Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 21 сентября 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Саралиев М.Х. - начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Исаев У.В. - начальник отдела контроля антимонопольного и рекламного законодательства,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Статус" на действия Комиссии по осуществлению закупок Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на поставку компьютерной техники, для нужд Государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Министерства здравоохранения Чеченской Республики",
в присутствии представителя Заявителя (посредством видеоконференцсвязи) - Новикова В.А. по доверенности N 3 от 05.09.2022,
в присутствии представителя Уполномоченного органа: Батаев Ю.К. по доверенности от 21.02.2022 N 90/01-15,
в отсутствие представителя Заказчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России с использованием единой информационной системы в сфере закупок, поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Статус" (далее - ООО "Статус") на действия Комиссии по осуществлению закупок Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу (далее - Уполномоченный орган) при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на поставку компьютерной техники, на начальную (максимальную) цену контракта 463 200,00 рублей (номер извещения 0194200000522002871), для нужд Государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Министерства здравоохранения Чеченской Республики", выразившиеся по мнению заявителя в нарушении требований статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в части необоснованного отклонения заявки участника закупки.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей Заявителя и Уполномоченного органа, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Из жалобы следует, что "30.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Заказчик разместил Извещение о проведении электронного аукциона N 0194200000522002871 и Документацию, согласно которым: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 463 200,00 рублей; 2) дата и время окончания подачи заявок - 07.09.2022 09:00 (МСК), идентификационный код 222201401498420140100100080010000242.
На участие в данном аукционе подано 2 заявки, 1 из которых допущена к участию в аукционе.
Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона (0194200000522002871) N 0194200000522002871-1-1 от 09.09.2022, заявка ООО "Статус" отклонена по причине несоответствия характеристик, представленных в п.1 в предложении участника об объекте закупки показателям, установленным заказчиком в описании объекта закупки требование заказчика: "Многофункциональное устройство (МФУ) Объем установленной оперативной памяти: 128 МБ" предложение участника "Объем установленной оперативной памяти: 512 МБ", что не соответствует требованиям установленным заказчиком.
ООО "Статус" в своей заявке указал следующие параметры поставляемого товара: Объем установленной оперативной памяти: 512 МБ. Настоящей технической частью предусматривается поставка: Многофункциональное устройство (МФУ), имеющих следующие технические характеристики: Объем установленной оперативной памяти: 128 МБ.
По смыслу части 1 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 34 названного Закона.
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В силу части 2 статьи 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении. При этом, в случае если иное не предусмотрено документацией об аукционе, поставляемый товар должен быть новым товаром.
Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Однако согласно части 3 статьи 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 названной статьи.
В силу приведенных нормативных положений заказчик вправе определить в документации об аукционе требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
По смыслу пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 указанного Закона и инструкцию по ее заполнению.
Как следует из части 1 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ, для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей (часть 3 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ).
Из подпункта "б" пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ следует, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать при размещении заказа на поставку товара конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
В силу части 3 статьи 41.9 Закона N 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены рассматриваемой статьей.
Согласно части 4 статьи 41.9 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случаях:
1) непредставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ, или представления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Из части 1 статьи 1 Закона N 94-ФЗ следует, что одной из его целей является эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, на основании которого при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках определенных для них бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Таким образом, предложение участником размещения заказа товара с лучшими характеристиками отвечает целям эффективного использования бюджетных средств, если оно полностью отвечает целям заказчика.
Указанная правовая позиция изложена в Рекомендациях научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа от 21 июня 2013 года "Вопросы, связанные с применением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Как известно Оперативная память - используется в принтерах и МФУ для хранения и обработки изображения перед печатью. При печати с высоким разрешением для увеличения скорости печати требуется большой объем памяти. Объем памяти имеет большое значение также и для высокопроизводительных лазерных и светодиодных принтеров/МФУ.
Следовательно, чем больше объем установленной оперативной памяти, тем они лучше по функциональным качествам и стоят дороже.
Таким образом, объем установленной оперативной памяти 512 МБ обеспечивает (поддерживает) весь требуемый заказчику объем установленной оперативной памяти "128МБ". Предложенный ООО "Статус" товар по указанному показателю соответствует требованиям технического задания, поскольку охватывает, в том числе, приведенный в этом задании объем установленной оперативной памяти.
