Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Администрация Центрального района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
ООО "Пожмастер ПРО" (далее - Заявитель)
в отсутствие представителей:
Заказчиков при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 23576-ЭП/22 от 12.09.2022) на действия Уполномоченного органа, Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг на проведение комплекса мер пожарной безопасности для учреждений подведомственных Администрации Центрального района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0172200002722000104) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 02.09.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0172200002722000104. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 440 915,07 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
С доводами жалобы Уполномоченный орган согласен.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта установлено Заказчиком в извещении.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В жалобе Заявитель сообщает, в том числе следующее:
Согласно Приложению N1 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме (Описание объекта закупки) организатором закупки указано следующее.
В содержание услуги по техническому обслуживанию систем внутреннего противопожарного водопровода организатор закупки включил целый комплекс мероприятий со стороны исполнителя, имеющего лицензию МЧС РФ на соответствующий вид работ (услуг). Например, проверка работоспособности и технической исправности пожарных кранов, проверка герметичности, легкости открывания и закрывания клапана, проверка системы ВППВ на напор, расход и радиус действия компактной части струи (проводится в самой удаленной (диктующей) точке), и так далее (Приложение N1 к описанию объекта закупки). Результатом услуги является предъявление исполнителем акта испытаний внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность, протокола испытаний внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу, протокола испытаний клапанов пожарных кранов на исправность, дефектная ведомость (при выявлении неисправностей и дефектов), а также должны быть даны рекомендации по устранению выявленных дефектов и сделана запись в технический паспорт пожарного крана, находящемся в пожарном шкафу.
Содержание услуги по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачных помещений, по огнезащитной обработке металлических конструкций, по огнезащитной обработке ткани составляют соответствующие мероприятия, при осуществлении которых исполнитель должен соблюдать требования СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов", ГОСТ Р 53292-2009 "Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний"; СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования", СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство", Федеральный закон N 123 - ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". При этом огнезащитная обработка деревянных конструкций должна проводиться составом, предназначенным для обработки наружных деревянных поверхностей и поверхностей внутри помещения, находящиеся в тяжелых условиях эксплуатации (непроветриваемые места, места с повышенной влажностью) детских дошкольных зданий. Состав должен защищать древесину от возгорания, останавливать распространение пламени в действующем пожаре. Все применяемые материалы, конструкции и детали должны иметь сертификат соответствия и должны быть разрешены к применению на территории РФ.
Описание, содержание и результат услуги по перезарядке огнетушителей в документации отсутствует.
В содержании поставки и установки пиростикеров организатором закупки предусмотрена только поставка соответствующего товара с предоставлением поставщиком товаросопроводительной документации. Результатом приемки считается подписание сторонами товарной накладной. Описание, содержание и результат действий по установке пиростикеров в документации отсутствует.
В содержании поставки огнетушителей организатором закупки предусмотрена поставка соответствующего товара с предоставлением поставщиком товаросопроводительной документации. Результатом приемки считается подписание сторонами товарной накладной.
Организатор закупки принял решение объединить одним лотом семь видов продукции, а именно:
услуги:
- Оказание услуг по огнезащитной обработке чердачных помещений,
- Оказание услуг по огнезащитной обработке металлических конструкций,
- Оказание услуг по огнезащитной обработке ткани,
- Оказание услуг по техническому обслуживанию системы внутреннего противопожарного водопровода,
- Оказание услуг по перезарядке огнетушителей,
поставка оборудования:
- поставка огнетушителей,
- поставка и установка пиростикеров,
Указанные виды продукции относятся к сфере пожарной безопасности и преследуют одну цель - обеспечить меры пожарной безопасности в нежилых помещениях учреждений, подведомственных организатору закупки.
Однако, принимая вышеуказанное решение, организатор закупки не учел, что функциональная и технологическая связь между заявленными видами продукции, а именно услугами (в том числе и между собой) и поставкой оборудования, отсутствует.
Во-первых, организатором закупки в Приложении N1 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме (Описание объекта закупки) указаны различные ОКПД2 относительно каждого вида продукции:
- 84.25.11.120 Услуги по обеспечению пожарной безопасности (КПЕС 2008);
- 26.30.50.129 Приборы и аппаратура для систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации прочие, не включенные в другие группировки,
- 28.29.22.110 Огнетушители.
Во-вторых, для оснащения подведомственных организатору закупки учреждений огнетушителями и пиростикерами не требуется наличие специальной правоспособности поставщика (лицензия).
Тогда как для оказания услуг, составляющих предмет закупки, а именно:
Оказание услуг по огнезащитной обработке чердачных помещений,
Оказание услуг по огнезащитной обработке металлических конструкций,
Оказание услуг по огнезащитной обработке ткани,
Оказание услуг по техническому обслуживанию системы внутреннего противопожарного водопровода,
Оказание услуг по перезарядке огнетушителей,
исполнитель в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2020 г. N1128 должен иметь лицензию МЧС РФ с различными подвидами деятельности.
В-третьих, оказание пяти видов заявленных услуг и поставка двух видов товаров осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов.
Представляется, что объективным критерием технологического и функционального единства товаров, работ или услуг в рамках одной закупки может выступать обоснование того, что выполнение тех или иных работ (поставка товаров, оказание услуг) невозможно, затруднительно или, по крайней мере, экономически нецелесообразно без одновременного или последовательного выполнения других работ (поставки определенных товаров, оказания услуг) с точки зрения достижения конечного результата, требуемого заказчику.
Также при анализе арбитражной практики усматривается, что объединение в один лот различных товаров, работ, услуг, когда в лоте объединены разные товары, работы или услуги, наличие функциональной и технологической связи определяется общей сферой применения товаров, их целевым назначением, достижением единой цели, характеризующимися следующими критериями: необходимость в использовании оборудования как единого комплекса, в качестве единой технологической цепочки; направленность на предотвращение несовместимости и ненадлежащей работы комплекса оборудования; товары являются однородными по своему потребительскому назначению, что предполагает их аналогичность и взаимозаменяемость; между товарами существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели, максимального результата.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Следовательно, доводы жалобы являются обоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Пожмастер ПРО" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 сентября 2022 г. N 44-3108/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022