Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
Из представленных в Ленинградское УФАС Заказчиком документов следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N0145300013121000080 от 22.06.2021 на благоустройство детских площадок, расположенных в городе Бокситогорске (далее - Контракт);
Из направленного Заказчиком обращения следует, что 17.08.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
В результате чего, заседание Комиссии проходило 06.09.2022 в 15:30 в формате видеоконференцсвязи.
Однако, в связи с тем, что между сторонами согласована встреча на объекте 09.08.2022 и необходимостью приобщения части документов, а также дополнительного изучения материалов дела, которые имеют решающие значение в рассматриваемом деле, Комиссия сделала перерыв в заседании с повторным вызовом сторон в формате видеоконференцсвязи, запросив у Общества и Заказчика письменную позицию и необходимые документы, заседание продолжилось 12.09.2022 в 17:30, Участник и Заказчик обеспечили явку, а также предоставили запрашиваемые документы и пояснения.
Комиссия Ленинградского УФАС, оценив представленные Заказчиком и Участником документы и пояснения, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 11.3. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращения Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято 17.08.2022 на основании того, что Участник выполнил работы лишь на 40%, а также нарушены сроки.
Ввиду выявленных, по мнению Заказчика, фактов неисполнения обязательств по Контракту, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так, Комиссия выявила, что п. 1.3. Контракта установлено, что Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в соответствии с прилагаемым техническим заданием (Приложение N1), локальными сметными расчёта (Приложение N2) выполнить на условиях настоящего Контракта благоустройство детских площадок, расположенных в городе Бокситогорске, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в соответствии с условиями Контракта.
Согласно п. 2.1. Контракта срок выполнения работ: 60 (шестьдесят) календарных дней со дня заключения Контракта.
В соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) объектом закупки является благоустройство детских площадок, расположенных в городе Бокситогорске:
- устройство покрытий детских площадок, расположенных в городе Бокситогорске
- установка ограждения и монтаж спортивного оборудования.
В обязанности Участника по Контракту входит в том числе:
- 5.2.1.Принять по акту приема-передачи от Заказчика объект для выполнения работ по настоящему Контракту и обеспечить его сохранность на весь период выполнения работ.
- 5.2.2.Приступить к выполнению работ не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента приема объекта и окончить выполнение работ в сроки, указанные в пункте 2.1 настоящего Контракта.
- 5.2.3.Выполнить фотофиксацию объекта до выполнения работ, поэтапно, и после выполнения работ. Материалы фотофиксации (в бумажном и электронном виде) являются обязательным приложением к акту освидетельствования скрытых работ.
- 5.2.4.Обеспечить в течение всего периода выполнения работ по Контракту чистоту прилегающей к Объекту территории, не допуская её захламления строительными отходами.
- 5.2.7.Выполнить предусмотренные Контрактом работы, обеспечив их надлежащее качество в соответствии со Строительными нормами и Правилами, техническими спецификациями, техническими требованиями, санитарными и эпидемиологическими нормами и правилами, требованиями пожарной безопасности в сроки, установленные Контрактом, не допуская выполнения объемов работ сверх установленных Контрактом.
- 5.2.8.Выполнять и обеспечивать выполнение работ с соблюдением норм техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, санитарными и эпидемиологическими нормами и иными требованиями законодательства РФ.
- 5.2.10.Своевременно оформлять исполнительную документацию и акты на скрытые работы, извещая Заказчика не менее, чем за 24 часа о времени освидетельствования скрытых работ. Если закрытие скрытых работ последующими работами выполнено без информирования об этом Заказчика или информировании его с опозданием, то Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ согласно требованиям Заказчика, а затем восстановить ее за свой счет.
- 5.2.12.В случае, если Заказчиком будут обнаружены некачественно выполненные работы, Подрядчик своими силами и за свой счет обязан в согласованный срок переделать эти работы для обеспечения их надлежащего качества. При невыполнении Подрядчиком этой обязанности, Заказчик вправе для исправления некачественно выполненных работ привлечь стороннюю организацию с оплатой расходов за счет Подрядчика.
- 5.2.13.Исполнять полученные в ходе выполнения работ указания Заказчика, иных уполномоченных государственных органов и лиц, осуществляющих ведение контроля и надзора за работами, которые заносятся в соответствующие журналы. А также в срок, установленный предписанием Заказчика, иных уполномоченных государственных органов и лиц, осуществляющих ведение надзора за работами, устранять обнаруженные им недостатки в выполненной работе или иные отступления от условий Контракта.
- 5.2.16.Выполнить иные обязанности, предусмотренные законами РФ, иными правовыми актами и Контрактом.
Согласно п. 11.1. Контракт вступает в силу со дня его заключения и действует до 31.08.2021 года. Истечение срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон, за исключением гарантийных обязательств.
Приложения к Контракту:
1) Техническое задание.
2) Локальные сметные расчёты: N21-04-01; N21-04-23.
Материалами дела подтверждается, что стороны заключили 8 дополнительных соглашений (N1 об увеличении цены Контракта, N2, N3, N4, N5, N6, N8 о переносе срока действия Контракта, N7 о перераспределении средств финансирования),
Комиссия УФАС Ленинградской области установила следующую позицию сторон.
