Резолютивная часть решения оглашена 19.09.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 22.09.2022.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заказчика - государственного учреждения здравоохранения "Липецкая областная клиническая больница",
уполномоченного учреждения - областного казенного учреждения "Управление по размещению госзаказа Липецкой области,
заявителя - индивидуального предпринимателя,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Кузнецовой Ирины Валентиновны на положения извещения о проведении электронного аукциона N 22-ЭА1-614: медицинское изделие Система мониторинга нейрофизиологических показателей, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия (реестровый номер 0846500000622000615) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей заказчика, уполномоченного учреждения, заявителя, проведя внеплановую проверку в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и на основании приказа Липецкого УФАС России,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя Кузнецовой Ирины Валентиновны (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона; заказчик - государственное учреждение здравоохранения - "Липецкая областная клиническая больница" (далее - заказчик).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе и подана в срок, установленный статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
По доводам жалобы заявитель пояснила, что заказчиком при описании объекта закупки не применена позиция из КТРУ. Также дополнительные характеристики закупаемого товара не содержат обоснование применения таких характеристик. Более того, по мнению заявителя, характеристики закупаемого товара, установленные заказчиком в описании объекта закупки, соответствует исключительно только одному производителю ООО "Нейрософт".
Заказчик, уполномоченное учреждение с доводами жалобы не согласны, предоставили письменные пояснения, а также запрашиваемые документы.
Извещение о проведении электронного аукциона с приложениями размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
Объектом закупки является поставка медицинского изделия Система мониторинга нейрофизиологических показателей, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 170 000,00 руб.
1. Рассмотрев довод заявителя о том, что заказчиком при описании объекта закупки не применена позиция из КТРУ, Комиссия признает его необоснованным ввиду следующего.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Статьей 23 ч. 6 Закона о контрактной системе определено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
В силу п. 2 Правил использования каталога, каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки.
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.
При этом, согласно п. 4 Правил использования каталога, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования каталога и Правил использования каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствие с подпунктами "а", "б", "г" пункта 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включаются, в том числе код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара), информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
Согласно п. 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Исходя из указанных норм, следует, если при осуществлении закупки предусматривается поставка товара, соответствующая позиция для которого имеется в КТРУ, то при осуществлении закупки заказчик должен применить такую позицию КТРУ, а закупаемый товар описать в строгом соответствии с позицией КТРУ (в т.ч. с обоснованием потребности в дополнительных характеристиках в случае указания таковых в техническом задании).
Как установлено, позиция КТРУ 26.60.12.129-00000191 "Система мониторинга нейрофизиологических показателей" имеет ряд характеристик, в числе которых следующая: максимальное число каналов (характеристика является обязательной для применения). Данная характеристика имеет следующие значения: 4 и
8; 16; 32; 256.
При этом, в позиции КТРУ отмечено, что указание дополнительных характеристик запрещено.
В извещении о проведении электронного аукциона содержится следующая информация об объекте закупки:
Наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ |
Код позиции по |
Медицинское изделие - система мониторинга нейрофизиологических показателей, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия |
26.60.12.129 |
Также в приложении к извещению о проведении электронного аукциона "Описание объекта закупки" содержится описание объекта закупки, включающее подробный перечень характеристик закупаемого товара.
Так, в пункте 2.1 указано число каналов для усилителя интраоперационного мониторинга ИОМ - не менее 64 канала. В пункте 3.1 установлено число каналов специализированных выделенных ЭМГ каналов - не менее 64 канала.
Исходя из пояснений представителей заказчика, заказчиком были проанализированы характеристики оборудования, содержащегося в КТРУ 26.60.12.129-00000191 "Система мониторинга нейрофизиологических показателей", ввиду чего заказчик пришел к выводу, что позиция КТРУ не отвечает потребности заказчика ввиду следующего.
Заказчик является крупным областным лечебным учреждением. При этом, в отделении, а также в области, отсутствует аппарат такого класса для проведения высокотехнологических вмешательств. В связи с отсутствием оборудования до 100 пациентов вынуждены обращаться за медицинской помощью в другие регионы.
Интраоперационный нейрофизиологический мониторинг (ИОМ) - это процедура непрерывного контроля функциональной целостности нервной системы во время операций с участием головного и спинного мозга. Электроды или иглы, прикрепленные к соответствующей анатомической части пациента, непрерывно передают информацию, которую можно просмотреть на мониторе. Нейрофизиолог анализирует и интерпретирует переданные данные и предупреждает хирурга о любых отклонениях от нормы. ИОМ измеряет нервную активность с помощью электродов, чем больше электродов, тем самым хирург лучше видит и понимает не повреждает ли он при хирургическом вмешательстве нервы.
