Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - врио руководителя управления, председателя Комиссии, Левченко И.И. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Каляминой Ю.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
в присутствии представителей: от заказчика - Музыченко И.В., действующей на основании доверенности от 01.02.2022 N 1, Окладникова С.И., действующего на основании доверенности от 07.09.2022 N 2, Пархоменко Л.И., действующей на основании доверенности от 07.09.2022 N 3,
от индивидуального предпринимателя Прокофичевой В.В. (далее - ИП Прокофичева В.В.) - Асыркина Е.А., действующего на основании доверенности от 07.02.2022
(представителям сторон разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
заседание Комиссии Амурского УФАС России осуществлено в дистанционном режиме, без очного участия представителей заинтересованных сторон, посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи,
рассмотрела поступившую в Амурское УФАС России от муниципального заказчика - Муниципального бюджетного учреждения "Управление по содержанию и обслуживанию административных зданий и сооружений города Свободного" (далее - МБУ "Управление по содержанию и обслуживанию административных зданий и сооружений города Свободного") информацию о включении сведений об ИП Прокофичевой В.В. (ИНН: 280111739403) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом подрядчика от исполнения муниципального контракта от 03.06.2022 N 104/2022 (реестровый номер контракта 3280701502322000027), заключенного по результатам закупки, проведенной в форме открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории городского парка города Свободного ("Свободный парк") в рамках реализации проекта создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, объявленного извещением от 04.05.2022 N 0123300007922000104 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru, а также на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru
УСТАНОВИЛА:
03.06.2022 заказчиком - МБУ "Управление по содержанию и обслуживанию административных зданий и сооружений города Свободного" с ИП Прокофичевой В.В. по результатам закупки, проведенной в форме открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории городского парка города Свободного ("Свободный парк") в рамках реализации проекта создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды заключен контракт N 104/2022.
Сведения о контракте внесены в реестр контрактов, присвоен реестровый номер 3280701502322000027.
Цена контракта - 137 495 000,00 рублей.
Пунктом 1.1 Контракта определено, что подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по благоустройству территории городского парка города Свободного ("Свободный парк") в рамках реализации проекта создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (далее - работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту), Проектной документацией (Приложение N2 к Контракту) и Графиком выполнения работ (Приложение N4 к Контракту) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно пункту 3.1 Контракта работы, предусмотренные настоящим Контрактом, выполняются Подрядчиком в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту), Проектной документацией (Приложение N2 к Контракту), Графиком выполнения работ (Приложение N4 к Контракту) и в следующие сроки:
- начало работ: с момента передачи Заказчиком Объекта Подрядчику;
- окончание работ: не позднее 15.11.2022.
23.08.2022 ИП Прокофичевой В.В. принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 03.06.2022 N 104/2022 в связи с тем, что МБУ "Управление по содержанию и обслуживанию административных зданий и сооружений города Свободного" не определена организация, которая будет выполнять работы по устройству ливневой канализации, предусмотренные проектной документацией. Указанное решение подрядчик направил в адрес заказчика с использованием единой информационной системы в сфере закупок.
Частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 19 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
В силу пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Пунктом 10.4 муниципального контракта от 03.06.2022 N 104/2022 установлено, что расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Порядок одностороннего отказа от исполнения контракта установлен статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
В силу части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
23.08.2022 подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Амурского УФАС России установила, что подрядчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.06.2022 N 104/2022 должным образом направлено МБУ "Управление по содержанию и обслуживанию административных зданий и сооружений города Свободного" через функционал Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, соответственно, данное решение получено заказчиком 24.08.2022.
Соответственно, датой вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, исходя из требований части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе является 05.09.2022.
В карточке договора в единой информационной системе зафиксировано, что 07.09.2022 контракт переведен в статус "Исполнение прекращено".
Заказчиком в установленный частью 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе срок направил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подрядчика в Амурское УФАС России.
Таким образом, порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, установленный статьей 95 Закона о контрактной системе, со стороны заказчика и подрядчика соблюден.
