Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - заместителя руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудаковой,
членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляевой,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- УФНС России по Республике Крым (далее - Заказчик) - Е.А. Макарова, А.В. Глотов (по доверенности),
- ИП Максимов Максим Юрьевич (далее - Заявитель) - П.А. Соломко (по доверенности),
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка системы кондиционирования для нужд территориальных налоговых органов Республики Крым" (извещение N0175100001022000039) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно первому доводу Заявителя:
"В нарушение требования Закона не обоснована начальная (максимальная) цена контракта. Информация об объекте закупки содержит информацию, что закупаемым товаром является "Кондиционер бытовой. Вид кондиционера: Мультисплит-система" с кодом позиции 28.25.12.130-00000018, описание объекта закупки содержит в себе тринадцать разных типов кондиционеров бытовых, в то время как обоснованием начальной (максимальной) цены контракта указан закупаемый товар "Система кондиционирования"".
В силу пункта 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта.
В силу части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, Крымское УФАС России не наделено полномочиями по осуществлению контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Данный довод оставлен без рассмотрения.
Согласно второму доводу Заявителя:
"2.Извещение содержит избыточные требования к кондиционерам бытовым, описанным в извещении. А именно:
а) Частота тока (обусловлено необходимостью соблюдения стандартов электропитания поставляемого товара): 50 Гц и 60 Гц или 50 Гц - в РФ частота электрических систем переменного тока бывают только 50 или 60 Гц, ГОСТ 29322-2014. Указанием двух значений частоты переменного тока заказчик вводит участников в заблуждение, указывает избыточные требования, умышленно создаёт сложности для составления заявки, готовит себе возможность отклонения участников.
б) Требования к количеству моторов, компрессоров, вентиляторов указаны непоследовательно, нелогично, без взаимосвязи, разбросаны в хаотичном порядке, что также прямо указывает на избыточные требования, умышленно создаёт сложности для составления заявки, готовит себе возможность отклонения участников.
в) Требования к функции автоматической поддержки температуры кондиционера бытового описаны аналогично указанному выше - нелогично, без взаимосвязи, разбросаны в хаотичном порядке: автоматически переключается режим [обогрев или охлаждение], нужная температура и вращение вентилятора настраивается пользователем или не применяется или полностью контролируется кондиционером, автоматически настраивается нужная температура, скорость вращения вентилятора и выбирается режим [обогрев или охлаждение] без учета уличной температуры воздуха. Что также прямо указывает на избыточные требования, умышленно создаёт сложности для составления заявки, готовит себе возможность отклонения участников.
г) Пульт дистанционного управления кондиционера бытового (обусловлено необходимостью складирования аксессуаров товара): должен иметь [подставку-держатель] в комплекте или не применяется - если заказчик допускает отсутствие пульта, то зачем указывать данный показатель".
Согласно Приложению N 1 к Описанию объекта закупки к извещению о проведении электронного аукциона установлены следующие характеристики объекта закупки, такие как "Частота тока (обусловлено необходимостью соблюдения стандартов электропитания поставляемого товара): 50 Гц и 60 Гц или 50 Гц":
N п/п |
Наименование товара |
Указание на товарный знак (при наличии) и страну происхождения товара |
Качественные характеристики (потребительские свойства) и иные характеристики товара |
1 |
Кондиционер бытовой тип 1 (КТРУ 28.25.12.130-00000018) |
|
Высота кондиционера (обусловлено размерами места монтажа): не более 1830 мм. Класс энергоэффективности (в режиме нагрева) (соответствует КТРУ): не ниже А. Количество подключаемых внутренних блоков (обусловлено повышением функциональности товара): максимальное от 40 шт. Масса кондиционера (обусловлено необходимостью расчета нагрузки на крепления при монтаже товара): ниже 430 кг. Вид блока кондиционера (соответствует КТРУ): наружный. Рабочая температура наружного воздуха в режиме охлаждения (обусловлено необходимостью соответствия поставляемого товара сезонным температурам в месте нахождения заказчика): -20°C+60°C. Класс энергоэффективности (в режиме охлаждения) (соответствует КТРУ): не ниже А. Диапазон температур в автоматическом