Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ гимназия N 271 Красносельского района Санкт-Петербурга имени П.И. Федулова (далее - Заказчик):;
ИП Эди О.А. (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 22912-ЭП/22 от 05.09.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и обеспечению охраны объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов для нужд ГБОУ гимназия N 271 Санкт -Петербурга по адресу: г. СПб, пр. Кузнецова, д.25 корп. 2,3,4 в 2022 году (извещение N 0372200161422000004) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 22.08.2022 в единой информационной системе, номер извещения 0372200161422000004. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 481 590,08 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок, в установлении ненадлежащих условий в проекте контракта.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1.Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 16-17 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Пунктом 19 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее-Характеристики объекта закупки).
Согласно электронному документу "Приложение_N4_к_Извещению_порядок.docx" к извещению о проведении закупки показателем названного критерия является "качественные характеристики объекта закупки", который в свою очередь содержит детализирующий показатель оценки "характеристика N 1 (качество товаров (работ, услуг))".
Извещение в оспариваемой части содержит следующий порядок оценки заявок:
"Значение количества баллов по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки:
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя |
Шкала оценки (баллы) |
1 |
Качество оказываемых услуг, выраженное в техническом предложении о качественных характеристиках объекта закупки |
Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки хотя бы по одному разделу технического предложения. |
0 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем разделам технического предложения, при этом описание только одного раздела технического предложения представлено в полном объеме. |
20 |
||
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем разделам технического предложения, при этом описание только двух разделов технического предложения представлено в полном объеме. |
40 |
||
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем разделам технического предложения, при этом описание только трех разделов технического предложения представлено в полном объеме. |
60 |
||
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем разделам технического предложения, при этом описание только четырех разделов технического предложения представлено в полном объеме. |
80 |
||
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем разделам технического предложения, при этом описание всех разделов технического предложения представлено в полном объеме. |
100 |
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по детализирующему показателю "качество товаров (работ, услуг)" показателя" Качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "Характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному показателю значимость.
В рамках детализирующего показателя "качество товаров (работ, услуг)" оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника конкурса оказания услуг по физической охране (физическая охрана, охрана помещений, осуществление контрольно-пропускного режима) (далее - оказываемые услуги), их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве оказываемых услуг), требованиям, изложенным в конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, а именно наличие в заявке участника конкурса развернутого технического предложения об оказываемых услугах в отношении следующих разделов: меры по контролю качества оказываемых услуг; методики коммуникации в процессе оказания услуг; установка кнопки тревожной сигнализации; технология управления рисками; технология управления системой качества. Оценка заявки участника конкурса по детализирующему показателю "качество товаров (работ, услуг)" определяется согласно представленному участником конкурса техническому предложению о качественных характеристиках объекта закупки. Участник вправе воспользоваться рекомендуемой формой "Техническое предложение о качественных характеристиках объекта закупки". Предложение участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником конкурса в том числе на основании Технического задания. В случае, если услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, установленными в Техническом задании, и в соответствии с нормативными документами, участник закупки вправе указать в том числе в рекомендуемой форме: "Участник закупки предлагает оказание услуг, являющихся объектом закупки, в соответствии со всеми требованиями, указанными в конкурсной документации, и в соответствии с нормативными документами".
Рекомендуемая форма "Техническое предложение о качественных характеристиках объекта закупки" *
Участник закупки предлагает оказать услуги (выполнить работы), являющиеся объектом закупки, на следующих условиях.
|
*в случае предоставления сведений в форме, отличной от рекомендуемой - в составе заявки должны содержаться сведения, предусмотренные рекомендуемой формой.
