Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Комитет по здравоохранению Ленинградской области:
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Торговый дом Гермес":
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 1501- ИП/22 от 31.08.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку аппаратов рентгеновских стационарных для рентгенографии цифровых.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 19.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 165 200 000 руб.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что Конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно первому доводу жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком ненадлежащим образом составлено извещение об осуществлении закупки. В частности, описание объекта закупки составлено в нарушение Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя код позиции КТРУ, установленный Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, не соответствует объекту закупки, считает, что Заказчик должен был установить один из следующих кодов КТРУ 26.60.11.113-00000098 или КТРУ 26.60.11.113-00000093.
Комиссия установила, что объектом закупки является поставка аппаратов рентгеновских стационарных для рентгенографии цифровых. Извещением об осуществлении закупки предусмотрен код КТРУ - 26.60.11.112-00000007 (Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная, цифровая).
Описанием объекта закупки определен объект закупки - Аппарат рентгеновский стационарный для рентгенографии цифровой (КТРУ 26.60.11.112-00000007 Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная, цифровая).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил: "согласно общепринятой терминологии в радиологии понятия рентгеноскопии и флуроскопии являются тождественными и определяются как метод рентгенологического исследования, при котором изображение объекта получают на светящемся (флуоресцентном) экране. (Линденбратен Л.Д., Королюк и.п. Медицинская радиология (основы лучевой диагностики лучевой терапии): Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2000, ср. 86).
Также в реестре радиоэлектронной продукции Минпромторга, к оборудованию, планируемому к закупке установлен код КТРУ 26.60.11.112-00000007 - Система флуроскопическая рентгеновская общего назначения стационарная, цифровая, код ОКПД 2-26.60.11.13-00000098 обязателен к применению с 01.01. 2023 года, а код КТРУ 26.60.11.113-00000093 не может применять для закупки для флуороскопии, что указано в описательной части".
Таким образом, изучив материалы дела и положения Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком корректно был выбран и установлен код КТРУ- 26.60.11.112-00000007 (Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная, цифровая), который наиболее полно отражает назначение закупаемой системы, в соответствии с данными, полученными из реестра.
Во втором доводе жалобы Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно установлены требования к дополнительным характеристикам товара, неустановленные КТРУ.
Согласно пункту 6 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Правила ПП РФ N145): "В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога)".
Таким образом, Правила ПП РФ N145 устанавливают обязанность Заказчика обосновать указание дополнительных характеристик товара (работ, услуг).
Комиссия установила, что установленный Заказчиком код КТРУ- 26.60.11.112-00000007 (Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная, цифровая) не содержит описания (характеристик) закупаемого товара.
Представитель заказчика пояснил, что в связи с отсутствием в описательной части КТРУ с указанием характеристик закупаемого товара, Заказчиком были установлены параметры, согласно действующему ГОСТ в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия установила, что Заказчиком установлены значения (характеристики) показателей в соответствии с ГОСТ, руководствуясь правилами описания объекта закупки установленными статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно положениям Закона о контрактной системе, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Указание Заказчиком в извещении об осуществлении закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, Заказчик установил те требования и характеристики к закупаемому товару, которые могут в полной мере удовлетворить его потребности, исходя из опыта поставки, и необходимости достижения конкретной цели, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Исходя из указанного, в действиях Заказчика отсутствуют признаки нарушения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Торговый дом Гермес" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 6 сентября 2022 г. N 047/06/42-2594/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2022