режиме кондиционера с функцией автоматической поддержки температуры (обусловлено необходимостью контроля микроклимата): +18°C+25°C или не применяется. Производительность в режиме обогрева (обусловлено необходимостью расчёта эффективности работы товара): более 72.8 кВт. Количество моторов вентилятора кондиционера с тремя компрессорами (обусловлено необходимостью минимизации затрат на электроэнергию): от 2 шт или не применяется. Номинальная потребляемая мощность в режиме охлаждения (обусловлено необходимостью контроля за энергопотреблением поставляемого товара): до 22 кВт. Вид кондиционера (соответствует КТРУ): мультисплит-система. Максимальный уровень шума (обусловлено необходимостью минимизации негативного эффекта на окружающую среду): <65 дБ(А). Тип электропитания (обусловлено необходимостью соблюдения стандартов электропитания поставляемого товара): требуется трехфазное. Наличие системы антиобледенения (соответствует КТРУ): да. Расход воздуха (обусловлено необходимостью контроля микроклимата): максимальный не более 25000 м/ч. Инверторный тип кондиционера (соответствует КТРУ): да. Рабочая температура наружного воздуха в режиме обогрева (обусловлено необходимостью соответствия поставляемого товара сезонным температурам в месте нахождения заказчика): -30°C+30°C. Тип хладагента (обусловлено необходимостью минимизации негативного эффекта на окружающую среду): должен быть R410А. Частота тока (обусловлено необходимостью соблюдения стандартов электропитания поставляемого товара): 50 Гц и 60 Гц или 50 Гц. Функция обдува решетки вентилятора от снега (обусловлено повышением функциональности товара): присутствует или отсутствует. Количество моторов вентилятора кондиционера с двумя компрессорами (обусловлено необходимостью минимизации затрат на электроэнергию): требуется 2 шт или не применяется. Режим работы кондиционера (обусловлено необходимостью определения параметров режима работы): Обогрев и Охлаждение. Номинальная потребляемая мощность в режиме обогрева (обусловлено необходимостью контроля за энергопотреблением поставляемого товара): не более 18.2 кВт. Дополнительные функции (соответствует КТРУ): Устройство зимнего пуска кондиционера; Режим автоматической поддержки температуры, Режим осушения. Напряжение питания (обусловлено необходимостью соблюдения стандартов электропитания поставляемого товара): 370 В-415* В. Выдув воздуха (обусловлено необходимостью улучшения циркуляции воздуха через теплообменник): должен быть вертикальный. Ширина кондиционера (обусловлено размерами места монтажа): от 1710 мм до 1750 мм. Производительность в режиме охлаждения (обусловлено необходимостью расчёта эффективности работы товара): не менее 73 кВт. Количество компрессоров (обусловлено необходимостью минимизации затрат на электроэнергию): 2 шт или 3 шт. Режим работы функции обдува решетки вентилятора от снега кондиционера с 2 компрессорами (обусловлено повышением функциональности товара): с интервалом не более 2 минут каждые 15 минут или не применяется. Режим работы функции обдува решетки вентилятора от снега кондиционера с 3 компрессорами (обусловлено повышением функциональности товара): с интервалом не более 2 минут каждые 30 минут или не применяется. Глубина кондиционера (обусловлено размерами места монтажа): менее 860 мм. Кондиционер бытовой (обусловлено требованием максимальной надежности и максимального ресурса поставляемого оборудования, а также для обеспечения гарантийной поддержки завода изготовителя): должен иметь заводскую сборку, иметь фирменную упаковку завода изготовителя, обеспечивающую сохранность во время транспортировки. |
Согласно возражениям Заказчика:
"При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим характеристикам товара, связанных с определением соответствия поставляемого товара, существующим потребностям, является прерогативой Заказчика.
Таким образом, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников закупки не приходится.
Описание объекта закупки ориентировано на неограниченный круг участников закупки, поэтому в полном объеме соответствует требованиям положений ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и ст. 17 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Следует отметить, что предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком товара может выступить любое физическое либо юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющее потребности Заказчика.
При этом, хотелось бы обратить внимание комиссии, что Заказчик не устанавливает действительно излишние требования к поставляемому товару, такие как "Диаметр жидкостной трубы", "Диаметр газовой трубы" и т.п.