Порядок заполнения рекомендуемой формы "Техническое предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает номер раздела технологического предложения об оказании услуг. В графе 2 формы указывается наименование раздела технологического предложения об оказании услуг. В графе 3 участник предоставляет наименования подразделов соответствующего раздела технологического предложения об оказании услуг и развернутое описание по каждому подразделу соответствующего раздела технологического предложения об оказании услуг. В случае, если участником конкурса в "Техническом предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в конкурсной документации, и в соответствии с нормативными документами и участником конкурса не предлагается описание оказания услуги по соответствующим разделам (подразделам) технического предложения, и/или участником конкурса в "Техническом предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что описание оказания услуги по соответствующим разделам (подразделам) технического предложения будет соответствовать требованиям, указанными в Техническом задании, и/или нормативным документам без раскрывающего вышеуказанные требования описания, то соответствующее описание признается не представленным участником конкурса. Непредставление предложения участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки с описанием оказываемых услуг в отношении оцениваемых характеристик по всем разделам трактуется как "Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки". Раздел "Меры по контролю качества оказываемых услуг" должен включать в себя следующие подразделы: "Внешний вид сотрудников и стандарты поведения"; "Навыки использования средств охраны"; "Наличие необходимых документов у сотрудников"; "Наличие средств индивидуальной защиты, металлодетекторов и фонариков, наличие специальных средств"; "Охрана труда" , "Наличие наблюдательного дела, а также служебной документации". Подраздел "Внешний вид сотрудников и стандарты поведения" раздела "Меры по контролю качества оказываемых услуг" должен содержать информацию в виде наименований нормативной документации, в соответствии с которой производится обеспечение сотрудников форменной спецодеждой, а также ношение форменной спецодежды сотрудниками, сведения, регламентирующие порядок ношения форменной спецодежды во время дежурства, описание форменной спецодежды сотрудников в летнее время с описанием верха и низа одежды сотрудника (включая в том числе расположение: нашивок с надписью ''охрана'', нашивок с надписью организации, расположение личной карточки сотрудника на спецодежде), описание форменной спецодежды сотрудников в зимнее время с описанием верха и низа одежды сотрудника (включая в том числе расположение: нашивок с надписью ''охрана'', нашивок с надписью организации, расположение личной карточки сотрудника на спецодежде), описания внешнего вида сотрудников во время несения дежурства; стандартны поведения сотрудников, регламентирующие поведение сотрудников в случае конфликтных ситуаций (включая выбранную позу, осанку, положения ног, плечей, подбородка, ладоней и головы), с указанием перечня недопустимых видов поведения (включая выбранные позы, расположение рук, выбранного взгляда, устных выражений, жестов). Подраздел "Навыки использования средств охраны" раздела "Меры по контролю качества оказываемых услуг" должен содержать информацию о умении сотрудников организации использовать технические средства охраны (с указанием средств экстренного вызова полиции, с указанием средств радиосвязи, включая средства стационарной и мобильной связи, с указанием средств обнаружения нарушителей и их перемещения, с указанием средств обнаружения проноса и провоза запрещенных материалов и предметов, указанием перечня преграждающих средств, перечня средств, идентифицирующих проход на объект, средств тревожно-вызывной сигнализации, с указанием средств наблюдения для визуального контроля ситуации; с учетом конкретных наименований перечисленных средств). Подраздел "Наличие необходимых документов у сотрудников" раздела "Меры по контролю качества оказываемых услуг" должен содержать информацию в виде необходимых удостоверениях квалификации охранника, сведения о личной карточке охранника, а так же перечень из наименований документов, подтверждающих правовой статус охранника, с указанием срока действия удостоверений квалификации охранника, с указанием оснований продления квалификации охранника. Подраздел "Наличие средств индивидуальной защиты, металлодетекторов и фонариков, наличие специальных средств" раздела "Меры по контролю качества оказываемых услуг" должен содержать информацию в виде перечня средств защиты органов дыхания, перечня специальных средств (палки резиновые и наручники), а так же фонариков и металлодетекторов, используемых в процессе оказания услуг, с указанием мест использования специальных средств охраны на объекте, с указанием перечня специальных средств при выполнении ночных дежурств на объекте, а также их основных технических характеристик, с указанием используемых специальных средств по защите пальцев рук при ударе. Подраздел "Охрана труда" раздела "Меры по контролю качества оказываемых услуг" должен содержать информацию в виде инструкции по охране труда с указанием общих требований охраны труда, требований охраны труда до начала работы, охраны труда во время работы, охраны труда после окончания работы, инструкции по каждому виду работ в соответствии с объектом закупки. Подраздел "Наличие наблюдательного дела, а также служебной документации" раздела "Меры по контролю качества оказываемых услуг" должен содержать информацию о перечне документации на объекте охраны, который формируется до начала услуг по Контракту, включая должностную инструкцию с описанием не менее четырех основных глав: Общие положения, Права, Обязанности, Ответственность, а так же перечня всех документов, содержащихся в наблюдательном деле, на основании которых происходит учет результатов обхода, передача под охрану помещений, передача дежурств, организация пропускного и внутриобъектового режимов, включая постовую документацию с перечнем наименований постовых документов, задействованных при оказании услуг по Контракту. Раздел "Методики коммуникации в процессе оказания услуг" должен включать в себя следующие подразделы: "Порядок коммуникаций в процессе управления оказанием услуг"; "Перечень стандартов при оказании