Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):; СПБ ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "ТЕХМОНТАЖ" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 23326/22 от 08.09.2022) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту трамвайных путей Санкт-Петербурга в рамках реализации адресной программы по целевой статье "Расходы на ремонт трамвайных путей". Лот: Выборгский район Санкт-Петербурга для нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002522000274) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 28.07.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002522000274. Начальная (максимальная) цена контракта - 227 916 792, 68 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В силу п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 26 Положения оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
В силу п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с п. 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный ч. 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
автомобильная дорога;
особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации;
г) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона;
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона;
договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
д) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Конкурсной документацией предусмотрены следующие положения:
"Критерий оценки "Квалификация участника закупки" применяется на основании подпункта "а>> пункта 32 Положения.
Значимость критерия оценки "Квалификация участника закупки" установлена в соответствии
Показатель оценки: с пунктом 4 Предельных величин значимости критериев оценки заявок на участие в закупке
Наличие у участников закупки опыта товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных выполнения работ, связанного с предметом постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на контракта участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
Детализирующий показатель:
Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021г.N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и составляет: 40% (коэффициент значимости критерия - 0,4).
Показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта" применяется на основании подпункта "6" пункта 32 Положения.
Значимость показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта" составляет 100% (коэффициент значимости показателя - 1,0).
Детализирующий показатель "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" применяется на основании подпункта "а>> пункта 28 Положения.
Значимость детализирующего показателя оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" составляет 100% (коэффициент значимости детализирующего показателя - 1,0).
Оценка заявок по детализирующему показателю, предусмотренному настоящим Положением, осуществляется в порядке, установленном подпунктом "б" пункта 20 Положения, а именно по формуле:
БКi = (Ki - Кmin) х 100/(Кmах - Кmin),
где:
Кmах - максимальное значение детализирующего показателя оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров", содержащееся во вторых частях заявок, подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "0 контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
ну:жд" (далее - Закон) оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки";
Ki - значение детализирующего показателя оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров", содержащееся в предложении участника закупки, вторая часть заявки которого подлежит в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки";
Кmin - минимальное значение детализирующего показателя оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров", содержащееся во вторых частях заявок подлежащих в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки".
К оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту трамвайных путей, путей метрополитена, по которому участник закупки выступает в качестве генерального подрядчика.
Гражданско-правовые договоры, исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом, подлежат оценке.
К рассмотрению принимаются следующие документы, подтверждающие наличие у участников· закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта: исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту трамвайных путей, путей метрополитена, по которому участник закупки выступает в качестве генерального подрядчика. Допускается направление в соответствии с Законом договора без приложения к нему проектной документации (если проектная документация является приложением к договору); акт (акты) приемки выполненных работ, составленный при исполнении договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту трамвайных путей, путей метрополитена. Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ, составленный при исполнении договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции трамвайных путей, путей метрополитена. Акт приемки объекта капитального строительства должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении договора (если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ) должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Допускается направление в соответствии с Законом акта приемки объекта капитального строительства без приложения к нему проектной документации (если проектная документация является приложением к такому акту). К акту приемки объекта капитального строительства относятся в том числе акт приемки законченного строительством объекта по. типовым межотраслевым формам N КС-11, N КС-14 и акт приемки объекта капитального строительства по формам, предусмотренным сводом правил, содержащим порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством и реконструированных объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения. Ценой выполненных работ по договорам является указанная в предусмотренных актах, стоимость принимаемых основных фондов, в том числе стоимость строительно-монтажных работ, стоимость оборудования, инструмента, инвентаря либо (если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ) указанная в акте (актах) выполненных работ цена выполненных работ; разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, выданного при исполнении договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции трамвайных путей, путей метрополитена.
Указанные документы представляются в заявке участника в полном объеме и со всеми приложениями. В случае, если к документам:, подтверждающим наличие у участников закупки опыта выполнения работ, не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к документам), такие документы подлежат принятию к оценке.
Документы, подтверждающие наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта, направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
В случае, если дата последнего акта, составленного при исполнении договора не соответствует установленному периоду (должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок), а также в случае несоответствия представленных участником закупки документов иным требованиям, установленным настоящим Положением, такой договор (договоры) при определении баллов по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" не учитывается.