Относительно частоты тока:
- во-первых, Заказчиком в Описании объекта закупки не установлено требование о соответствии кондиционеров бытовых приведенному Заявителем ГОСТ 29322-2014.
- во-вторых, требование установлено: "Частота тока: 50 Гц и 60 Гц или 50 Гц". Согласно инструкции: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов ";", "\", ",", "/", союзов "и", "или" - Участнику закупки необходимо выбрать одно из значений или диапазонов значений, разделенных символами ";", "\", союзом "или".
Таким образом, у Участников есть выбор, указать значение "50" Гц или "50 и 60 Гц".
То есть, Заказчик не ограничивает Участников при наличии у них возможности предоставить кондиционер с одним значением частоты тока.
- в- третьих, производители, в открытом доступе, в сети Интернет указывают значение частоты тока как 50 Гц, так и 50, 60 Гц:
https://mdv-aircond.ru/catalog/vrf-sistemy/naruzhnye-bloki1/v6-indiv idual/Naruzhnye_bloki_V6_Individual_MDV6_i730WV2GN1/
https://my-expert.ru/2022/03/29/кондиционеры/
https://www.minimaks.ru/product/navesnoy-konditsioner-1500-vt-230-v- 50-60-gts-dlya-elektricheskikhshkafov-ulichnoe-ispolnenie/
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В извещении о проведении закупки Заказчиком установлен код ОКПД2 - 28.25.12.130 Кондиционеры бытовые.
Комиссия Крымского УФАС отмечает, что в Законе о контрактной системе не содержатся требования, устанавливающие обязательный порядок определения в извещении об осуществлении закупки кода согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности. Определение кода ОКПД2 осуществляется заказчиком путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки. При этом, заказчики самостоятельно определяют код ОКПД2 как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей предоставляемых услуг. Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов России от 09.06.2017 N 24-03-08/36404.
Из пояснений представителей заказчика следует, что данный ОКПД2 был применен в связи с тем, что требуемая к поставке система кондиционирования является единой совокупной системой, элементы которой технологически и функционально связаны между собой, ввиду чего вычленение отдельных частей системы является нецелесообразным, и понятие "кондиционер" для целой системы в данном случае не применимо.
Комиссия Крымского УФАС отмечает, что системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров (работ, услуг), которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Так же Заказчик пояснил, что в характеристиках описания объекта закупки Вид кондиционера (соответствует КТРУ): мультисплит-система, поэтому довод участника, что "описание объекта закупки содержит в себе тринадцать разных типов кондиционеров бытовых" несостоятелен. Вид кондиционера в соответствие с КТРУ один.
Процесс кондиционирования помещения, реализуется при помощи целого комплекса различных технических средств, называемых системой кондиционирования воздуха (СКВ).
В случае, если система кондиционирования воздуха состоит только из двух блоков кондиционера (внутреннего и наружного), то определение "кондиционер" становится применимым к данной системе.
Закупаемая же нами система кондиционирования состоит из тринадцати типов кондиционеров, которые, будучи комплектными, подключаются совместно и обеспечивает создание необходимого микроклимата на объекте Заказчика.
