Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Магнат" на действия Единой комиссии МУ МВД РФ "Балаковское" Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0360100010522000018 "Капитальный ремонт зданий МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области по адресам: г. Балаково, ул. Механизаторов, д.1, ул. Степная д. 48",
УСТАНОВИЛА:
14.09.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Магнат" на действия Единой комиссии МУ МВД РФ "Балаковское" Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0360100010522000018 "Капитальный ремонт зданий МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области по адресам: г. Балаково, ул. Механизаторов, д.1, ул. Степная д. 48" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Единая комиссия в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) неправомерно признала заявку Заявителя несоответствующей требованиям извещения об Аукционе.
Представитель Заявителя не присутствовал на рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представитель Заказчика, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
30.08.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является МУ МВД РФ "Балаковское" Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 869 395,20 рублей.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пп."н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. п. 14 и 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
- деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно извещению о проведении аукциона Заказчиком установлены следующие требования:
"Подрядчик обязан иметь лицензии (разрешения) и сертификаты на все материалы, работы, услуги, подлежащие лицензированию и сертификации в соответствии с законодательством РФ".
Согласно описанию объекта закупки, Заказчику необходимо выполнение в том числе работ по установке противопожарных дверей однопольных глухих.
Согласно пп. "а" п. 1 ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно п.3 ч.12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.09.2022 NИЭА1 на участие в аукционе было подано 3 заявки.
Заявка с идентификационным номером 155 отклонена по основаниям: "(п.3 ч.12 ст. 48) - несоответствия участника закупки требованиям в соответствии с ч.1 ст. 31 Закона 44-ФЗ, в соответствии с ч.1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона 44-ФЗ (Извещением предусмотрены требования: "Подрядчик обязан иметь лицензии (разрешения) и сертификаты на все материалы, работы, услуги, подлежащие лицензированию и сертификации в соответствии с законодательством РФ" п.15 ч.1 ст.12 99-ФЗ "О лицензировании деятельности" - деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию. Согласно Приложению N 1 "Описание объекта закупки" п.п. 111-112, 146-147, 247-248, 306-307, 372-373, 644-645, 657-658, 750-751 "Установка двери противопожарной металлической")".
Комиссией установлено, что в составе заявки под номером 155 отсутствуют лицензии на указанные виды деятельности.
Таким образом, Единая комиссия, руководствуясь положением Извещения о проведении Аукциона отклонила заявку Заявителя ввиду не предоставления необходимых извещением документов в полном объеме в составе заявки.
В ходе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания.
Извещение о проведении Аукциона содержит следующее требование:"Подрядчик обязан иметь лицензии (разрешения) и сертификаты на все материалы, работы, услуги, подлежащие лицензированию и сертификации в соответствии с законодательством РФ".
Согласно п.7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд , утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 (далее-Обзор), арбитражный суд признал отсутствие нарушений со стороны заказчика, который в числе требований к участникам закупки на выполнение работ по капитальному ремонту здания не указал на необходимость наличия лицензий по каждому виду работ, в том числе по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности.
Судом установлено, что объектом закупки являлись подрядные работы по капитальному ремонту здания. Конкурсная документация содержала требование о наличии лицензии на выполнение строительно-монтажных работ; у победителя торгов такая лицензия имелась. Работы по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности не являлись самостоятельным объектом закупки, а должны были выполняться исполнителем наряду с иными работами по капитальному ремонту.
Работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по строительству, при исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, таким образом неправомерно требовать от участника закупки, имеющего свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, одновременного предоставления лицензии МЧС.
Указание в документации требования о наличии лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений противоречит п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, п.7 Обзора.
Таким образом, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены требования, противоречащие п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: проект контракта.
Согласно приложению N4 к извещению о проведении Аукциона проектом контракта установлено:
"1.1. Подрядчик обязуется собственными силами и средствами выполнить работы по капитальному ремонту помещений МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области, расположенных по адресам: г. Балаково, ул. Механизаторов, д.1 и ул. Степная, д.48 (далее - работы), в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1) и локально сметными расчетами (приложение N 2), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом".
В связи с тем, что Закон о контрактной системе не содержит запрета на привлечение иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного или муниципального контракта, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу, что работы по установке противопожарных дверей, на выполнение которых требуется лицензия, могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, Заказчиком нарушена ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе в части указания на невозможность привлечения третьих лиц для исполнения контракта. При этом Обзор прямо предусматривает в данном случае возможность привлечения третьих лиц для выполнения работ по контракту.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Магнат" на действия Единой комиссии МУ МВД РФ "Балаковское" Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0360100010522000018 "Капитальный ремонт зданий МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области по адресам: г. Балаково, ул. Механизаторов, д.1, ул. Степная д. 48" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика МУ МВД РФ "Балаковское"
Саратовской области нарушение п.1 ч.1 ст. 31, ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 20 сентября 2022 г. N 064/06/31-826/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022