Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "АМК" (далее - Заказчик): Соболевой Ж.Б. по доверенности, Лавровой Г.А. по доверенности;
ООО "ПРС" (далее - Участник, Исполнитель): генерального директора Ахмедова К.В.,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. 23171-ЭП/22 от 07.09.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг, направленных на выполнение функций учреждения (демонтаж металлического транспортера углеподачи и дымовой трубы по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, пгт. Сиверский, пр. Комсомольский, д. 15) (извещение N 0372100015522000060),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 08.06.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг, направленных на выполнение функций учреждения (демонтаж металлического транспортера углеподачи и дымовой трубы по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, пгт. Сиверский, пр. Комсомольский, д. 15) (извещение N 0372100015522000060) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 329 333,30 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.06.2022 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "ПРС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ПРС" заключен государственный контракт N 0060 от 21.06.2022 на сумму 299 000,00 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.8 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 25.08.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ПРС".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги, направленные на выполнение функций учреждения (демонтаж металлического транспортера углеподачи и дымовой трубы по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, пгт. Сиверский, пр. Комсомольский, д. 15) (далее Объект)) (далее - Услуги) в установленные Контрактом сроки.
Пунктом 3.1. Контракта установлены сроки оказания услуг: начало оказания услуг - с даты заключения Контракта; окончание оказания услуг - в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней.
Услуги оказываются Участником в соответствии с настоящим Контрактом и приложениями к нему, определяющими стоимость, объем, содержание услуг и другие, предъявляемые к нему требования (п. 3.3. Контракта).
Требования к качеству и безопасности товара, к объему оказываемых услуг, а также к сроку представления гарантии услуг установлены в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту) (п. 3.4. Контракта).
Согласно условиям Контракта, не позднее пяти рабочих дней с даты заключения Контракта Заказчик передает Исполнителю объект по Акту приема-передачи объекта в работу. В процессе приема-передачи объекта Заказчик передает Исполнителю запрошенную им документацию, необходимую для оказания услуг, а Исполнитель согласовывает с Заказчиком план-график оказания услуг.
23.06.2022 Заказчик передал Участнику Объект по Акту приема-передачи объекта в работу.
24.06.2022 Участником издан приказ о назначении ответственного лица по Контракту - генерального директора ООО "ПРС" Ахмедова Касима Вагабовича.
Участник в письме от 01.08.2022 исх. N 1 (вх. 1492 от 03.08.2022) обратился к Заказчику с предложением о согласовании увеличения цены контракта на 50% либо о расторжении в связи с несоответствием фактического объема работ, отсутствия возможности подъезда к основанию дымовой трубы ближе 9 метров, отсутствия возможности подключения к электропитанию на расстоянии ближе 100 метров.
В своём ответе (исх. N 1563 от 05.08.2022) Заказчик отказался от увеличения цены Контракта, так как это противоречит нормам ст. 95 Закона о контрактной системе и настоятельно просил Участника приступить к оказанию Услуг.
Несмотря на принятый в работу Объект, Участник к оказанию услуг по демонтажу по состоянию на 25.08.2022 так и не приступил.
Таким образом, с учетом того, что Участник не приступил к оказанию Услуг в срок, установленный Контрактом, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п.п. 8.8 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ст. 450 ГК РФ, принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.08.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 07.09.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что в ходе исполнения Контракта ООО "ПРС" выяснило, что параметры Объекта существенно отличаются от указанных в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту), а имено:
- Высота трубы котельной вдвое выше чем указано в Техническом задании, и, соответственно, договоренный автокран и автовышка не справятся с работой, придется нанимать другие с вылетом стрелы вдвое больше, что вдвое увеличивало расходы (указанное представитель Заказчика устно подтвердил в ходе заседания комиссии УФАС).
- Вес металла меньше в 2 раза, что приводило к убытку ООО "ПРС".
Указанные обстоятельства были изложены в письме к Заказчику. ООО "ПРС" просило Заказчика увеличить цену Контракта на 30%, продлить сроки выполнения Работ, либо устранить дополнительно выявленные обстоятельства, либо расторгнуть Контракт по соглашению сторон. Однако Заказчик ответил отказом.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ПРС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "ПРС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ПРС" (ИНН: 7806299815) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 сентября 2022 г. N РНП-78-1138/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2022