Относительно требований к функции автоматической поддержки температуры кондиционера Заказчик пояснил:
"во-первых, как и было сказано выше, ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ участникам процедуры требования Заказчика были понятны, и сложностей при заполнении заявки не вызвали;
во-вторых, что в силу положений ч.5 ст.45 Закона о контрактной системе Заявитель не лишен возможности направить Заказчику запрос о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки по предмету данного довода - однако запросов относительно данного требования не поступало;
в-третьих, требования к данному параметру установлены следующим образом:
Дополнительные функции: режим автоматической поддержки температуры / режим вентиляции (без охлаждения и обогрева) / режим осушения \ режим приточной вентиляции / режим автоматической поддержки температуры / режим вентиляции (без охлаждения и обогрева) / режим осушения. |
Согласно положениям инструкции необходимо выбрать значения, разделенные символом "\", то есть: либо: автоматической поддержки температуры, режим вентиляции (без охлаждения и обогрева), режим осушения либо: режим приточной вентиляции, режим автоматической поддержки температуры, режим вентиляции (без охлаждения и обогрева), режим осушения |
Количество компрессоров: 2 шт или 3 шт. |
Согласно положениям инструкции необходимо выбрать значения, разделенные союзом "или", то есть: либо: 2 шт либо: 3 шт |
Функция автоматической поддержки температуры кондиционера бытового с двумя компрессорами: автоматически переключается режим [обогрев или охлаждение], нужная температура и вращение вентилятора настраивается пользователем или не применяется или полностью контролируется кондиционером, автоматически настраивается нужная температура, скорость вращения вентилятора и выбирается режим [обогрев или охлаждение] без учета уличной температуры воздуха. |
Согласно положениям инструкции необходимо выбрать значения, разделенные союзом "или", то есть: либо: автоматически переключается режим [обогрев или охлаждение], нужная температура и вращение вентилятора настраивается пользователем либо: полностью контролируется кондиционером, автоматически настраивается нужная температура, скорость вращения вентилятора и выбирается режим [обогрев или охлаждение] без учета уличной температуры воздуха либо: не применяется - в случае, если Участником предлагается к поставке кондиционер с тремя компрессорами |
Функция автоматической поддержки температуры кондиционера бытового с тремя компрессорами: полностью контролируется кондиционером, автоматически настраивается нужная температура, скорость вращения вентилятора и выбирается режим [обогрев или охлаждение] с учетом уличной температуры воздуха или не применяется. |
Согласно положениям инструкции необходимо выбрать значения, разделенные союзом "или", то есть: либо: полностью контролируется кондиционером, автоматически настраивается нужная температура, скорость вращения вентилятора и выбирается режим [обогрев или охлаждение] с учетом уличной температуры воздуха либо: не применяется - в случае, если Участником предлагается к поставке кондиционер с двумя компрессорами |
При этом, в инструкции приведет пример в отношении "не применяется": "Если показатели и значения характеристик товаров, установленные в Приложении, не применяются для указанного Участником закупки типа, вида, класса, марки или конструктивного исполнения товара в соответствии с нормативно-технической документацией и Приложением, Участник закупки указывает значение в соответствующей формулировке, определяющей отсутствие неприменяемого показателя и его значения, а именно: "не применяется". Например, если установлено требование к форме товара "круглая или квадратная", и, далее установлены требования "ширина не более 32 мм или не применяется" и "диаметр от 30 мм или не применяется" - Участнику необходимо указать значение параметра для выбранного типа товара, в данном случае выбранной формы товара, а для характеристики, которая не соответствует/не относится к данному типу товара необходимо указать значение "не применяется".
Таким образом, на основании вышесказанного связь характеристик однозначно следует из наименования параметра, при этом предусмотрено альтернативное значение "не применяется".
Также относительно требований к пульту дистанционного управления Заказчиком в возражениях указано:
"Описанием объекта закупки предусмотрено, что поставляемый кондиционер тип 5 может быть с пультом дистанционного управления или с проводным пультом:
"Тип управления кондиционера бытового: пульт дистанционного управления или проводной пульт".
