Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Технотек" (вх. 13125/22 от 05.09.2022), ООО "МД-Консалтинг" (вх. 13119/22 от 05.09.2022), ООО "Вершина" (вх. 13121/22 от 05.09.2022 г.) на действия Заказчика в лице Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г.Уфа при определении поставщика путем проведения закупки N 0101500000322000195 "Устройство освещения пешеходной зоны, прилегающей к Советской площади в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Устройство архитектурно художественной подсветки ".
По мнению Заявителей, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалобы поданы в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком и Уполномоченным органом была представлена информация по закупке N 0101500000322000195.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявители ООО "Вершина",ООО "МД-Консалтинг", ООО "Технотек" в жалобах указывают, что в извещении неверно установлены дополнительные требования в соответствии с постановлением Правительства N2571, необходимо было установить дополнительные требованиям в соответствии с п. 2 раздела 1: работы по сохранению культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Согласно ч.2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Комиссией установлено, что объектом закупки является устройство освещения пешеходной зоны, прилегающей к Советской площади в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Устройство архитектурно художественной подсветки.
На заседании комиссии было установлено, что Заказчик установил следующие дополнительные требования:
документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона (направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке): К участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о наличии опыта работ, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, предусмотренные частью 2 статьи 31 Федерального закона. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 устанавливается: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Документами, подтверждающими соответствие участника закупки, являются: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. |
ТРЕБУЕТСЯ |
|
В соответствии с Перечнем работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2022 года N 67 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" к видам работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия относятся:
Разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Разработка проектной документации и технический надзор за проведением работ по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также по приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для современного использования, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия (вступает в силу с 01.09.2024).
Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Разработка проектной документации и технический надзор за проведением работ по ремонту и приспособлению инженерных систем и оборудования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для современного использования и иных работ по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, не включающих реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия (вступает в силу с 01.09.2024).
Реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем.
Реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей.
Реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей.
Реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора.
Реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней.
Реставрация, консервация и воссоздание произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Реставрация, консервация и воссоздание живописи (монументальной, станковой).
Реставрация, консервация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства.
Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Ремонт объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и приспособление инженерных систем и оборудования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для современного использования и иные работы по приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для современного использования, не затрагивающие элементы объекта культурного наследия, представляющие собой историко- культурную ценность (вступает в силу с 01.09.2024).
В соответствии с пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно пункту 38 статьи 1 ГрК РФ элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Согласно пункту 3.2 СП 82.13330.2016 "Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП Ш-10-75", утвержденного Приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 года N 972/пр, благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
В соответствии с частью 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
1 внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;
2 проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;
3 организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;
4 организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны, расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;
5 размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;
6 размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;
7 организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
8 обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;
9 уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;
10 организации стоков ливневых вод;
11 порядка проведения земляных работ;
12 участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
13 определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
14 праздничного оформления территории муниципального образования;
15 порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 3 Правил благоустройства территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденному Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 23 июня 2020 года N 62/4 к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе:
1 детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга;
2 площадки для выгула животных и дрессировки собак;
3 площадки автостоянок;
4 улицы (в том числе пешеходные) и дороги;
5 фасады зданий, строений, сооружений;
6 парки, скверы, иные зеленые зоны;
7 места погребения;
8 площади, набережные, пляжи и другие территории;
9 технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны;
10 остановочные пункты;
11 контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп отходов.
В извещении об осуществлении закупки N 0101500000322000195 в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлено требование о наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1 опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2 опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3 опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, учитывая, что объектом закупки является выполнение работ по благоустройству территории, установление дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с позицией 9 приложения к Постановлению N 2571 является надлежащим соблюдением законодательства о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком и Уполномоченным органом установлены дополнительные требования в соответствии с постановлением Правительства N2571.
Довод признается необоснованным.
Жалобы ООО "МД-Консалтинг" и ООО "Технотек" признаются необоснованными.
Заявитель ООО "Вершина" в жалобе указывает, что Локально-сметном расчете имеется требование "Модель NVS05-A0161", которому соответствует единственный производитель Русэкосвет.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В извещении Заказчика установлено в случае, если в техническом задании применяются указания на знаки обслуживания, фирменные и торговые наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, указания на товарный знак, наименование страны происхождения товара или наименование производителя, наименование места происхождения товара, то такие указания считаются ничтожными.
Комиссией установлено, что "Модель NVS05-A0161" соответствует единственному производителю Русэкосвет, а также не указана словами "или эквивалент".
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод признается обоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что в описании объекта закупки указано требование о получении расширительной документации, вместе с тем, не перечислены конкретные расширительные документы и на что они необходим.
В соответствии ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В извещении указано следующее: Получение разрешительной документации в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на выполнение работ на фасадах зданий осуществляется Подрядчиком.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ.
Согласно п. 5.4. Приказа Министерства культуры РФ от 21 октября 2015 г. N 2625 "Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия":
В случае проведения работ, связанных с ремонтом объекта культурного наследия, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны:
1 заявление о выдаче Разрешения по рекомендуемому образцу (приложение N 5 к Порядку), подлинник, в 1 экземпляре;
2 документы, указанные в подпунктах 3, 5 и 6 пункта 5.2 Порядка;
3 проектная документация (рабочая) либо рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ, согласованная с заказчиком, подлинник, в 1 экземпляре.
На основании вышеизложенного, Поз.1 Описания объекта закупки содержит следующее: Получение разрешительной документации в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на выполнение работ на фасадах зданий осуществляется Подрядчиком.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что в составе размещенной документации отсутствует проектная документация.
В соответствии ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 5.4 приказа Министерства культуры Российской Федерации от 21 октября 2015 года N 2625 "Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия" (далее - Порядок) установлено, что в случае проведения работ, связанных с ремонтом объекта культурного наследия, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны для получения разрешения в органе охраны объектов культурного наследия предоставляется:
1 заявление о выдаче Разрешения по рекомендуемому образцу (приложение N 5 к Порядку), подлинник, в 1 экземпляре;
2 документы, указанные в подпунктах 3, 5 и 6 пункта 5.2 Порядка;
3 проектная документация (рабочая) либо рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ, согласованная с заказчиком, подлинник, в 1 экземпляре.
Согласно пояснениям Заказчика, работы предусмотренные закупкой могут быть выполнены так, чтобы особенности объекта культурного наследия, составляющие предмет охраны остались неизменны.
В данном случае, в комплекте документов, направляемых в органы охраны объектов культурного наследия для получения разрешения, Подрядчик включает только документы, предусмотренные пунктом 5.4 Порядка. Составление и разработка проектной документации в полном объеме для работ по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренного пунктом 5.2 Порядка, при этом не требуется.
Затраты на непредвиденные расходы, связанные с формированием указанных чертежей, учтены сводным сметным расчетом и составляются Подрядчиком на основе Описания объекта закупки, которое содержит, в том числе, "Ведомости объема работ и Локальные сметные расчеты".
Довод признается необоснованным.
Жалоба ООО "Вершина" признается частично-обоснованной.
В соответствии с п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд N727/14 от 19 ноября 2014 г. Комиссия Башкортостанского УФАС России приняла решение предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, так как выявленные нарушения не могли повлиять на конечный результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Технотек" необоснованной.
3. Признать жалобу ООО "Вершина" частично-обоснованной.
4. В действиях Заказчика установлено нарушение п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. Комиссии, Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
6. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 9 сентября 2022 г. N ТО002/06/106-1579/2022 (ключевые темы: объекты культурного наследия - реставрация - участники закупок - памятники истории и культуры - благоустройство территории)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2022