В случае наличия противоречия между стоимостью работ, указанной в акте (актах) приемки выполненных работ, составленном при исполнении договора (договоров), и стоимостью работ, указанной в договоре (договорах) со всеми приложениями, для оценки по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" принимается стоимость работ, указанная в акте (актах) приемки выполненных работ, составленном при исполнении договора (договоров).
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям Закона. Участнику конкурса, не представившему указанные документы, баллы по заявке не присваиваются.
Для расчета баллов по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" учитывается наибольшая стоимость выполненных и принятых работ из всех представленных договоров, удовлетворяющих требованиям настоящего Положения.
Оценка заявки по показателю "Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта" определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по детализирующему показателю, умноженного на значимость детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии, и последующего деления на количество таких членов.
Оценка заявки по критерию "Квалификация участника закупки" путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по показателю оценки, умноженного на значимость показателя оценки.
При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов".
В силу ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "а", "б" и "г" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные п. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "р" п. 1, пп. "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Таким образом, по смыслу приведенных выше норм законодательства на рассматриваемом этапе деятельности по публичному заказу в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе должен быть отражен не только результат оценки заявок каждого из участников, но и процесс (последовательность проверочных действий, обоснование промежуточных выводов и результатов) присвоения заявкам участников того или иного количества баллов в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными в конкурсной документации.
В силу ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных п. 2 и 4 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе.
Анализ протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.09.2022 N ИЭОК1 показал, что в нём содержится следующая информация о порядке оценки заявки Заявителя:
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором |
Решение о признании второй части заявки соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении второй части заявки на участие в закупке |
|
112507826 |
Соответствует требованиям |
|
Соответствует требованиям | ||
Соответствует требованиям | ||
Соответствует требованиям | ||
Заявлено контрактов (договоров): 5. Учтено количество исполненных контрактов (договоров): 0. Наибольшая цена одного из исполненных договоров: 0.
Не учтены: 5, по причине того, что исполненные договоры не подтверждают опыт по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту трамвайных путей, путей метрополитена.
В соответствии с требованиями Приложения N 4 извещения об осуществлении извещения об осуществления закупки предметом оценки является: выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту трамвайных путей, путей метрополитена, по которому участник закупки выступает в качестве генерального подрядчика.
1. Договор подряда от 21.03.2022. 2. Договор на выполнение работ от 08.11.2021. 3. Договор на выполнение работ от 02.11.2021. 4. Договор на выполнение работ от 12.10.2020. 5. Договор от 11.03.2022. |
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия УФАС отмечает, что в соответствии с пояснениями представителя Заказчика, конкурсная комиссия Заказчика не учла представленные в составе заявки договоры, поскольку они не соответствуют предмету конкурса.
Анализ заявки участника показал, что в её составе представлены 5 договоров, предметом которых являются работы по ремонту железнодорожных путей.
Изучив вышеуказанные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу, что представленные участником закупки контракты не соответствуют требованиям, установленным порядком оценки о наличии у участника закупки исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту трамвайных путей, путей метрополитена.
Комиссия УФАС отмечает, что вышеуказанные договоры несопоставимы с предметом заключаемого по результатам закупки контракта.
Следовательно, Комиссия УФАС приходит к выводу, что конкурсная Комиссия Заказчика произвела оценку в соответствии с установленным в Приложении N 4 к извещению об осуществлении закупки порядком оценки по критерию "Квалификация участников закупки", а в её действиях отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
Согласно СП 98.13330.2018 "Трамвайные и троллейбусные линии". СНиП 2.05.09-90 (далее - СП).
В зависимости от местных условии трамвайные пути следует предусматривать:
- на самостоятельном (обособленном) полотне - все виды трамвайных линий;
- в профиле улично-дорожной сети на обособленном полотне;
- в профиле улично-дорожной сети на совмещенном полотне (п. 4.6 СП).
Обособленное трамвайное полотно - трамвайные пути, расположенные в профиле улично-дорожной сети, не предназначенные для движения безрельсового транспорта (п. 3.22 СП).
Самостоятельное трамвайное полотно - трамвайные пути, расположенные вне улично-дорожной сети (п. 3.34 СП).
Совмещенное трамвайное полотно - трамвайные пути, расположенные в профиле улично-дорожной сети на одном уровне с проезжей частью, по которым разрешено движение безрельсовых транспортных средств (п. 3.37 СП).
Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 технического задания установлены краткие характеристики выполняемых работ:
"4.1. Виды (состав) работ:
- производство (или приобретение) и перевозка асфальтобетонных смесей;
- ремонт и восстановление верхнего строения пути;
- ремонт конструктивных элементов объекта улично-дорожной сети:
- ремонт (выравнивание с уровнем дорожного покрытия) люков смотровых колодцев подземных коммуникаций;
- ремонт (выравнивание) дождеприемников ливнесточных колодцев;
- ремонт бордюрного камня с полной заменой (бетонного);
- удаление изношенных слоев дорожного покрытия проезжей части, тротуаров (пешеходных зон) методом холодного фрезерования;
- устройство армирующей прослойки из нетканого синтетического материала (георешетки);
- укладка нижнего (выравнивающего) слоя дорожного покрытия проезжей части, тротуаров (пешеходных зон);
- укладка верхнего слоя дорожного покрытия проезжей части, тротуаров (пешеходных зон);
- нанесение разметки, восстановление элементов технических средств организации дорожного движения;
- устройство (восстановление) плиточного покрытия на пешеходных тротуарах, примыкающих к проезжей части объекта ремонта;
- ремонт и восстановление пешеходного ограждения вдоль трамвайных путей;
- восстановление нарушенного благоустройства (озеленения);"
Вышеуказанное техническое задание содержит, в том числе, ч. 10.8 "Требования к работам по ремонту дорожного покрытия проезжей части", следующего содержания:
"10.8.1. Требования к удалению изношенного верхнего слоя дорожного покрытия проезжей части методом холодного фрезерования;
10.8.2. Требования к заделке трещин в дорожном покрытии;
10.8.3. Требования к устройству выравнивающего слоя;
10.8.4. Отфрезерованную поверхность после очистки обработать 60%-й битумной эмульсией, соответствующей требованиям ГОСТ Р 58952.1-2020, с применением автогудронаторов на ширину укладываемой полосы с нормой расхода не менее 0,4 л/кв. м не позднее, чем за 6 часов до начала укладки асфальтобетонной смеси;
10.8.5. Требования к устройству верхнего слоя дорожного покрытия проезжей части;"
Примеры не являются исчерпывающими.
В соответствии с техническим заданием необходимо выполнить ремонт трамвайных путей, находящихся в совмещенном полотне с автомобильной дорогой. Учитывая определения, данные вышеуказанными действующими нормативно-правовыми актами РФ, а также характер выполняемых работ, можно говорить о том, что трамвайные пути являются конструктивным элементом автомобильной дороги.
Анализ извещения об осуществлении закупки и установленного порядка рассмотрения и оценки заявок, привел к выводу, что условие, при котором к оценке принимаются исключительно договора, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту трамвайных путей, путей метрополитена, создает необоснованное преимущество отдельным хозяйствующим субъектам и не позволяет объективно сопоставить заявки Участников, поскольку данный вид контрактов не соответствует заключаемому контракту по рассматриваемой процедуре.
Комиссия УФАС отмечает, что в порядке рассмотрения и оценки заявок Заказчик, в том числе установил следующее:
"Критерий оценки "Квалификация участника закупки" применяется на основании подпункта "а" пункта 32 Положения"
Вместе с тем, в пункте 32 раздела VI указанного Положения установлено следующее: "При осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги"
Комиссия УФАС констатирует, что вышеуказанное не отраженно в извещении об осуществлении закупки.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленный порядок рассмотрения и оценки заявок, является ненадлежащим и не направлен на выявление лучшего предложения участников закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с постановлением N 2571.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч. 6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. "а" ч.3 постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция приложения к настоящему постановлению (далее - приложение) применяется с учетом положений настоящего пункта в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки". Позиция 18 приложения применяется если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации превышает 5 млн. рублей.
Согласно п. 18 постановления N 2571 при проведении конкурентных процедур на работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги, к участнику закупки устанавливаются дополнительные требования, подтверждающиеся наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
"наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)"
Как установлено ранее, объект закупки включает в себя ремонт, содержание автомобильной дороги, объем вышеуказанных работ превышает 5 млн. рублей.
Вместе с тем, анализ извещения о проведении конкурса показал, что Заказчиком в нарушение ч. 4 ст. 31 не установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 42, 48, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЕХМОНТАЖ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42, ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с его выдачей по ранее рассмотренному делу.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 сентября 2022 г. N 44-3110/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2022