Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик): Башариной Е.С. по доверенности;
ООО "Стройреставрация" (далее - Участник): Нагорнова А.В. по доверенности, директора Медведевой Ю.Ф.,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 23400-ЭП/22 от 09.09.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту фасадов Лабораторного корпуса (извещение N 0372100048822000508),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 27.05.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту фасадов Лабораторного корпуса (извещение N 0372100048822000508) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 7 214 258,96 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.06.2022 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "Стройреставрация".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Стройреставрация" заключен государственный контракт N 0372100048822000508 от 21.07.2022 на сумму 6 637 118,24 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 2.8, 14.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 24.08.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Стройреставрация".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по текущему ремонту фасадов Лабораторного корпуса (далее - Работы) по адресу: 197758, Санкт-Петербург, п. Песочный, ул. Ленинградская, д. 68. Объект, на котором выполняются Работы (далее - Объект) в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с момента заключения Контракта (п. 2.2 Контракта).
При этом, в силу положений п. 2.3 Контракта определённый п. 2.2 Контракта срок включает в себя, в том числе, подготовительный период, который составляет не более 3 (трёх) рабочих дней. В течение подготовительного периода Подрядчик должен выполнить свои обязанности, установленные п.п. 6.1 и 6.3 Контракта.
Претензией от 09.08.2022 N 20-08/5388 Заказчик уведомил Участника о нарушении сроков исполнения обязательств по Контракту. Вместе с тем по состоянию на 24.08.2022 Участник не приступил к выполнению Работ по Контракту.
Указанные нарушения свидетельствуют о недобросовестном поведении Участника и совершении им умышленных действий в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьёй 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Учитывая вышеизложенное, в связи с существенным нарушением Участником условий Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.08.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Стройреставрация" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 08.09.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что, Контракт был заключен с ООО "Стройреставрация" как со вторым участником закупочной процедуры (когда участник, занявший первое место в конкурсной процедуре, уклонился от заключения контракта). Итоги электронного Конкурса были подведены 23.06.2022 и ООО "Стройреставрация", понимая объективно, что не является победителем закупочной процедуры, имеющиеся у ООО "Стройреставрация" свободные денежные средства и строительные ресурсы (которые предполагалось использовать под нужды настоящего Контракта) были направлены на исполнение иных контрактов.
В силу требований ч. 7 ст. 51 Закона о контрактной системе, занявший второе место участник закупочной процедуры не имеет права на отказ от заключения контракта, в связи с чем настоящий контракт был подписан со стороны ООО "Стройреставрация".
По словам представителя Участника, ООО "Стройреставрация" имело намерения приступить к исполнению заключенного Контракта, но ближе к концу августа 2022 года, поскольку большое количество сотрудников ООО "Стройреставрация" было задействовано на иных объектах в рамках исполнения иных договоров, которые были заключены после того, как ООО "Стройреставрация" заняло второе место в Конкурсе.
18.07.2022 и 20.07.2022 между ООО "ГЕОИЗОЛ" и ООО "Стройреставрация" были заключены:
1) Договор субподряда N 957/2021/СП/СР/ПД на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Реконструкция с элементами реставрации с приспособлением к современному использованию объекта культурного наследия федерального значения "Форт "Кроншлот" 1 этап, г. Кронштадт" на сумму 21 182 369,39 рублей;
2) Договор субподряда N 957/2021/СП/СР/ЭТ на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Реконструкция с элементами реставрации с приспособлением к современному использованию объекта культурного наследия федерального значения "Форт "Кроншлот" 1 этап, г. Кронштадт" на сумму 40 368 648,37 рублей.
3) Договор подряда N 957/2021/СП/Л/СР/ПД на выполнение работ по реконструкции с элементами реставрации с приспособлением к современному использованию объекта культурного наследия федерального значения "Форт "Кроншлот" 1 этап. г. Кронштадт" на сумму 592 761,59 рублей;
4) Договор подряда N 957/2021 /СП/Л/СР/ЭТ на выполнение реставрационных работ по кирпичной кладке в помещениях первого этажа Николаевской батареи на сумму 593 347,53 рублей.
27.07.2022 между АО "Городская страховая медицинская компания" и ООО "Стройреставрация" был заключен Договор на выполнение реставрационных работ на сумму 3 995 196,00 рублей (по результатам закупочной процедуры N 32211506150), протокол подведения итогов был опубликован 11.07.2022, то есть до момента заключения Контракта с действующим Заказчиком.
Таким образом, по словам представителя Участника, практически все ресурсы ООО "Стройреставрация" были задействованы исключительно для исполнения вышеуказанных договоров.
Условиями Контракта не предусмотрено какого-либо авансирования, в связи с чем ООО "Стройреставрация" должно было за свой счёт оплачивать как приобретение необходимых стройматериалов, так и осуществлять оплату труда сотрудников, задействованных для производства работ на Объекте.
Ближе к середине августа 2022 года для того, чтобы изыскать денежные средства для исполнения настоящего Контракта ООО "Стройреставрация" обратилось в ПАО "Сбербанк", ООО "Промсвязьбанк", "Металлинвестбанк" и иные кредитные учреждения для получения денежного кредита для исполнения своих обязательств по заключённому Контракту. Однако, от банковских учреждений поступали отказы в предоставлении кредитных средств, либо по причине крупной контрактной нагрузки ООО "Стройреставрация", либо без объяснения каких-либо причин.
24.08.2022 Заказчиком было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
02.09.2022 Участником в адрес Заказчика было направлено письмо с заявлением о готовности приступить к Работам и направлен комплект исходной документации, а именно:
- Приказ о назначении ответственных лиц за безопасное выполнение Работ;
- Приказ о назначении ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности;
- Приказ о назначении ответственного лица за соблюдением норм и правил охраны труда и промышленной безопасности;
- Приказ о назначении ответственного за электрохозяйство при выполнении Работ;
- Проект производства Работ по Объекту.
В указанном письме ООО "Стройреставрация" просило Заказчика об отмене вынесенного Решения.
Указанные действия были совершены ООО "Стройреставрация" до истечения десятидневного срока, отведённого для устранения недостатков, на основании которых было вынесено решение о расторжении контракта.
07.09.2022 от Заказчика поступило письмо об отказе в отмене вынесенного Решения, основанное на том, что вышеуказанное решение вступило в силу 06.09.2022, в связи с чем Контракт считается расторгнутым.
Представитель Участникам пояснил, что ООО "Стройреставрация" не было готово к исполнению Контракта при его заключении только по причине того, что изначально заняло второе место в конкурсной процедуре, но, несмотря на это, в последующем предприняло попытки данный Контракт исполнить, направив в адрес Заказчика комплект исходной документации, необходимой для начала Работ на Объекте. В случае, если бы Заказчик отменил вынесенное решение о расторжении контракта, ООО "Стройреставрация" смогло бы выполнить все Работы примерно за 20 дней (согласно ранее направленному плану производства работ), что не противоречило бы сроку действия Контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Стройреставрация" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем представленные Заказчиком и Участником на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту в полном объеме и не устранил нарушения условий Контракта в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом Заказчиком Решении, послужившие основанием для принятия указанного Решения.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Вместе с тем на заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика настаивал на включении ООО "Стройреставрация" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку не достиг цели проводимой закупки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское Законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Стройреставрация", ИНН: 7838403360; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Медведева Юлия Федоровна, ИНН: 782612628677, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Стройреставрация" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
08.09.22 |
12.09.22 |
08.09.22 |
0 |
09.09.22 |
16.09.22 |
16.09.22 |
0 |
21.09.22 |
21.09.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 сентября 2022 г. N РНП-78-1147/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2022