Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "ААНИИ" (далее - Заказчик): Штоколовой Н.В. по доверенности;
ООО "Компания ТЕХНОПОЛЬ" (далее - Участник): Налитовой М.И. по доверенности, директора Воронкова А.П.,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. 23175-ЭП/22 от 07.09.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку 1-секундного трёхкомпонентного векторного магнитометра для измерения и регистрации вариаций магнитного поля Земли для нужд станции Восток Российской антарктической экспедиции ФГБУ "ААНИИ" (извещение N 0372100002121000148),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 27.12.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку 1-секундного трёхкомпонентного векторного магнитометра для измерения и регистрации вариаций магнитного поля Земли для нужд станции Восток Российской антарктической экспедиции ФГБУ "ААНИИ" (извещение N 0372100002121000148) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 200 991,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 13.01.2022 N 0372100002121000148-3 победителем Аукциона признано ООО "Компания ТЕХНОПОЛЬ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Компания ТЕХНОПОЛЬ" заключен государственный контракт N ЭА-21/136 от 24.01.2022 на сумму 3 200 991,00 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 3.3 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 25.08.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Компания ТЕХНОПОЛЬ".
Представитель Заказчика на заседание Комиссии УФАС пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку 1-секундного трёхкомпонентного векторного магнитометра для измерения и регистрации вариаций магнитного поля Земли для нужд станции Восток Российской антарктической экспедиции ФГБУ "ААНИИ" (далее - Товар) в течение 6 (шести) месяцев с момента заключения контракта (п. 1.2 Контракта), т.е. не позднее 24.07.2022.
По состоянию на 25.08.2022 Товар, соответствующий условиям Контракта, Участником поставлен не был, ввиду чего Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.08.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 07.09.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Для выполнения условий Контракта Участник заключил с компанией MinGeoLtd. (Венгрия) контракт N 022/1656 от 26.01.2022 на поставку данного Товара из Венгрии (ЕС) (код TH ВЭД ЕАЭС 9015 80). Данный код Товара подтверждается ГТД 10005030_111119_0315337 и Декларацией соответствия ЕАЭС N RU Д-HU.KAO1.А.16845/19 на эту же модель Товара, ввезенную ООО "Компания ТЕХНОПОЛЬ" в 2019 г.
Товар - 1-секундный трёхкомпонентный векторный магнитометр для измерения и регистрации вариаций магнитного поля Земли - является уникальным научным прибором, не имеющим аналогов производства РФ.
Однако в период действия указанных контрактов произошли следующие события:
В связи с проведением Российской Федерацией специальной военной операции на территории Украины постановлением Совета Европейского Союза N 2022/576 от 08.4.2022 статья Зk (стр. 111/5) введен запрет на продажу, поставку, передачу или экспорт в Россию, прямо или косвенно, товаров, перечисленных в Приложении N XXIII (стр. 111/34). включая код комбинированной системы ЕС 9015 80 (Сф 111/64), соответствующий этому же коду в TH ВЭД ЕАЭС.
В связи с запретом на экспорт в Россию товаров по коду 9015 80, введенным постановлением Совета ЕС N 2022/576 от 08.04.2022, производителю Товара Компании MinGeo Ltd. (Венгрия) законодательно была запрещена поставка Товара в адрес ООО "Компании ТЕХНОПОЛЬ".
22.06.2022 Участником было получено письмо от Mingeo Ltd (Венгрия) о расторжении контракта в связи с запретом на поставку данного оборудования на территорию Российской Федерации.
24.06.2022 Участник отправил Заказчику письмо исx. N 1/157 от 24.06.2022 с уведомлением о наступлении форс-мажорных обстоятельств и предложением оформить дополнительное соглашении о расторжении Контракта по обоюдному согласию.
28.06.2022 Участник получил от Заказчика по электронной почте письмо исx. N 1/157 от 24.06.2022 с предложением обратиться в ТПП РФ за заключением об обстоятельствах непреодолимой силы, сделавших невозможным исполнение обязательств ООО "Компании ТЕХНОПОЛЬ" по Контракту.
С 30.06.2022 по 31.08.2022 представители ООО "Компании ТЕХНОПОЛЬ" вели переговоры с Торгово-промышленными палатами Российской Федерации, Московской области и г. Дубны о выдаче заключения об обстоятельствах непреодолимой силы, сделавших невозможным исполнение обязательств ООО "Компании ТЕХНОПОЛЬ" по Контракту.
В ответ на обращение ООО "Компании ТЕХНОПОЛЬ" Торгово-промышленная палата Московской области выдала Экспертное заключение N 45 от 31.08.2022 (далее - Экспертное заключение ТПП МО).
В Экспертном заключении ТПП МО указало, что вышеперечисленные обстоятельства являются для ООО "Компания ТЕХНОПОЛЬ" чрезвычайными, непредотвратимыми, непреодолимыми, и не зависели от воли или действий ООО "Компания ТЕХНОПОЛЬ", и могут быть отнесены к обстоятельствам непреодолимой силы, которые не позволяют ООО "Компания ТЕХНОПОЛЬ" своевременно, в период с 24.07.2022 и до момента отмены санкций, исполнить свои обязательства по вышеуказанному Контракту, также позволяют ООО "Компания ТЕХНОПОЛЬ" применить нормы ст. 10 ГК РФ, не допускающие злоупотребление правом.
