Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<...> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "СпецСтрой 31" (далее - ООО "СпецСтрой 31"), в отсутствии представителя заказчика - Администрации Золотухинского района Курской области, комплексно, очно и дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/7176234165,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - Администрацией Золотухинского района Курской области обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "СпецСтрой 31" (адрес: 308015, г. Белгород, ул. Сумская д.12, оф.201; ИНН 3123328982), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 12.09.2022 г. (вх.N 4530) поступило обращение заказчика - Администрации Золотухинского района Курской области о включении сведений в отношении ООО "СпецСтрой 31" (адрес: 308015, г. Белгород, ул. Сумская д.12, оф.201; ИНН 3123328982) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по предмету: "Выполнение работ по строительству объекта: "Проезд по д. Апальково Апальковского сельсовета Золотухинского района Курской области"" (закупка N0144200001821000148-0098333-01).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
03.06.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0144200001821000148-0098333-01 для нужд заказчика по предмету: "Выполнение работ по строительству объекта: "Проезд по д. Апальково Апальковского сельсовета Золотухинского района Курской области"", проект контракта, ИКЗ: 213460700472646070100100930014211414.
Начальная (максимальная) цена контракта - 21 842 760 руб. 00 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.06.2021 г. NППИ1, победителем закупки был признан ООО "СпецСтрой 31" (идентификационный номер заявки OK-15749).
Согласно ч.1 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_", по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
09.07.2021 г. по результатам открытого конкурса в электронной форме между заказчиком - Администрацией Золотухинского района Курской области и ООО "СпецСтрой 31" был заключён Контракт N0144200001821000148-0098333-01 от 09.07.2021 г. по предмету: "Выполнение работ по строительству объекта: "Проезд по д. Апальково Апальковского сельсовета Золотухинского района Курской области"" на сумму 21 842 760 руб. 00 коп. (реестровый номер контракта 3460700472621000013) (далее - Контракт).
Пунктом 5.1. Контракта установлено: "Календарные сроки выполнения работ по Объекту и сроки завершения отдельных видов работ определяются Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 1 к Контракту).
Согласно графику выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 1 к Контракту).".
В соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, приложения N 1 к Контракту работы выполняются в период с сентябрь 2021 г. по июнь 2022 г.
В соответствии с 5.2. Контракта: "Объем работ по Контракту должен быть исполнен в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 1 к Контракту) в пределах годовых лимитов бюджетных обязательств".
В период с сентября 2021 г. по июнь 2022 г. ООО "СпецСтрой 31" работы по контракту N0144200001821000148-0098333-01 от 09.07.2021 г. выполнены частично, на сумму 4 105 400,03 рублей, что подтверждается:
-актом N1 от 13.09.2021 года на 1391167,56 рублей;
-актом N2 от 22.10.2021 года на 558832,44 рублей;
-актом N3 от 01.07.2022 года на 799759,26 рублей;
-актом N4 от 11.07.2022 года на 1355640,77 рублей.
23.03.2022 г. ООО "СпецСтрой 31" в адрес Администрации Золотухинского района Курской области направлено письмо от 23.03.2022 г. N41 с предложением о внесении изменений в Контракт.
28.03.2022 г. Администрацией Золотухинского района Курской области направлено в адрес ООО "СпецСтрой 31" письмо от 28.03.2022 г. N01-29/78 с отказом о внесении изменений в Контракт.
21.06.2022 г. ООО "СпецСтрой 31" в адрес Администрации Золотухинского района Курской области направлено письмо с предложением о продлении сроков исполнения Контракта.
30.06.2022 г. Администрацией Золотухинского района Курской области направлено в адрес ООО "СпецСтрой 31" письмо от 30.06.2022 г. N01-29/1367 с отказом о продлении сроков исполнения Контракта.
26.07.2022 г. Администрацией Золотухинского района Курской области в адрес ООО "СпецСтрой 31" направленна претензия N01-29/1070 от 26.07.2022 г., в которой Заказчик требовал выполнить работы по Контракту.
