 1.2 постановления N 1289:
Требование постановления |
Данные документа |
Сведения о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" |
Наименование производителя лекарственных средств: АО "Биохимик", Россия (Российская Федерация).
Номер сертификата GMP: N GMP/EAEU/RU/00014-2021
Дата выдачи сертификата: 23 апреля 2021 г.
Приказ о выдаче сертификата (номер, дата): N 1446 от 23 апреля 2021 г.
Срок действия сертификата: действует до 10 марта 2024 г.
(информация соответствует Государственному реестру сертификатов GMP на сайте МИНПРОМТОРГ РОССИИ https://minpromtorg.gov.ru/) |
Сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке |
Сертификат N СП-0001324/11/2021 Дата выдачи: 16.11.2021 г.
(информация соответствует данным о выдаче документов СП на сайте МИНПРОМТОРГ РОССИИ https://minpromtorg.gov.ru/) |
Таким образом, участником ООО "А-Фарм" приложены все необходимые сведения для признания ее соответствующей.
Заявка участника в соответствии с пп. "а" пп. 1.4 пункта 1 приказа N 126н закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств:
В государственном реестре лекарственных средств в отношении лекарственных препаратов указаны сразу несколько возможных фармацевтических субстанций, в том числе указан российский производитель лекарственного препарата ООО "Биохимик", который предложен участником закупки.
Комиссией также установлено:
В приложенном сертификате N СП-0001324/11/2021 указан номер регистрационного удостоверения - ЛП-007280. В регистрационном удостоверении NЛП-007280, который также приложен участником в составе заявки, указано, что АО "Биохимик" осуществляет все стадии производства:
В приложенном ООО "А-Фарм" в составе заявки сертификате N СП-0001324/11/2021 в графе 1.1 указано, что фармацевтическая субстанция получается методом выделения из источников животного происхождения.
В пункте 59 приложения 2 к Административному регламенту Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче документа, содержащего сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза, утвержденного приказом Минпромторга России от 31.12.2015 N4368, для фармацевтических субстанций, получаемых методами выделения из источников биологического, животного или растительного происхождения, отсутствует информация о стадии производства до получения молекулы.
Согласно пункту 59 данного перечня для фармацевтических субстанций предусмотрены следующие стадии технологического процесса производства: обработка (без изменения молекулы); завершающие стадии производства; фасовка; упаковка.
Таким образом, прочерк в графе 2.А.1 не подтверждает факт производства фармацевтической субстанции препарата, предложенного победителем аукциона, на территории иностранного государства.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2022 N 11АП-9532/22 по делу N А72-17557/2021.
Участником закупки ООО "А-Фарм" в составе заявки предоставлен сертификат о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее - Соглашение) - копия сертификата о происхождении товара по форме СТ-1 N2056000051. В графе 9 "Критерий происхождения" согласно разделу 7 Соглашения указывают следующие критерии происхождения товаров:
"П" - товар, полностью произведенный в государстве - участнике Соглашения;
"Д1905" - товар, подвергнутый достаточной обработке/переработке, с указанием первых четырех цифр кода товарной позиции по ТН ВЭД конечной продукции;
"К" - товар, страна происхождения которого определена на основе кумулятивного принципа.
Согласно сертификату по форме СТ-1 N 2056000051 для лекарственного препарата Энопарин, производимого АО "Биохимик", критерий происхождения- "П".
Таким образом предоставленный Заявителем сертификат по форме СТ-1 N 2056000051 также подтверждает, что лекарственный препарат является полностью произведенным в государстве - участнике Соглашения.
На основании вышеизложенного у комиссии по осуществлению закупок не имелось оснований не применять правила, установленные в п. 1.4 приказа Минфина N126н.
Изучив представленные материалы, выслушав доводы представителей сторон по жалобе ООО "ЭКСТРЕМФАРМ-С" Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 установлены ограничения и условия допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Условия допуска определены Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Исходя из вышеописанных положений постановления Правительства РФ от 30.11.2015 г. N 1289, а также положений п. 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности всех условий, описанных в указанных нормативных документах. При этом, указанные положения данного пункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
Таким образом, комиссия пришла к выводу что заказчик и аукционная комиссия правомерно применила положение подпункта 1.4 Приказа N126н.
Жалоба ООО "ЭКСТРЕМФАРМ-С" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
признать жалобу ООО "ЭКСТРЕМФАРМ-С" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская центральная районная больница", уполномоченного учреждения ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств ЭНОКСАПАРИН НАТРИЯ для нужд ГБУ РС (Я) "Намская ЦРБ" на 2022 год (извещение N 0816500000622013432) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместителя председателя Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 сентября 2022 г. N 014/06/49-1328/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2022