Резолютивная часть объявлена 16 сентября 2022 года Изготовлено в полном объеме 21 сентября 2022 года |
г. Курск |
||
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
<_> |
председатель Комиссии, |
|
<_> |
член Комиссии, |
||
<_> |
член Комиссии, |
||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "МИГАЛКА" (далее - ООО "МИГАЛКА") |
||
Ф.И.О. участвующих в заседании представителя (-ей) заявителя |
<_>. (по доверенности, личность удостоверена) |
||
Заказчик |
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение "Курский музыкальный колледж-интернат слепых" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКПОУ "КМКИС" Минтруда России, заказчик) |
||
Ф.И.О. участвующих в заседании представителя (-ей) заказчика |
<_> (по доверенности, личность удостоверена) |
||
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
||
Закупка N |
0344100002722000004 |
||
Объект закупки |
Поставка автоматизированных рабочих мест для кабинета музыкальной информатики и компьютерной аранжировки |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
2 480 000 руб. 00 коп. |
||
Дата размещения извещения об осуществлении закупки |
01.09.2022 г. |
||
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
Изменение извещения о проведении электронного аукциона от 07.09.2022 NИИ1 |
||
Разъяснение (-я) положений извещения об осуществлении закупки, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии) |
Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 07.09.2022 NРИ1. Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 08.09.2022 NРИ2 |
||
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
12.09.2022 г. |
||
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
4 (четыре), идентификационные номера заявок 1, 2, 3, 4 |
||
Количество заявок, в отношении которых принято решение об отклонении (при наличии) |
- |
||
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
||
Национальный проект |
- |
Заседание проведено дистанционно, с использованием средств видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/4085965201, на заседании велась аудиозапись.
Довод (-ы) жалобы:
- Заказчиком неправомерно не применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, которыми утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), в части описания объекта закупки;
- Заказчиком закупаются товары, которые включены и не включены в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N616).
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- представитель заказчика возражал против доводов жалобы, указал, что извещение об осуществлении закупки не противоречит требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- представитель заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), п.3.30 Административного регламента ФАС России, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
На основании п.1 ч.2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе..." извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 ФЗ "О контрактной системе...".
При описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, установленными ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...".
Согласно п.15 ч.1 ст.42 ФЗ "О контрактной системе..." при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 ФЗ "О контрактной системе...".
На основании п.14 ч.3 ст.4 ФЗ "О контрактной системе..." единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 ФЗ "О контрактной системе..." порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п.2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
На основании п.4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 ФЗ "О контрактной системе...", которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе...".
Так, объектом закупки предусмотрена поставка, в том числе системного блока, который в свою очередь включен в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616.
Согласно положениям Извещения об осуществлении закупки N0344100002722000004 Заказчиком установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением N616, что свидетельствует о том, что Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию КТРУ без возможности включения дополнительных требований.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком в извещении установлен код ОКПД 26.20.15.000, однако, согласно техническому заданию Заказчиком закупаются: системный блок, монитор, клавиатура, мышь компьютерная, при этом для каждого из этих товаров есть конкретный код позиции КТРУ:
-Системный блок: 26.20.15.000-00000001,
-Монитор, подключаемый к компьютеру: 26.20.17.110-00000001,
-Мышь компьютерная: 26.20.16.170-00000001,
-Клавиатура: 26.20.16.110-00000001.
Таким образом, Заказчик обязан применять информацию, включенную в КТРУ, то есть указанные коды по позициям "Системный блок", "Монитор", "Мышь компьютерная", "Клавиатура" должны быть включены в извещение.
Представитель Заявителя также отметил, что с учетом вышеизложенного, руководствуясь Правилами использования КТРУ, Заказчиком установлены требования к дополнительным характеристикам товара, которые не предусмотрены КТРУ, в частности п. "Источник бесперебойного питания" 26.20.40.110-00000013: 2022-50072 6 "Источник бесперебойного питания АРМ должен иметь возможность горячей замены батареи)".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предметом закупки является единое автоматизированное рабочее место. При этом, автоматизированное рабочее место, по мнению Заказчика, является единым комплексом взаимосвязанных компонентов (оборудования), обеспечивающих непрерывный рабочий процесс, которое и позволяет экономить бюджетные средства, поскольку поставщик гарантирует работоспособность (функционирование) не отдельной мышки, клавиатуры или монитора, а работоспособность всего автоматизированного рабочего места, работающего в комплексе.