Таким образом, Экспертным заключением ТПП МО подтверждается, что Товар не отгружен и не ввезён на территорию Российской Федерации в связи с действующими ограничительными мерами со стороны Совета Европейского Союза, что признается чрезвычайными, непредотвратимыми, непреодолимыми, не зависящими от воли или действий ООО "Компания ТЕХНОПОЛЬ" обстоятельствами, которые могут быть отнесены к обстоятельствам непреодолимой силы.
В соответствии с 9.1 Контракта Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Контракту, если причиной неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств являются обстоятельства непреодолимой силы, включая наводнения, пожары, землетрясения, прочие природные бедствия. эпидемии, катастрофы, забастовки, войну или военные действия, изменение законодательства, регулирующего необходимые условия настоящего Контракта, и иные, то есть чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, наступившие после заключения Контракта, которые соответствующая Сторона Контракта не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами.
В соответствии с п. 9.2 Контракта Сторона, у которой отсутствует возможность исполнения обязательств по Контракту в силу указанных обстоятельств, обязана известить другую Сторону о наступлении, предполагаемой продолжительности и прекращении действия этих обстоятельств немедленно, но не позднее пяти дней с даты их наступления и (или) прекращения действия. Факты наступления и (или) прекращения действия обстоятельств непреодолимой силы, содержащиеся в извещении, должны быть подтверждены документально.
В соответствии с п. 9.3 Контракта обстоятельства непреодолимой силы в каждом конкретном случае должны подтверждаться документально заключениями соответствующих компетентных органов Надлежащим доказательством наличия вышеуказанных обстоятельств и их продолжительности будут служить свидетельства Торгово-промышленной палаты РФ.
Таким образом, Экспертное заключение ТПП МО должно быть признано надлежащим доказательством наличия обстоятельств непреодолимой силы в силу п. 9.3 Контракта.
В соответствии с положениями п. 9.2 Контракта Участник уведомил Заказчика о невозможности исполнить обязательства по Контракту в силу вышеупомянутых обстоятельств письмами исх. N 1/157 от 24.06.2022, исх. N 1/216 от 31.08.2022.
Кроме того, со стороны Участника был предпринят целый ряд действий для того, чтобы даже в сложившихся чрезвычайных, непреодолимых и не зависящих от воли ООО "Компания ТЕХНОПОЛЬ" обстоятельствах всё же исполнить свои обязательства по Контракту (письмо N 1/216 от 31.08.2022), а именно:
- с 05.07.2022 по 31.08.2022 велись переговоры с ООО "Магнитные приборы" о разработке отечественного аналога оборудования, приобретаемого по Контракту. Проведённые исследования показали, что имеющийся в наличии прибор требует доработки, сроки которой сложно прогнозировать. 15.08.2022 было заявлено, что в связи загруженностью специалистов нет возможности заниматься доработкой прибора. 31.08.2022 со стороны ООО "Магнитные приборы" была высказана готовность, в случае заинтересованности со стороны Заказчика в течение сентября 2022 года провести доработку прибора, сроки производства могут быть определены только после завершения доработки;
- с 22.07.2022 по 15.08.2022 велись переговоры с ООО "Инвент-МСК" о поставке оборудования (магнитометра Lemi-025) из США, куда на тот момент были переданы права на продажу этого оборудования. Было получено коммерческое предложение со сроком поставка 170-200 дней после 100% предоплаты с указанием, что окончательная возможность поставки оборудования будет подтверждена после получения экспортной лицензии экспортером на вывоз оборудования в третьи страны. Ввиду запрета па поставку данного типа оборудования из ЕС и США в Россию Участник планировал оформлять экспортную лицензию на Казахстан. Участник планировал получить экспортную лицензию за пару педель, но через 1-2 недели Участнику был предложен новый вариант - поставка без экспортной лицензии, но без разъяснения каким образом это возможно исполнить. Такая перемена без объяснения причин и плана действий ещё больше повысила риски. В данной ситуации Участник счёл невозможным поставку Товара по Контракту по данному пути, о чём и сообщил ООО "Инвент-МСК".
Таким образом, ООО "Компания ТЕХНОПОЛЬ" предприняло все возможные меря для исполнения своих обязательств по Контракту, однако в связи с действующими ограничительными мерами со стороны Совета Европейского Союза, признанными Экспертным заключением ТПП МО чрезвычайными, непредотвратимыми, непреодолимыми, не зависящими от волн или действий ООО "Компания ТЕХНОПОЛЬ" обстоятельствами, которые могут быть отнесены к обстоятельствам непреодолимой силы, исполнить принятые на себя обязательства не смогло.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Компания ТЕХНОПОЛЬ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Компания ТЕХНОПОЛЬ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Компания ТЕХНОПОЛЬ" (ИНН: 5010027226) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 сентября 2022 г. N РНП-78-1140/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2022