Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии: ; членов Комиссии: , рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пунктами 6.4 - 6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 и в результате проведения в соответствии со статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проверки в отношении жалобы общества с ограниченной ответственностью "Савир" (далее - ООО "Савир", Общество, Заявитель) на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа (далее - Уполномоченный орган), Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная больница имени Р.И.Батмановой" (далее - ГБУЗ НАО "НОБ им. Р.И.Батмановой", Заказчик) при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки: "Поставка средств дезинфекционных" (Извещение N 0184200000622000914):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 01.09.2022;
2) наименование объекта закупки: "Поставка средств дезинфекционных";
3) начальная максимальная цена контракта - 6336157.14 Российский рубль
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
5)дата и время окончания срока подачи заявок -09.09.2022 09:00;
6) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 13.09.2022;
в присутствии представителей Заказчика действовавших на основании доверенностей, в отсутствии представителей Уполномоченного органа и Заявителя (уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
Из жалобы Заявителя (вх. N 2223) следует, что Заказчиком при описании объекта закупки нарушены требования Закона о контрактной системе, в части установления без надлежащего обоснования характеристик товара, не предусмотренных Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, что создает препятствие для Заявителя принять участие в закупке и организовать поставку товара.
Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Уполномоченным органом, Заказчиком представлены запрошенные документы и письменные пояснения (возражения) по существу жалобы.
В соответствии представленным в порядке части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе возражениям Уполномоченный орган и Заказчик с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной.
На основании части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Иных письменных документов, обосновывающих доводы жалобы, Заявителем в материалы дела не представлены.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, а также представленные документы, связанные с правовым анализом обстоятельств закупки, находятся в следующей взаимосвязи с нормами Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Как указано выше, согласно извещению, объектом закупки является поставка средств дезинфицирующих для нужд ГБУЗ НАО "НОБ им. Р.И.Батмановой".
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) во исполнение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), устанавливающие порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно подпункту "б" п. 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п. 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, по коду КТРУ 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее" установлена характеристика к товару: форма выпуска - жидкость.
При этом указание дополнительных характеристик не запрещено.
В Приложение N 1 к Извещению об осуществлении закупки заказчик установил требования к товару, подлежащего поставке, в том числе по позициям 1: в качестве активной основы средство должно содержать регулятор рН, поверхностно-активные вещества, пропиловый спирт не менее 17 и не более 19 %, ЧАС не менее 0,25% и не более 0,4 %; по позиции 2: в качестве действующих веществ средство содержит спирт (пропанол-2) не менее 70%, антимикробную добавку полигексаметиленбигуанид гидрохлорид не более 0,1 %; по позиции 3: готовое к применению средство в виде прозрачной гелеобразной жидкости на основе ундецеленамидопропилтримониум метилсульфата не более 1%, а также моющих, дезодорирующих, увлажняющих, ухаживающих за кожей компонентов. Средство не должно содержать ЧАС, хлоргексидина, кислот, фенолов и их производных.; по позиции 5: концентрированное средство предназначено для очистки и обезжиривания сильнозагрязненных поверхностей - снимает масляные и жировые загрязнения в процессе мойки различных поверхностей. Концентрация рабочего раствора не менее 3%, в зависимости от типа загрязнений и вида оборудования, действует в течение не менее 15 минут, затем смывается большим количеством воды; по позиции 6: средство должно представлять собой готовый к применению раствор, и должно содержать в качестве действующих веществ перекись водорода в концентрации не менее 6,0 %, не содержать других активных действующих веществ, красителей, ароматизаторов. Дезсредство должно обладать антимикробным действием в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий (включая туберкулез, ООИ: сибирская язва, чума, сап, мелиоидоз, холера, туляремия), вирусов и дерматофитий. Антимикробные свойства средства сохраняются в присутствии моющих средств. Предназначено для дезинфекции поверхностей в помещениях, жесткой мебели, сантехнического оборудования, белья, посуды, игрушек, предметов ухода за больными, уборочного материала.
В Приложения N 1 к Извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" по всем характеристикам товара звездочками указаны обоснования применения дополнительных характеристик, в частности: Характеристики описания объекта закупки указаны с учетом потребностей Заказчика, а также в целях, предусмотренных пп. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145). КТРУ не содержит достаточного описания товара, в связи с чем Заказчиком были включены характеристики, позволяющие понять потребность Заказчика исходя из специфики осуществляемой деятельности, профильности учреждения, особенности проводимых процедур, что не нарушают положение законодательства о контрактной системе и не ограничивают конкуренцию.
Заявитель полагает, что "параметры дезсредств по всему техническому заданию противоречат действующему законодательству и служат одной цели - ограничению конкуренции".
Письменные пояснения Заказчика свидетельствуют о том, что "в настоящем случае необходимость указания дополнительных характеристик обусловлена большим, нежели в 2017-2019 г.г., количеством санитарно-эпидемиологических требований, повышенными требованиями к дезинфекции в период распространения вируса COVID-19, в частности:
- СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней";
- СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг";
- временные методические рекомендации "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 16 (18.08.2022)", утв. Минздравом России;
- рекомендации по проведению профилактических мероприятий в целях предотвращения распространения COVID-19 при восстановлении профильной деятельности медицинских организаций, перечисленные в Письме Роспотребнадзора от 25.05.2020 г. N02/10499-2020-32;
Критерии и показатели эффективности дезинфицирующих средств также устанавливаются различными нормами и стандартами, например:
- ГОСТ Р 56990-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Химические дезинфицирующие средства и антисептики. Дезинфицирующие средства. Критерии и показатели эффективности;
- ГОСТ Р 59072-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства дезинфицирующие. Суспензионный метод определения антимикробной активности;
- ГОСТ Р 58151.4-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства дезинфицирующие. Методы определения показателей эффективности;
- другие.