Из позиции Заказчика:
В нарушение условий Контракта:
1. Не завершены, не предъявлены Подрядчиком и не приняты Заказчиком следующие работы:
- монтаж спортивного оборудования;
- устройство основания из гранитной крошки (отсева);
- устройство ограждения;
2.Не выполнены следующие работы:
- устройство покрытия из бесшовного двухслойного водопроницаемого покрытия из каучуковой крошки с комбинацией различных цветов в виде узоров, и изображений;
-посев газонов;
- устройство входной зоны (тротуар);
3.Не представлена после устранения замечаний исполнительная документация на выполненные работы. Заказчик неоднократно в адрес Подрядчика направлял письма о выявленных замечаниях в предоставляемой Подрядчиком исполнительной документации по Объекту:
- Заказчиком в адрес Подрядчика 23.06.2021 был направлен перечень исполнительной документации, необходимый для оформления на Объекте;
- на предоставляемую Подрядчиком (06.08.2021, 10.08.2021, 11.08.2021, 28.09.2021, 01.10.2021) исполнительную документацию направлялись замечания (14.08.2021, 16.08.2021, 14.08.2021, 04.10.2021, 29.10.2021);
- на представляемую Подрядчиком исполнительную документацию в бумажном виде после рассмотрения направлялись письма с указанием замечаний (исх-4964/2021 от 18.08.2021; исх-6096/2021 от 16.11.2021; исх-А-928/2021 от 23.11.2021; исх.6263/2021 от 14.12.2021; исх-6321/2021 от 16.12.2021) направлялись письма в адрес Подрядчика с просьбой ускорить выполнение работ, подготовку исполнительной документации и уведомляли, что будут выставлены пени за каждый день просрочки (исх.-4964/2021 от 18.08.2021, исх. - 6096/2021 от 16.11.2021, исх.-4234/2022 от 02.09.2022).
- на объекте выявлялись материалы (известковый щебень), которые не соответствовал условиям Контракта (исх.-4095/2021 от 30.07.2021 г.). После претензии Подрядчиком известковый щебень был заменён на гранитный.
На основании чего, Заказчик сообщил, что на дату рассмотрения настоящего дела обязательств исполнено лишь на сумму 2 720 209,32 рублей, при цене Контракта 6 710 000,00 рублей.
Из позиции Участника:
Общество признает, что имело место нарушение сроков и объемов выполнения работ, вместе с тем просит учесть, что задержка начала выполнения работ произошла в связи с необходимостью проведения ряда обязательных подготовительных работ не учтенных Контрактом, таких как: разбивка территории с созданием на территории плановой разбивочной основы с переносом заранее предусмотренных площадных объектов при участии представителя заказчика, планировка территории, со срезкой неровностей, засыпкой углублений, зачисткой поверхностей, подготовкой к разработке грунта.
14.07.2021 Общество направляло в адрес Заказчика письмо с исх. N 0507 в котором просило согласовать увеличение предусмотренных Контрактом работ в виду необходимости соблюдать требования качеству исполняемых работ, предусмотренные п. 5 Технического задания, являющегося неотъемлемой частью контракта (фактическая потребность песка составляет 835 м3, что не соответствовало первоначальным сметам).
02.08.2021 Общество направляло адрес Заказчика письмо с исх. N 118 в котором сообщило, что локальный сметный расчет не соответствует техническому заданию и предложило исключить из локального сметного расчета щебень марка 800 фракции 20-40 и добавить щебень марки 1400 фракции 20-40 (письмом вх. N 4142/2021 Заказчик согласовал щебень марки 1400 фракции 20-40).
16.08.2021 Общество направило в адрес Заказчика письмо с исх. N 07/08 в котором приостановило работы и просило принять выполненные работы по разработке грунта под покрытия и устройству основания из песка. Приостановка связанна с невозможностью приступить к работам по устройству последующих слоев оснований, так как после устройства слоя основания из нетканого геотекстиля Дорнит 200 г/м2 повторное предъявление работ по устройству основания из песка является невозможным.
Кроме того, в адрес Исполнителя не передавалась проектно-сметная документация на благоустройство территории, отражающая планировочную организацию земельного участка и содержащая исчерпывающий перечень чертежей: план организации рельефа в проектных отметках, план организации рельефа в проектных горизонтах, продольные и поперечные профили, план земельных масс с ведомостью подсчета объема работ.
03.09.2021 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо с исх. N 154 в котором просил принять выполненные работы по устройству основания на основании шурфования.
14.09.2021 Исполнитель направил в адрес Заказчика письмо с исх. N 168 в котором попросил предоставить проект эскиза и узоров и изображений на площадке, согласно пункту 7.2 Технического задания. Без этих данных реализация узоров и изображений на резиновой крошке невозможна.
23.12.2021 Общество направило в адрес Заказчика письмо с исх. N 199 в котором просило продлить срок до 30 июня 2022 года в связи с тем, что работы, предусмотренные по контракту невозможно выполнять в зимний период года.