08.08.2022 г. Администрацией Золотухинского района Курской области в адрес ООО "СпецСтрой 31" направленна претензия N01-29/1671 от 08.08.2022 г., в которой Заказчик требовал оплатить штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
08.08.2022 г. заказчиком - Администрацией Золотухинского района Курской области было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.08.2022 г. N01-29/1672.
09.08.2022 г. решение Администрации Золотухинского района Курской области об одностороннем отказе от исполнения контракта было направленно в адрес ООО "СпецСтрой 31" почтовым отправлением (почтовый идентификатор 300020073002427).
18.08.2022 г. ООО СпецСтрой 31" в адрес Администрации Золотухинского района Курской области направлено письмо с возражением на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.08.2022 г. N01-29/1672 и предложением о заключении дополнительного соглашения или расторжения Контракта по соглашению сторон.
26.08.2022 г. Администрацией Золотухинского района Курской области направлено в адрес ООО "СпецСтрой 31" письмо от 26.08.2022 г. N01-29/1969 с отказом от заключения дополнительного соглашения или расторжения Контракта по соглашению сторон.
Как установлено ч.ч.8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 19.1.1.Контракта: "Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в порядке, предусмотренном статьёй 95 Федерального закона N 44-ФЗ.".
Частью 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что 29.08.2022 г. заказчиком с использованием единой информационной системы решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.08.2022 г. N01-29/167 подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в единой информационной системе.
Следовательно, датой поступления Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно п. 2 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" считается дата размещения в единой информационной системе такого Решения - 29.08.2022 г.
Таким образом, в силу п. 3 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", 29.08.2022 г. является датой надлежащего уведомлением ООО "СпецСтрой 31" об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 08.09.2022 г.
30.08.2022 г. заказчиком с использованием единой информационной системы в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" сформировано уведомление для размещения в единой информационной системе в сфере закупок и подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено решение в единой информационной системе.
В уведомлении для размещения в единой информационной системе в сфере закупок от 30.08.2022 г. и в пояснениях Администрации Золотухинского района Курской области при рассмотрении обращения по включению в РНП ООО "СпецСтрой 31" указано, что датой расторжения контракта является 29.08.2022 г.
В то же время, 19.09.2022 г. на момент рассмотрения настоящего дела, в карточке контракта N0144200001821000148-0098333-01 открытой части ЕИС в разделе "Информация об исполнении (расторжении контракта)", дата расторжения контракта N0144200001821000148-0098333-01 от 09.07.2021 г. не указана, а контракт стоит в статусе "исполнение".
При таких обстоятельствах, действия заказчика по исчислению сроков - даты расторжения контракта, не соответствуют порядку исчисления сроков, определенных в ч.13 ст.95 ФЗ "О контрактной системе_".
В силу подпункта "а" п.13 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 г. N60, в реестр в соответствии с настоящими Правилами подлежат включению следующие информация и документы о расторжении контракта:
а) информация и документы о расторжении контракта:
соглашение о расторжении контракта в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты;
вступившее в силу решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты;
вступившее в силу решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты;
решение суда о расторжении контракта в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты или информация о таком решении с указанием адреса страницы официального сайта в сети "Интернет", на которой размещено такое решение;
дата расторжения контракта, дата вступления в силу решения суда о расторжении контракта.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно ч.2 ст.104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
Как подтверждается материалами дела, ООО "СпецСтрой 31" нарушены существенные условия контракта, однако заказчиком нарушен порядок размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС.
Все вышеуказанные обстоятельства являются основаниями для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в силу подпункта "а" 15 Правил.
Учитывая положения подпункта "а" п. 15 Правил, принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, информация в отношении - ООО "СпецСтрой 31" не подлежит включению в РНП.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Отказать заказчику - Администрации Золотухинского района Курской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СпецСтрой 31" (адрес: 308015, г. Белгород, ул. Сумская д.12, оф.201; ИНН 3123328982) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 19 августа 2022 г. N РНП-46-669
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022