услуг"; "Методики, используемые в процессе подготовки материально-технического и информационно-технического обеспечения"; "Схема управления оказываемыми услугами с указанием средств связи, средств автоматизированной обработки информации", "Перечень используемого оборудования". Подраздел "Порядок коммуникаций в процессе управления оказанием услуг" раздела "Методики коммуникации в процессе оказания услуг" должен содержать описание системы коммуникации в процессе оказания услуг в виде поэтапной схемы коммуникаций сотрудников и руководящего состава, с указанием порядка взаимодействия между руководителем (директором) и всеми сотрудниками, находящимися в подчинении руководителя (директора), в том числе и его заместителей (при наличии), с описанием достоинств поэтапной схемы коммуникаций сотрудников и руководящего состава, отражала и информацию о преимуществах структурной схемы взаимодействия, перечень сотрудников (с указанием их должностей), включая лиц, ответственных за процесс контроля и коммуникации сотрудников при оказания услуг, в том числе с указанием обязанностей ответственных за процесс контроля и коммуникации сотрудников при оказания услуг. Подраздел "Перечень стандартов при оказания услуг" раздела "Методики коммуникации в процессе оказания услуг" должен содержать перечень наименований стандартов в сфере качества оказания услуг либо различных стандартизированных систем качества, в соответствии с которыми оказываются услуги. Подраздел "Методики, используемые в процессе подготовки материально-технического и информационно-технического обеспечения" раздела "Методики коммуникации в процессе оказания услуг" должен содержать информацию о способах(методах) коммуникаций с поставщиками, о наличии у материально-технического оснащения паспортов, сертификатов и других сопроводительных документов, предусмотренных законодательством РФ. Подраздел "Схема управления оказываемыми услугами с указанием средств связи, средств автоматизированной обработки информации" раздела "Методики коммуникации в процессе оказания услуг" должен содержать схему взаимодействия персонала Исполнителя, а также информацию о возможных типах (средствах) взаимодействия между ними. Подраздел "Перечень используемого оборудования" раздела "Методики коммуникации в процессе оказания услуг" должен содержать информацию о перечне оборудования, специальных средств, используемых непосредственными исполнителями (подрядчиками) при оказании услуг, с обязательным указанием наименований такого оборудования/специальных средств, формы право пользования, минимальных характеристик, и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе оказания соответствующих услуг в соответствии с требованиями настоящего порядка оценки (должны быть описаны, как минимум, средства связи, транспортные средства, средства защиты и самозащиты, короткоствольное оружие, средства контроля). Раздел "Технология управления рисками" должен включать в себя следующие подразделы: "Планирование по управлению рисками"; "Качественный анализ рисков"; "Количественный анализ рисков"; "Система контроля реализации принятых рисковых решений". Подраздел "Планирование по управлению рисками" раздела "Технология управления рисками" должен содержать информацию о периодичности и задействованных лицах со стороны Исполнителя по выявлению и анализу рисков, а также о результатах, к которым приводит анализ выявленных рисков. Подраздел "Качественный анализ рисков" раздела "Технология управления рисками" должен содержать информацию о дальнейшей проработке выявленных рисков (расстановка по степени их приоритета и вероятности возникновения). Подраздел "Количественный анализ рисков" раздела "Технология управления рисками" должен содержать информацию об оценке потенциального влияния идентифицированных рисков на общие показатели. Подраздел "Система контроля реализации принятых рисковых решений" раздела "Технология управления рисками" должен содержать информацию о целях контроля и о лицах со стороны Исполнителя, осуществляющих административный и технологический контроль. Раздел "Установка кнопки тревожной сигнализации " должен включать в себя следующую информацию: общие положения о назначении системы тревожной сигнализации, технические требования, в том числе требования к конструкции, к безопасности; информацию о монтаже и обслуживании. Раздел "Технология управления системой качества" должен включать в себя следующие подразделы: "Предложения по контролю качества (способы) при оказании услуг"; "Имеющаяся структура службы контроля качества", "Контроль состояния безопасности". Подраздел "Предложения по контролю качества (способы) при оказании услуг" раздела "Технология управления системой качества" должен содержать информацию о лицах, уполномоченных совершать проверку объектов охраны, об общих положениях по проверке объектов охраны. Подраздел "Имеющаяся структура службы контроля качества". раздела "Технология управления системой качества" должен содержать информацию о количестве и списке сотрудников, которые вправе осуществлять непосредственный контроль качества оказываемых услуг, а также о порядке проверки объекта (какие действия в себя включает). Подраздел "Контроль состояния безопасности". раздела "Технология управления системой качества" должен содержать информацию о методах контроля состояния безопасности при осуществлении пропускного режима, а именно описываются, как минимум, трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, а также требуемый уровень квалификации. Описание оказываемых услуг признается представленным в полном объеме в случае, если описание разделов технического предложения содержит описание всех подразделов соответствующих разделов, и описание представлено в полном объеме и не противоречит требованиям конкурсной документации. Описание оказываемых услуг признается представленным частично в случае, если описание разделов технического предложения содержит описание не всех подразделов соответствующих разделов, и описание представлено не в полном объеме и/или противоречит требованиям конкурсной документации. При формировании "Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки" участник закупки должен не повторить требования конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, и/или положения нормативной документации, а раскрыть данные требования/положения с учетом имеющихся у участника закупки конкурентных качеств.".