При этом, в случае, если участником предлагается кондиционер с пультом ДУ - он должен быть укомплектован подставкой-держателем, что, в принципе логично, поскольку такой вид пульта не имеет провода, и во избежание его утери, он должен иметь необходимый аксессуар для его упорядоченного хранения. При этом, параметр о наличии подставки держателя сопровождается альтернативным значением "не применяется", которое УРЗ указывает в случае, если он предлагает к поставке кондиционер с проводным пультом:
"Пульт дистанционного управления кондиционера бытового (обусловлено необходимостью складирования аксессуаров товара): должен иметь [подставку-держатель] в комплекте или не применяется".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в закупке Заказчиком указано, что если показатели и значения характеристик товаров, установленные в Приложении, не применяются для указанного Участником закупки типа, вида, класса, марки или конструктивного исполнения товара в соответствии с нормативно-технической документацией и Приложением, Участник закупки указывает значение в соответствующей формулировке, определяющей отсутствие неприменяемого показателя и его значения, а именно: "не применяется". Например, если установлено требование к форме товара "круглая или квадратная", и, далее установлены требования "ширина не более 32 мм или не применяется" и "диаметр от 30 мм или не применяется" - Участнику необходимо указать значение параметра для выбранного типа товара, в данном случае выбранной формы товара, а для характеристики, которая не соответствует/не относится к данному типу товара необходимо указать значение "не применяется". Таким образом участнику закупки разъясняется каким образом необходимо заполнить заявку при указании в извещении о проведении закупки значения "не применяется".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные характеристики установлены исходя из потребности Заказчика, сведений, подтверждающих, что установленные требования приводят к ограничению количества участников, в материалы дела не представлено.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.09.2022 NИЭА1 на участие в закупке было подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям Извещения и Закону о контрактной системе. Довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно третьему доводу жалобы: "В извещении указаны противоречивые, взаимоисключающие показатели. В частности, п.2 приложения к ООЗ содержит: Тип двигателя вентилятора (обусловлено необходимостью соблюдения стандартов электропитания): двигатель необходим постоянного тока. Тот же пункт содержит: Частота тока (обусловлено необходимостью соблюдения стандартов электропитания поставляемого товара): 50 Гц, 60 Гц; 50 Гц. Постоянный ток таким показателем как частота не характеризуется".
В своих возражениях заказчик указал: "в кондиционере тип 2 установлено следующее требование: "Инверторный тип кондиционера: да". При этом, принцип инверторного двигателя устроен следующим образом - инверторный двигатель выполняет два последовательных действия (https://lemzspb.ru/dvigatel-postoyannogo-toka-dlya-konditsionera/):
1) сначала образуется постоянный ток двигателя вентилятора за счёт сетевого переменного напряжения;
2) затем переменный ток необходимой частоты формируется из получившегося постоянного напряжения.
Таким образом, требование "двигатель постоянного тока" относится именно к двигателю вентилятора, и данная характеристика никаким образом не противоречит параметру "частота тока", которая характеризует сетевое переменное напряжение питания самого кондиционера".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия отмечает, что в ходе заседания Заявителем не представлены документы и сведения, указывающие какие конкретно положения инструкции являются непонятными и вводят в заблуждение.
Инструкция, размещенная в рамках данной закупки структурирована, содержит пояснения всех слов и символов, применяемых при Описании объекта закупки. На участие в закупке было подано 2 заявки, которые были признаны соответствующими положениям Извещения. Довод признан необоснованным.
Таким образом, Комиссией Крымского УФАС отмечает, что Заявитель, являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и отсутствие у него товара, технические характеристики которого соответствуют потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью и от требований, содержащихся в документации о закупке, не зависит. Вышеуказанное само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой заказчика.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в аукционной документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров, при формировании Технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Доводы признаны необоснованными.
В следующем доводе Заявитель указывает:
"По вышеуказанным фактам нами был направлен заказчику запрос с разъяснениями положений документации. В ответе на запрос на разъяснение положений документации, Заказчик уклонился от прямого ответа, изложив только набор фраз. На запрос ответил формально, по существу запроса ответа не дал".
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Разъяснениям положений извещения об осуществлении закупки размещены в ЕИС 01.09.2022 в 13:50.
В ответе на запрос разъяснений положений Извещения в соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе от 01.09.2022 Заказчиком разъяснено, что "....В соответствии с требованиями, установленными статьей 46 Закона о контрактной системе проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не допускается до выявления победителя указанного определения. Заказчик, в целях недопущения нарушения вышеуказанных требований Закона, не считает возможным давать указания участникам закупки, в том числе в форме разъяснений положений извещения о закупке, в виде указания всевозможных моделей (аналогов) оборудования производителей.
Следует отметить, что предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком товара может выступить любое физическое либо юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющее потребности Заказчика. Требования о наличии минимум двух производителей Заказчиком соблюдено полностью".
Таким образом, Заказчиком при даче разъяснений не изменена суть извещения о проведении закупки, что не нарушает часть 5 статьи 42 Закона о контрактной системе. Доводы жалобы являются необоснованными.
Руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 13 сентября 2022 г. N 082/06/106-1005/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2022