Согласно пояснениям представителей заказчика, при выборе количества каналов заказчик руководствовался практическими соображениями исходя из операционных планов нейрохирургического отделения.
32 биополярных канала являются классическим вариантом прибора ИОМ, который покрывает большую часть операций в нейрохирургии на спинном, головном мозге, периферической нервной системе.
Однако для проведения операций по лечению фармакорезистентных форм эпилепсии необходима запись электрокортикограмм с коры головного мозга с помощью субдуральных электродов типа "гриды" и "стрипы" для определения эпилептического очага. Для этого требуется большое, но не избыточное количество каналов. 64 канальный усилитель является оптимальным и единственным решением для такого типа операций.
При этом, как отметили представители заказчика, количество регистрирующих каналов менее 64 будет недостаточным для локализации очагов эпиактивности головного мозга по причине недостаточного количества поступающей информации.
Как следует из письменных пояснений заказчика, 32 канала является недостаточным при работе с инвазивными электродами ЭЭГ при проведении подробного поторного и других видов картирования при проведении операций по поводу объемных образований, а также при проведении поиска эпилептиформной активности при хирургии первичной и вторичной эпилепсии.
Вместе с тем, большее количество каналов усилителя ИОМ используется только в предоперационной диагностике эпилепсии и требует аппаратуры другого класса. 256 каналов никогда не используются в рамках интраоперационного мониторинга в практической плоскости. Более 256 каналов редко используется в практической медицине и используется преимущественно в НИИ с научными целями, так как требует больших финансовых ресурсов.
Представители заказчика пояснили, что в связи с изложенным, закупка системы мониторинга нейрофизиологических показателей с усилителем ИОМ с количеством каналов 64 подготавливалась на основе потребности заказчика, а также выделенных денежных средств.
Таким образом, поскольку из позиции КТРУ 26.60.12.129-00000191 "Система мониторинга нейрофизиологических показателей" следует, что в данной позиции отсутствует максимально значение каналов 64, то такая позиция не отображает технические характеристики аппарата, необходимого к поставке заказчику, и не позволяют сформулировать в полном объеме требования к поставке товара, что может привести к поставке аппарата, не отвевающего требованиям заказчика.
При этом представители сторон сообщили, что система мониторинга нейрофизиологических показателей с усилителем ИОМ с количеством каналов 64 является самостоятельным товаром.
Комиссией установлено и подтверждено представителями сторон, что в КТРУ отсутствует описание системы мониторинга нейрофизиологических показателей с усилителем ИОМ с количеством каналов 64.
Исходя из вышеизложенного при формировании объекта закупки заказчиком был использован код ОКПД2, а позиция КТРУ не использовалась, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
2. Рассмотрев довод заявителя о том, что заказчиком установлены дополнительные характеристики закупаемого товара, которые не содержат обоснование применения таких характеристик, Комиссия признает его обоснованным ввиду следующего.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, приложением к извещению о проведении электронного аукциона, в том числе, является "Описание объекта закупки", которое содержит подробные и расширенные характеристики закупаемого аппарата.
При рассмотрении жалобы установлено, что заказчик при установлении требований к товару не использовал соответствующие ГОСТы, хотя, как следует из представленных документов, на данное медицинское изделие они имеются.
В тоже время заказчиком не приведено обоснование использования характеристик, показателей, которые не содержатся в стандартах, регламентах и т.д.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком допущено нарушение п. 2 ч. 1 ст. ст. 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
3. Рассмотрев довод заявителя о том, что характеристики закупаемого товара, установленные заказчиком в описании объекта закупки, соответствует исключительно только одному производителю - ООО "Нейрософт", Комиссия признает его необоснованным ввиду следующего.
По смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно содержать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
При рассмотрении жалобы заявитель пояснил, что ряд характеристик закупаемого товара указывает на товар, производителем которого является ООО "Нейрософт".
Вместе с тем, в письменных возражениях заказчика представлены сведения о трех производителях закупаемого товара.
С учетом того, что и заказчик, и заявитель представили сообщили о разных производителях товара и при этом не представили подтверждающих доказательств, а Комиссия не уполномочена на самостоятельный поиск таких доказательств, Комиссия приходит к выводу о недоказанности заявленного заявителем довода.
Руководствуясь статьей 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Кузнецовой Ирины Валентиновны на положения извещения о проведении электронного аукциона N 22-ЭА1-614: медицинское изделие Система мониторинга нейрофизиологических показателей, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия (реестровый номер 0846500000622000615) обоснованной в части довода N 2.
2. В действиях заказчика установлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 19 сентября 2022 г. N 048/06/106-955/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022