Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ИНТЕРСОФТ-ДИСТРИБУЦИЯ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения "Оздоровительный комплекс "Бор" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку серверного, сетевого и сопутствующего оборудования для нужд ФГБУ "Оздоровительный комплекс Бор" (извещение N 0348100019922000236 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 24.08.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 8 063 064,99 руб.;
3) дата окончания подачи заявок 01.09.2022;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника закупки;
6) по результатам подведения итогов заявки 3 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Проекта контракта.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
1) В соответствии с пунктом 8 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 Закона о контрактной системе): датой приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного заказчиком.
Заказчиком в пункте 2.11 Проекта контракта установлено: "Датой приемки поставленного Товара считается дата размещения в ЕИС Документа о приемке, подписанного Заказчиком. Право собственности на Товар, риск утраты, случайной гибели или повреждения Товара переходят от Поставщика к Заказчику с момента подписания Документа о приемке".
Комиссия приходит к выводу, что указанное положение проекта контракта не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2) Заказчиком в Проекте контракта установлено, в том числе следующее:
"4.6. Срок годности поставляемого Товара должен составлять не менее 2/3 от установленного производителем срока годности (далее - Остаточный срок годности). Срок годности на поставляемый Товар определяется в технических характеристиках (потребительских свойствах).
4.7. Товар должен соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству Товара в момент его передачи и в течение Остаточного срока годности, установленного настоящим Контрактом.
4.8. Заказчик имеет право предъявлять претензии по качеству Товара в течение Остаточного срока годности Товара. В течение Остаточного срока годности Товара Поставщик обязан за свой счет заменить Товар ненадлежащего качества, если не докажет, что недостатки Товара возникли в результате нарушения Заказчиком правил хранения Товара. Замена Товара производится в течение двух рабочих дней с момента уведомления Заказчиком Поставщика".
Представитель Заказчик на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"В п. 4.6-4.8 проекта Контракта указан термин "Срок годности". Согласно ст. 5 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" регулируются три вида сроков:
срок службы;
срок годности;
гарантийный срок.
"Срок годности - это период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению".
Заказчиком не найден ни один документ, где было бы указано, что термин "срок годности" применяется категорически только для продовольственного и медицинского назначения. Корректнее было бы использовать термин "срок службы", но замена термина не изменит смысл проекта Контракта и его назначение".
Изучив положения Проекта контракта и Технического задания, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанного условия противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3) Заказчиком в Проекте контракта установлено, в том числе следующее:
"8.1. В случае, уменьшения объема финансирования за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания или средств субсидий на иные цели, Заказчик в ходе исполнения Контракта обеспечивает согласование новых условий Контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения Контракта и (или) объема услуги, предусмотренных Контрактом, с учетом требований ст.95 Федерального закона ФЗ-44.
8.2. В случае, если Поставщик отказывается от согласования новых условий Контракта при наступлении обстоятельств, указанных в п. 8.1 Контракта, Заказчик вправе расторгнуть Контракт в одностороннем порядке".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что установление условия, указанного в пункте 8.2 Проекта контракта приводит к необоснованному ограничению конкуренции и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании ненадлежащим образом установлены условия поставки товара.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Техническом задании установлено, в том числе следующее:
"5.2. Товар должен быть изготовлен в соответствии с требованиями действующих стандартов по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов товара, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.
5.3. Поставляемый товар должен быть безопасен для жизни, здоровья, имущества заказчика и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации (статья 469, статья 470 ГК РФ).
Безопасность товара для жизни и здоровья потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации подлежит обязательному подтверждению в соответствии с Единым перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 // "Собрание законодательства РФ", 14.12.2009, N 50, ст. 6096).
5.9. Товар должен быть изготовлен из экологически безопасных материалов, обладать повышенной износоустойчивостью, соответствовать правилам эргономики и безопасности.
5.10. Товар должен соответствовать требованиям санитарных норм по допустимым уровням физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях (СанПиН 001-96. "Санитарные нормы допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях" утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 19.01.1996 N 2).
5.11. Товар не должен содержать и выделять при хранении и в процессе эксплуатации токсичных, агрессивных веществ (концентрации вредных веществ не должны превышать нормы, установленные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2).
7.1. Поставщик подтверждает качество и безопасность поставляемого товара представлением документов, подтверждающих его качество и безопасность в соответствии с
- Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"// "Собрание законодательства РФ", 30.12.2002, N 52 (ч. 1), ст. 5140;
- Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"// "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133;
- Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // "Собрание законодательства РФ", 05.04.1999, N 14, ст. 1650;
- Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" // "Собрание законодательства РФ", 14.12.2009, N 50, ст. 6096.
7.3. При осуществлении поставки товара поставщик должен представить оригиналы или надлежащим образом заверенные копии действующих сертификатов качества и сертификатов соответствия требованиям нормативных документов на поставляемый товар, разрешающих использование поставляемого товара на территории Российской Федерации.
Сертификат или декларация о соответствии этой продукции принимается при наличии у поставщика протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре), или сертификата системы качества, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке, или действительного сертификата соответствия на продукцию, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Все указанные требования взяты из Технического задания. Давая согласие на участие в открытом аукционе и подавая заявку, любой Участник дает согласие на поставку товара, соответствующего качества.
Именно эти документы их пункта 7.2. являются подтверждением качества поставленного товара.
Сертификат соответствия - это документ, удостоверяющий качество товара, соответствие товара установленным требованиям, который выдают компетентные органы. В российском законодательстве: сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
- Наличия сертификата соответствия на импортный товар подтверждается право его использования на территории Российской Федерации.
- При продаже товаров, подлежащих обязательной сертификации, у продавца должен быть либо сам сертификат (его заверенная копия), либо товаросопроводительные документы, в которых указаны все данные о сертификате. Законодательство о торговле запрещает реализацию товаров, подлежащих обязательной сертификации или декларированию соответствия, без соответствующих документов.
- Заказчик не просит нотариально заверенную копию сертификата, только лишь надлежащим образом заверенную копию сертификата. Сертификат может быть заверен держателем подлинника сертификата".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных условий поставки товара не ограничивают количество участников закупки и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании установлены требования к характеристикам товаров, не предусмотренные Каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе КТРУ обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в том числе, осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил формирования каталога установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 9.1 Технического задания установлены требования к техническим характеристикам товара, в отношении которого предусмотрена соответствующая позиция КТРУ - 26.20.14.000-00000001 "Сервер".
Изучив извещение о проведении Аукциона, Комиссия установила, что при формировании описания объекта закупки в части характеристик поставляемых товаров в Техническом задании Заказчиком не применена соответствующая позиция КТРУ, а также не размещено надлежащее обоснование установления дополнительных характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ, в полной мере раскрывающее потребность Заказчика, что противоречит Правилам и положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИНТЕРСОФТ-ДИСТРИБУЦИЯ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 06.09.2022 N 050/06/105-32278/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 6 сентября 2022 г. N 050/06/105-32278/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2022