Таким образом, согласно пояснениям Заказчика предметом закупки является единое автоматизированное рабочее место, в связи с чем требования к товарам были сформированы с учетом требований ст. 33 ФЗ "О контрактной системе...".
Вместе с тем Комиссия отмечает, что комплектность товара - это условие о том, какие части, детали и компоненты (комплектующие изделия) входят в состав товара (п. 1 ст. 478 Гражданского кодекса Российской Федерации). В хозяйственной практике для характеристики комплектности товара часто используется термин "комплектация". Комплектующие изделия по смыслу ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации являются принадлежностью основного товара (главной вещи), предназначены для его обслуживания и связаны с ним общим назначением.
При этом принадлежность следует судьбе главной вещи (т.е. все комплектующие детали должны быть переданы вместе с товаром). Комплект в отличие от комплектности - это набор разных товаров, которые функционально могут использоваться самостоятельно, но передаются вместе, тогда как комплектующие товара, как правило, самостоятельно не эксплуатируются.
Так, Комиссией установлено, что Заказчик в составе одного кода ОКПД закупает системный блок, монитор, подключаемый к компьютеру, мышь компьютерную, клавиатуру объединяя это в комплекс взаимосвязанных компонентов (автоматизированное рабочее место).
Вместе с тем, клавиатура, мышь, монитор, функционально могут использоваться самостоятельно и служат дополнительной принадлежностью основного товара, системный блок.
Кроме того, в силу п.8 Правил при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
Таким образом, при осуществлении закупки нескольких товаров заказчик применяет каталог в части товаров, на которые сформированы соответствующие позиции каталога. При этом сформированное заказчиком наименование объекта закупки не предопределяет применение либо неприменение позиций каталога, сформированных в отношении определенного наименования товара, учитывая, что согласно положениям ФЗ "О контрактной системе..." наименование объекта закупки не тождественно наименованию закупаемого товара.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком при описании объекта закупки неправомерно не применены позиции КТРУ.
При этом неприменение Заказчиком позиций КТРУ при описании объекта закупки повлекло за собой установление не предусмотренных КТРУ дополнительных характеристик.
На основании вышеизложенного, Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.33, ч.6 ст.23 ФЗ "О контрактной системе...", что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. На основании п.15 ч.1 ст.42 ФЗ "О контрактной системе..." при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 ФЗ "О контрактной системе...".
В силу ч.3 ст.14 ФЗ "О контрактной системе..." в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из единой информационной системы, Заказчиком в Извещении об осуществлении закупки установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616.
Согласно п.12 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Как подтверждается материалами дела, системный блок с кодом ОКПД2 26.20.15.000 включен в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616.
Однако, иные товары, составляющие объект закупки, такие как: монитор, подключаемый к компьютеру (ОКПД2 - 26.20.17), мышь компьютерная (ОКПД2 - 26.20.16), клавиатура (ОКПД2- 26.20.16) отсутствуют в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 и включены в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции")".
Таким образом, Заказчиком в один лот объединены товары, которые одновременно включены и не включены перечень промышленных товаров, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616, что нарушает положения п.12 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.15 ч.1 ст.42, ч.3 ст.14 ФЗ "О контрактной системе..." и наличии признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленные в действиях заказчика нарушения имеют неустранимый характер при данных обстоятельствах и влекут за собой ограничение количества участников закупки, что является недопустимым в силу ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_".
На основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "МИГАЛКА" обоснованной.
2. Признать заказчика - Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение "Курский музыкальный колледж-интернат слепых" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации нарушившим требования ч.3 ст.14, п.1 ч.1 ст.33, ч.6 ст.23, п.15 ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - ФКПОУ "КМКИС" Минтруда России предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) способом электронного аукциона N0344100002722000004.
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - Басову А.Ю.
5. Передать материалы дела N046/06/42-449/2022 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
<_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 21 сентября 2022 г. N 046/06/42-449/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2022