Представитель ИП Прокофичевой В.В. предоставил на заседании Комиссии Амурского УФАС России письменные пояснения, согласно которым подрядчиком принимались все меры для исполнения обязательств по контракту, указал, что после выполнения работ по двум этапам в полном объеме исполнение следующих этапов стало невозможно без проведения работ по устройству ливневой канализации, предусмотренной проектной документацией, но не отражённой в техническом задании контракта.
В материалы дела предоставлена письменная переписка с заказчиком в подтверждении уведомления о ходе выполнения работ и возникших трудностей в исполнении контракта.
Кроме того, в материалы дела предоставлено заключение специалиста от 08.09.2022 из которого следует, что продолжение работ по контракту без устройства системы водоотведения не допустимо.
Представители заказчика на заседании Комиссии Амурского УФАС России поддержали доводы, изложенные в обращении, указали, что заказчиком принимались меры по привлечению третьих лиц по выполнению работ по обустройству ливневой канализации, но договоренности не были достигнуты.
Изучив документы, имеющиеся в материалах дела, письменные пояснения ИП Прокофичевой В.В., Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что основания для принятия антимонопольным органом решения о включении информации об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют ввиду нижеследующего.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие поставщика, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта в установленный срок.
Однако, при рассмотрении вопроса о включении либо невключении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта в одностороннем порядке правовое значение имеет непосредственно поведение исполнителя с момента принятия решения о расторжении контракта до его фактического расторжения.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств; указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
ИП Прокофичевой В.В. в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о наличии объективных причин (не зависящих от хозяйствующего субъекта), повлекших за собой невозможность оказания требуемых Заказчику услуг, и, соответственно, об отсутствии недобросовестного и виновного поведения подрядчика при исполнении контракта.
Так, ИП Прокофичевой В.В. в материалы настоящего дела приобщена переписка с заказчиком о ходе выполнения работ и возникших трудностей в исполнении контракта и заключение специалиста от 08.09.2022 из которого следует, что продолжение работ по контракту без устройства системы водоотведения не допустимо, о проведении указанной экспертизы заказчик был уведомлен надлежащем образом.
Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные обстоятельства указывают на отсутствие недобросовестного поведения со стороны ИП Прокофичевой В.В. при исполнении контракта.
Бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение лица, умышленное ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, в материалах дела не имеется, следовательно, ИП Прокофичева В.В. не может быть признана недобросовестным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно подпункту "а" пункта 13 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Пунктом 15 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Руководствуясь подпунктом "в" пункта 15 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением N 1078, Комиссия Амурского УФАС России принимает решение об отказе во включении информации об ИП Прокофичевой В.В. в реестр недобрасовестных поставщиков виду предоставления исполнителем информации и документов, подтверждающих принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Рассмотрев информацию, поступившую от МБУ "Управление по содержанию и обслуживанию административных зданий и сооружений города Свободного" о включении сведений об ИП Прокофичевой В.В. (ИНН: 280111739403) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом подрядчика от исполнения муниципального контракта от 03.06.2022 N 104/2022 (реестровый номер контракта 3280701502322000027), заключенного по результатам закупки, проведенной в форме открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории городского парка города Свободного ("Свободный парк") в рамках реализации проекта создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, объявленного извещением от 04.05.2022 N 0123300007922000104, для рассмотрения вопроса о включении сведений об исполнителе по контракту - ООО ТД "Энергомаш", а также генеральном директоре и учредителе данного общества, в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", приказа Федеральной антимонопольной службы N 267 от 27.08.2007 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", Комиссия Амурского УФАС России приняла
РЕШЕНИЕ:
сведения (информацию) об индивидуальном предпринимателе Прокофичевой Виолетте Викторовне (зарегистрированной по адресу: 675000, Амурская область, город Благовещенск, улица Мухина, 133; ИНН 280111739403) реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: Н.В. Горячева
Члены комиссии: И.И. Левченко
Ю.В. Калямина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 14 сентября 2022 г. N 028/06/104-524/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2022