Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик): Шевченко Е.К. по доверенности;
ООО "УМНЫЙ СЕРВИС" (далее - Участник): Самонова Д.С. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. 23300-ЭП/22 от 08.09.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку принтеров для печати штрих-кодов (извещение N 0372100049622001009),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.04.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку принтеров для печати штрих-кодов (извещение N 0372100049622001009) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 124 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.05.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "УМНЫЙ СЕРВИС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "УМНЫЙ СЕРВИС" заключен государственный контракт N 03721000496220010090001 от 16.05.2022 на сумму 82 459,80 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в том числе в следующих случаях:
- поставка Товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
- неоднократное нарушение Поставщиком срока поставки Товара;
- однократное нарушение срока поставки Товара, в случае если нарушение срока поставки товара вдовое превышает срок поставки товара, предусмотренный п. 3.1. Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 26.08.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "УМНЫЙ СЕРВИС".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку принтеров для печати штрих-кодов (далее - Товар) в течение 30 (тридцати) дней с даты заключения Контракта (п. 3.1 Контракта).
Пунктом 3.1.2.1. Контракта установлено, что в течение 3 (трех) рабочих дней после подписания Сторонами Контракта Поставщик обязан передать Заказчику для утверждения контрольный образец товара по каждой позиции ассортимента (минимально возможный объем товара - штука, упаковка, ящик, коробка и проч.).
В адрес Участника Заказчиком была направлена заявка на предоставление образцов (исх. N 18-05/1 от 18.05.2022). Однако Участником образец Товара, соответствующий требованиям Контракта, поставлен не был, о чем свидетельствуют уведомления Заказчика о несоответствии видимых характеристик контрольного образца характеристикам Товара, установленным в Спецификации к Контракту (исх. N 24-05/1 от 24.05.2022, исх. N 02-06/1 от 02.06.2022, исх. N 28-06/1 от 28.06.2022).
По состоянию на 26.08.2022 обязательства по Контракту не были выполнены Участником, виду чего Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.08.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
02.09.2022 Участником в адрес Заказчика был поставлен Товар, не соответствующий требованиям Контракта, о чем Заказчиком был составлен мотивированный отказ от приемки данного Товара (исх. N 02-09/1-22 от 02.09.2022).
Таким образом нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "УМНЫЙ СЕРВИС" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 07.09.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
18.05.2022 ООО "УМНЫЙ СЕРВИС" получило заявку Заказчика на поставку контрольного образца.
23.05.2022 ООО "УМНЫЙ СЕРВИС" осуществило поставку в качестве контрольного образца принтера для печати штрих-кодов модели Godex RT 200с. По мнению представителя Участника, данная модель полностью соответствует техническому описанию предмета поставки в заключенном Контракте, тем не менее Заказчик в приемке отказал, сославшись на несуществующие недостатки.
В ходе переговоров Заказчик уточнил, что ему нужна определенная модель принтера (TSC ТГР-225, аналогичные уже установлены и используются Заказчиком), а также, что, не смотря на прямой перечень характеристик в спецификации, он хотел получить еще опцию отрезчика у поставляемого устройства.
Так как в летний период еще не полностью были налажены логистические цепочки, а на Российском рынке отсутствовала в наличии модель (TSC ТТР-225), установленная у Заказчика, ООО "УМНЫЙ СЕРВИС" предложило несколько других альтернатив, подходящих по техническим характеристикам Спецификации Контракта.
ООО "УМНЫЙ СЕРВИС" в адрес Заказчика были поставлены контрольные образцы:
02.06.2022 - модель принтера SPACE Х-42ТТ;
10.06.2022 - MERTECH TLP100.
Однако 28.06.2022 Заказчик снова отказал в приемке.
Еще раз изучив Спецификацию к Контракту, собрав уточнения у производителя, 18.07.2022 ООО "УМНЫЙ СЕРВИС" было направлено письмо Заказчику с указанием, что первоначально поставляемый принтер Godex RT 200с обладает всеми языками программирования, поддерживает работу со следующими одномерными штрих-кодами: PLESSEY, Code 11, что подтвердил сам производитель Товара, также Godex RT 200с имеет в наличии необходимые разъемы и модуль отделителя, языки программирования EPL и ZPL (в том числе в варианте эмуляции) поддерживаются в варианте эмуляции.
Вместе с тем ООО "УМНЫЙ СЕРВИС" обнаружил, что в заявке и Спецификации к Контракту была опечатка (принтеры в конфигурации, прописанной в Контракте, не выпускаются), о чем так же уведомило Заказчика.
По мнению представителя Участника, принтеры, которые ООО "УМНЫЙ СЕРВИС" предлагало к поставке полностью соответствовали конкурсной документации, опубликованной на портале госзакупок.
ООО "УМНЫЙ СЕРВИС", со своей стороны, ожидало, что может быть поставлен эквивалентный товар с улучшенными характеристиками либо модель Godex RT, либо TSC ТТР-225, что Заказчиком будет принято решение исправить ситуацию, воспользоваться правом получения Товара, соответствующего конкурсной документации или Контракт будет расторгнут по соглашению сторон. Однако, ООО "УМНЫЙ СЕРВИС" получило Решение Заказчика, в котором был установлен срок на устранение замечаний по Контракту, чем ООО "УМНЫЙ СЕРВИС" и воспользовалось.
Так как на момент получения Решения модель TSC ТТР-225 (эквивалентный товар с лучшими характеристиками, соответствующий требованиям конкурсной документации) уже была доступна к закупке, 02.09.2022 ООО "УМНЫЙ СЕРВИС" закупило и осуществило поставку 4-х принтеров TSC ТТР-225, как альтернативно возможной к поставке модели в рамках Спецификации к Контракту.
09.09.2022 ООО "УМНЫЙ СЕРВИС" от Заказчика было получено уведомление об участии в заседании Санкт-Петербургского УФАС России.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "УМНЫЙ СЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении Аукциона и в аукционной документации, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник надлежащим образом не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
В ходе заседания Комиссии УФАС Заказчик настаивал на включении ООО "УМНЫЙ СЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков поскольку не достиг цели проводимой закупки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "УМНЫЙ СЕРВИС", ИНН: 7714922363; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Деркач Андрей Викторович, ИНН: 500801806861, сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Самонов Дмитрий Сергеевич, ИНН: 500708958612, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "УМНЫЙ СЕРВИС" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
07.09.22 |
09.09.22 |
08.09.22 |
0 |
08.09.22 |
15.09.22 |
14.09.22 |
0 |
19.09.22 |
19.09.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 сентября 2022 г. N РНП-78-1143/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2022