Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, оператором электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку мобильной лаборатории (мобильного комплекса) на базе автошасси (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0320100030722000016) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. В ФАС России поступила информация о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Аукциона.
Согласно полученной информации Заказчиком допущены следующие нарушения:
1. При формировании извещения о проведении закупки неправомерно не применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145, Правила формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок КТРУ, Правила использования КТРУ);
2. Неправомерно объединены в состав одного лота товары, включенные и не включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
В ходе проведения внеплановой проверки 19.09.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 22.09.2022.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 24.08.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 86 097 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 02.09.2022;
5) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки и Закона о контрактной системе;
6) победителем Аукциона признано ООО "СпецАвтоПоставка";
7) извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.09.2022 N ИО1 размещено в ЕИС - 15.09.2022.
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что при подготовке извещения о проведении закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
1. Согласно полученной информации Заказчиком неправомерно не применены положения Постановления N 145 в части описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок КТРУ, позиции КТРУ формируются в соответствии с пунктом 10 Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок КТРУ. Пункт 4 Правил использования КТРУ указывает, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б"-"г" и "е"-"з" пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок КТРУ.
При этом в пункте 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению об осуществлении Аукциона объектом закупки является мобильная лаборатория (мобильный комплекс) на базе автошасси(далее - Мобильный комплекс).
Приложением N 1 к описанию объекта закупки установлены требования к Мобильному комплексу.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в КТРУ отсутствует наименование позиции "мобильная лаборатория (мобильный комплекс) на базе автошасси", в связи с чем характеристики Мобильного комплекса описаны Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, изучив материалы дела и пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями Закона о контрактной системы.
Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Также из поступившей информации следует, что Заказчиком неправомерно в состав одного лота объединены товары, включенные и не включенные в перечень, утвержденный Постановлением N 616.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в ЕИС обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления N 616 предусмотрен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза),для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
Согласно пункту 12 Постановления N 616 для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 Постановления N 616, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с извещением о проведении Аукциона Заказчиком закупается единый технический комплекс, а именно мобильная лаборатория, которому соответствует ОКПД 2 29.10.59.390 "Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки", имеющийся в Постановлении N 616, в связи с чем Заказчик при проведении Аукциона установил вышеуказанный запрет.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик при описании объекта закупки правомерно установил запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государств в соответствии с Постановлением N 616.
Комиссией установлено, что относительно обстоятельств, изложенных в пунктах 1, 2 решения, комиссией Приморского УФАС России проведена проверка, по результатам которой вынесено решение от 08.09.2022 по делу N 025/06/49-780/2022 (далее - Решение), в действиях Заказчика выявлены нарушения пункта 1 части 2 статьи 14 Закона о контрактной системе и пункта 12 Постановления N 616.
Учитывая изложенное, Комиссия в рассматриваемой части не может согласиться с выводами Приморского УФАС России, изложенными в Решении, поскольку территориальным органом ФАС России не в полной мере исследованы представленные сторонами материалы, имеющие значение для правильного разрешения дела.
3. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно описанию объекта закупки, в извещении о проведении Аукциона, в составе специального оборудования Мобильного комплекса Заказчиком закупается ноутбук для регистрации проб с установкой программного обеспечения (далее - Ноутбук), требования к техническим характеристикам которого, установлены в техническом задании извещения о проведении Аукциона.
При этом в извещении о проведении Аукциона Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1236 заказчик обязан установить запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случае установленных в подпунктах "а", "б", части 2 Постановления N 1236.
Подпунктом "б" пункта 2(1) Постановления N 1236 установлено, что для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Таким образом, Заказчиком неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения в соответствии с требованиями Постановления N 1236 в извещении о проведении закупки.
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 22.09.2022 по делу N 22/44/99/П3 соответствующему должностному лицу Приморского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 сентября 2022 г. N 22/44/99/П3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2022