Состав дезинфицирующего средства определяет основное его свойство - дезинфицирующее действие.
В силу пункта 93 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", требования к порядку проведения дезинфекции с целью профилактики отдельных инфекционных болезней устанавливаются в соответствии с требованиями Санитарных правил по профилактике соответствующего инфекционного заболевания.
Таким образом, потребности Заказчика в указанных характеристиках дезинфицирующих средств обусловлены необходимостью обеспечения безопасности здоровья граждан в медицинских организациях, правилами профилактики инфекционных заболеваний.
Требования в части указания качественных и функциональных технических характеристик закупаемого товара (состава действующих веществ), обусловлены тем, что они необходимы для обеспечения защиты, безопасности и антисептического состояния помещений и медицинского оборудования; дезинфекции и предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения. Приобретаемые средства также должны быть эффективны в отношении микрофлоры в лечебном учреждении заказчика и безопасны для персонала и несовершеннолетних пациентов заказчика.
При организации медицинской деятельности в учреждении на заказчика возложена обязанность оказания высококвалифицированной медицинской помощи населению при массовых вмешательствах с соблюдением правил асептики и антисептики, а также в виду со сложившейся эпидемиологической обстановкой, с целью профилактики и борьбы с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), являющейся острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2), обязано проводить дезинфекцию в соответствии с Инструкцией Роспотребнадзора от 23.01.2020 г. N02/770-2020-32 по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами, которая точно указывает конкретные группы действующих веществ, которые должны быть использованы в вирулицидной (вызывающей гибель вирусов) концентрации для дезинфекции, и необходимые концентрации каждого из них.
Для исполнения требований Инструкции Роспотребнадзора от 23.01.2020 г. N02/770-2020-32, заказчик обязан указать в составе аукционной документации: конкретные группы действующих веществ, требования к количественному составу действующих веществ, относящихся к данным химическим группам, а также режимы применения, определяющие нормы расхода.
Включенные характеристики по содержанию активных действующих веществ гарантируют умерщвление микроорганизмов по эпидемиологическим показаниям".
Кроме того, в представленном письменном мнении Уполномоченный орган пояснил, что при формировании требований (характеристик) к предмету закупки заказчик первоначально исходил из потребности в закупке при оказании медицинской помощи людям, из опыта и практики применения дезинфицирующих средств, из требований профильных нормативов, из требований производственного процесса проведения противоэпидемических мероприятий.
В связи с изложенным Заказчик отметил, что на территории Российской Федерации в свободной продаже присутствуют как минимум три препарата, которые по техническим характеристикам соответствуют Описанию объекта закупки и находятся в свободной продаже.
Таким образом, государственным бюджетным учреждением здравоохранения в извещении установлены требования к дезинфицирующим средствам с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона N 44-ФЗ к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В материалы рассматриваемого дела Заявителем не представлено доказательств того, что сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона. Предметом аукциона являлась поставка товара, а не его изготовление. Товар может быть предложен заказчику различными поставщиками товара, круг которых неограничен, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела коммерческие предложения потенциальных участников закупки. Кроме того, Заказчик не предъявлял дополнительных требований ни к производителю товара, ни к участнику закупки.
Вопреки доводам жалобы, в отношении разъяснения положений извещения, внесения изменений в извещение, запросы не направлялись.
Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу о том, что содержащиеся в документе "Описание объекта закупки" извещения о закупке характеристики не носят ограничительный характер и установлены не в противоречие с требованиями Закона.
Комиссия при рассмотрении дела приходит к выводу о том, что объект закупки описан Заказчиком исходя из имеющихся потребностей, с учетом положений Закона; доказательств того, что указанное описание объекта закупки привело или могло привести к ограничению конкуренции или уменьшению количества потенциальных участников, Заявителем не представлено.
Помимо прочего, согласно Протоколу подачи ценовых предложений от 09.09.2022 NЦПА1 на участие в закупке ценовые предложения поступили от 4 участников, участник закупки под идентификационным номером 63 с предложением цены контракта 5 543 853 .68 рублей.
Также следует отметить, что участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем товара, в связи с чем, закупаемый товар мог быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов - потенциальных участников закупки. Необходимо отметить, что Заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Кроме того, по общему правилу указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Закон не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Кроме того, ООО "Савир" заявку на участие в торгах не подавало.
В пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020, разъяснено, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки, и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов, состоящих в удовлетворении государственных (муниципальных) нужд при обеспечении экономности и результативности соответствующих бюджетных ассигнований.
Нарушение действующего законодательства, выявленные по жалобам участников закупки не имеющих реальных намерений участвовать в торгах, не может повлечь нарушение их прав (Определение Верховного Суда РФ от 04.06.2021 N 308-ЭС21-7897 по делу N А61-1194/2020).
Следовательно, доводы Заявителя о нарушении Заказчиком требований Закона при описании объекта Закупки в ходе заседания Комиссии своего подтверждения не нашли.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Ненецкого УФАС России
РЕШИЛА:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью "Савир" на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа, Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная больница имени Р.И.Батмановой" при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки по наименованию объекта закупки: Поставка средств дезинфекционных" (Извещение N 0184200000622000914) признать необоснованной.
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 14 сентября 2022 г. N 083/06/106-29/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2022