Проанализировав вышеуказанный порядок по детализирующему показателю оценки "характеристика N 1 (качество товаров (работ, услуг))" Комиссия УФАС приходит к выводу, что требование о необходимости описания стандартов поведения сотрудников, регламентирующие поведение сотрудников в случае конфликтных ситуаций (включая выбранную позу, осанку, положения ног, плечей, подбородка, ладоней и головы), с указанием перечня недопустимых видов поведения (включая выбранные позы, расположение рук, выбранного взгляда, устных выражений, жестов), является ненадлежащим и не соответствует Положению, так как не отражает качество оказания услуг является субъективным.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают п. 4 ч. 2 ст.42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, данный довод является обоснованным.
В отношении остальных довод о надлежащем порядке оценки по детализирующему показателю оценки "характеристика N 1 (качество товаров (работ, услуг))", Комиссия УФАС отмечает, что в данной части позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе и Положение не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подтверждающих квалификацию участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, в том числе не приведены доказательства, свидетельствующие о предоставлении преимуществ одному из участников закупки.
В указанных обстоятельствах, у Комиссии УФАС нет достаточных оснований для признания в действиях Заказчика нарушение Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
2. Согласно п.п. 24-25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее-Квалификация участников закупки).
Согласно электронному документу "Приложение_N4_к_Извещению_порядок.docx" к извещению о проведении закупки одним из показателей названного критерия является "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", который в свою очередь содержит детализирующий показатель оценки "общая цена исполненных участником закупки договоров".
Извещение в оспариваемой части содержит следующий порядок оценки заявок:
"Для оценки по признаку N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в соответствии с пунктом 28 Положения Заказчиком установлены:
1) предмет договора (договоров), оцениваемого по признаку N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций;
2) перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- копии исполненных контрактов/договоров на выполнение работ сопоставимого характера, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким договорам (при наличии), копий актов оказанных услуг, копий накладных (при наличии), копий счетов-фактур (при их обязательном наличии в соответствии с НК РФ), копиями иных документов, составленных в результате исполнения таких контрактов/договоров. Также к оценке принимаются: исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ; договоры, в случае их предоставления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями
Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Контракты, заключенные в электронном виде, должны содержать сведения о подписании их в электронном виде, позволяющим Комиссии произвести идентификацию лиц (подписывающих сторон), с указанием дат и времени подписания документа(ов) в электронном виде.
Датой исполнения контракта (договора) считается дата последнего акта приемки работ или иного документа, предусмотренного контрактом (договором), подтверждающего приемку работ (оказанных услуг) по исполнению контракта в полном объеме.
установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
В случае предоставления неполного комплекта документов по контракту/договору комиссия не будет учитывать объем по такому контракту/договору. В случае предоставления неполного пакета документов или предоставления документов, оформленных с нарушением требований, предъявляемых к таким документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документа представленного не в полном объеме, начисление баллов по такому документу не производится.
Для Заказчика лучшим является наибольшее значение признака N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" и установлены предельное минимальное значение () признака и предельное максимальное значение () признака.
Значение количества баллов по признаку N 1 показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", и рассчитывается по формуле:
,
где:
Хi - значение признака, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по признаку N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта";
где - предельное минимальное значение признака N 1, установленное Заказчиком, равное одному миллиону рублей;
где - предельное максимальное значение признака N 1, установленное Заказчиком, равное четырёмстам миллионам рублей;
Под значением признака N 1 понимается общая цена исполненных участником закупки договоров, соответствующих требованиям, установленным в настоящем пункте, в российских рублях.
Если в предложении участника закупки содержится значение признака N 1, которое выше предельного максимального значения или ниже предельного минимального значения, баллы по признаку N 1 присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения признака N 1.".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что копии счетов-фактур не является подтверждением исполнения участником закупки контракта (договора), а непредоставление в составе заявки на участие в закупке указанного документа не свидетельствует об отсутствии у участника закупки требуемого опыта.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают п. 4 ч. 2 ст.42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, данный довод является обоснованным.
3. В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:
1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;
4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно п.5 ч. 2. ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ: проект контракта.
Проект контракта предусмотрен Заказчиком в электронном документе "Приложение_N5_к_Извещению_контракт.doc" к извещению об осуществлении и содержит, в том числе, следующее условие:
"п. 5.4. Оплата за оказанные услуги осуществляется Заказчиком ежемесячно в течение не более чем 10 (десять) рабочих дней с даты подписания усиленной электронной подписью лицом, имеющим право действовать от имени Заказчика, документа о приемке и размещения его в единой информационной системе".
Анализ размещённого проекта контракта показал, что в ее составе Заказчиком установлены условия о сроке оплаты оказанных услуг, не соответствующие требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия УФАС пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Следовательно, данный довод является обоснованным.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении данных нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Эди О.А. обоснованной частично.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 13.1 ст. 34, п. 4 ч. 2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 сентября 2022 г. N 44-3172/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022