В 2022 году Общество выполняло работы в той части, где это было возможно, происходило взаимодействие с Заказчиком, также на исполнение Контракта повлияла коронавирусная инфекция и международная обстоновка.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" указанного пункта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 17.08.2022.
Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС.
Представитель Заказчика пояснил, что оставляет вопрос о включении сведений в РНП об Участнике на усмотрение Комиссии Ленинградского УФАС, пояснив что с его стороны не будет никаких ходатайств, тем не менее Заказчик пояснил, что односторонний отказ принят им правомерно, так как работы полностью не завершены.
Представитель Участника пояснил, что Участник п вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений уклониться от своих обязательств не имелось. Участник при этом просит обратить внимание Комиссии на следующие дополнительные обстоятельства:
- Участник выполнял работы в 2021 и 2022 годах и стремился закончить и передать результат работ Заказчику, намерений целенаправленно сорвать Заказчику закупку не имелось, поскольку часть работ он выполнил;
- Участник просит обратить внимание, что имела место необходимость согласования дополнительных работ по сметам с Заказчиком.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам (Комиссия просит обратить внимание сторон, на каждый из выводов, поскольку принятое решение о не включении сведений в РНП об Обществе, не свидетельствует о согласии с его позицией по всем пунктам):
1) Комиссия считает необходимым особо отменить отметить, что поддерживает позицию Заказчика о том, что у него действительно имелись обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Данная позиция Комиссии основана на двух составляющих.
Во-первых, согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту работы должны выполняться в соответствии с согласованным и утвержденными условиями и Техническим заданием.
В п. 2.1 Контракта имеется конечный срок исполнения обязательств - 60 дней, который превышен более чем на год, ввиду того, что Общество самостоятельно подписало Контракт на данных условиях.
Во-вторых, Комиссией установлено, а также материалами дела подтверждается, что между Заказчиком и Участником существует гражданско-правовой спор.
Комиссия, озвучивала во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что она не рассматривала данный гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП, таким образом, настоящее решение не предрешает исход гражданско-правового спора и не влияет на исход судебного разбирательства.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, а не разрешала гражданско-правовой спор.
Комиссия исходит из того, что положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что является в данном случае достаточной мерой по сравнению с включением сведений в РНП.
На вышеуказанные моменты Комиссия обращает внимание сторон в связи с тем, что Верховный Суд РФ в Определении по делу N А32-47028/2018 от 12.03.2020 перечислил обязанности антимонопольного органа, которые сводятся к проверке, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли существенным такое нарушение. Сам по себе отказ заказчика от исполнения контракта не имеет как такового значения для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений от заказчиков к контролирующему органу.
Под влиянием судебной власти сформировался подход, согласно которому антимонопольный орган обязан установить вину лица в форме умысла, определить степень его заботливости и осмотрительности, выявить наличие или отсутствие нацеленности и заинтересованности в действиях (бездействии), направленных на исполнение его обязательств.
Таким образом, антимонопольный орган полноценно исследует и анализирует действия (бездействие) участника контрактной системы в связи с развитием института РНП, основанном на эволюции судебной интерпретации положений Закона о контрактной системе, а не поверхностном анализе текста одностороннего отказа Заказчика.
Комиссия принимает во внимание факт возникновения противоречий между сторонами Контракта, которые могли оказать влияние на возможность исполнения обязательств, так как оба контрагента должны учитывать права и законные интересы друг друга, а также действовать в соответствии с ожиданиями обычного поведения участника гражданского оборота.
Из всего вышеизложенного, Комиссия Ленинградского УФАС, согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком, не означает автоматическое включение Участника в РНП.
В ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства.
Комиссия находит данные подтверждения и доказательства в том, что Участник исполнил часть обязательств, что подтверждается актом, что уже не может доказывать намеренное неисполнение обязательств.
Кроме того, в материалы дела приобщены письма Участника с просьбами содействия от Заказчика.
Согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с Гражданским кодексом и Контрактом об указанных обстоятельствах Участник письменно информировал Заказчика, а также приостанавливал работы.
Согласно части 1 статьи 178 Гражданского Кодекса Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
В свою очередь материалами дела подтверждается и надлежащее содействие со стороны Заказчика по согласованию материалов и проблемных вопросов.
Таким образом, Комиссия руководствуется тем, что в ходе исполнения Контракта действительно могли возникнуть обстоятельства, разрешение которого возможно лишь при взаимодействии сторон.
Последовательность действий, намерение и желание Исполнителя выполнить обязательства и взаимодействовать с Заказчиком являются для Комиссии доказательством его стремления Участника исполнить возложенные на себя обязательства, что не может трактоваться как исключительно недобросовестное поведение Общества.
Анализ дела в своей совокупности не позволяет Комиссии усмотреть прямого умысла в действиях Участника сорвать обязательства перед Заказчиком.
2) Комиссия основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Общество обязательств в рамках заключенного Контракта.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела не находит безусловных действий Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП, при том, что нарушений Закона о контрактной системе со стороны Заказчика по данной закупке не выявлено.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "Инфинити ПРО" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12 сентября 2022 г. N 047/06/104-2609/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2022