Указание в заявке ООО "Статус" конкретных показателей является в силу части 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ исчерпывающим доказательством соответствия предложения в этой заявке товара, соответствующего потребностям заказчика.
Объем установленной оперативной памяти ООО "Статус" намного больше, чем заявлено в аукционной документации, и служит для печати с высоким разрешением и для увеличения скорости печати.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, на основании которого при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках определенных для них бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Также необходимо отметить, что указание в документации об аукционах основных параметров и технических характеристик не препятствует участникам размещения заказа предложить в заявке другой товар, имеющий аналогичные или улучшенные технические характеристики и соответствующий потребностям заказчика.
Закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
В соответствии с ч. 2. ст. 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон 135-ФЗ), с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ.
Согласно ст. 22 Закона 135-ФЗ одной из функций антимонопольного органа является обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.".
С доводами жалобы, представитель Уполномоченного органа не согласен по следующим основаниям: Комиссия по осуществлению закупок в своей работе руководствуется исключительно нормами действующего законодательства, в том числе и Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок_".
Что касается норм Федерального закона N 94-ФЗ, которыми заявитель аргументирует свои доводы, то их применение Комиссией не представляется возможным, так как указанный нормативный акт признан утратившим силу с 1 января 2014 г., и с тех пор порядок подачи заявок, рассмотрения заявок и иных действий в рамках государственных закупок регулируется Федеральным законом N 44-ФЗ.
Единственный довод, с которым мы согласны с заявителем это то, что возможности оперативной памяти в 512 МБ лучше, чем возможности памяти в 128 МБ. При этом, такое согласие не может являться достаточным основанием допуска такой заявки, так как для принятия такого решения необходимо соответствие подобной позиции нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
Нормы Федерального закона N 44-ФЗ на этапе работы комиссии требуют рассматривать заявки на предмет соответствия предложенных характеристик требованиям, указанным в описании объекта закупки. При этом возможность допуска заявок с лучшими характеристиками, в случае их несоответствия требованиям, не предусмотрена.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона N 44-ФЗ заявка должна содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 33 описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Так, заказчиком в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 установлены в описании объекта закупки конкретные показатели, которые не могут быть изменены, что в свою очередь исключает возможность предложения товара с иными характеристиками, в том числе и улучшенными, а участники закупки, в соответствии со ст. 43 должны указать характеристики, соответствующие таким показателям.
В документах по закупке мы видим, что представлены характеристики, не соответствующие требуемым показателям вопреки требованиям закона, что и привело к несоответствию такой заявки.
Что касается предложения улучшенных характеристик товара, то поясняем, что такая возможность законодательством предусмотрена, но исключительно на этапе исполнения контракта и по согласованию с заказчиком. И такое право никак не распространятся на этап рассмотрения заявок.
Таким образом, по мнению Уполномоченного органа, признание такой заявки соответствующей требованиям извещения может содержать признаки необоснованного допуска.".
В соответствии с п. 1и п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п.п. а п. 2 ч.1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Поскольку заявка участника закупки отклонена по причине несоответствия характеристикам, представленным в п.1 в предложении участника об объекте закупки показателям, установленным заказчиком в описании объекта закупки требование заказчика: "Многофункциональное устройство (МФУ) Объем установленной оперативной памяти: 128 МБ" предложение участника "Объем установленной оперативной памяти: 512 МБ", что не соответствовало требованиям установленным Заказчиком, в действиях Комиссии по осуществлению закупок Уполномоченного органа отсутствует нарушение требований Закона 44-ФЗ, при отклонении заявки.
Кроме того, Заявитель в обоснование своих доводов ссылается на недействующее законодательство о контрактной системе.
Изучив представленные сторонами документы и информацию, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок отмечает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Статус" на действия Комиссии по осуществлению закупок Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на поставку компьютерной техники (номер извещения 0194200000522002871) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.Х. Саралиев
У.В. Исаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 21 сентября 2022 г. N 020/06/48-40/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2022