Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городской врачебно-физкультурный диспансер" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Савир" (далее - Заявитель) уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 23319-ЭП/22 от 08.09.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0372200072422000026) (далее - Запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Запроса котировок размещено 02.09.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200072422000026.
Начальная (максимальная) цена контракта - 213 809,90 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в нарушении правил описания объекта закупки.
Заказчик считает жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 9 ст. 24 Закона о контрактной системе запрос котировок в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей),победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
В соответствии с ч. 1. ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 3 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с п. 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктами 5-6 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
Описание объекта закупки установлено, в том числе, в электронном документе "Описание_объекта_закупки_дез.docx" к извещению об осуществлении закупки.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлено ненадлежащее описание объекта закупки.
На заседании Комиссии УФАС отмечено, что описание объекта закупки по товарным позициям сформировано Заказчиком с применением информации, включенной в позицию КТРУ 20.20.14.000-00000005, с учетом дополнительной информации (дополнительных требований).
Проанализировав вышеуказанные требования Комиссия УФАС приходит к выводу, что описание объекта закупки по спорным позициям содержат обоснования необходимости использования дополнительной информации.
Таким образом, Заказчиком исполнены все формальные требования, предусмотренные Законом о контрактной системе при описании объекта закупки.
Кроме того, на заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Позиция N1 Пункт 83 СанПиН 3.3686-21 устанавливает, что средства, оборудование, материалы для дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации, дезинсекции, дератизации должны быть эффективны в отношении целевых объектов и безопасны для человека и окружающей среды.
В пункте 3478 СанПиН 3.3686-21 предусмотрено, что при выборе кожных антисептиков, моющих средств и средств для ухода за кожей рук следует учитывать индивидуальную переносимость медицинских работников.
В соответствии с пунктом 3504 СанПиН 3.3686-21 алгоритмы (стандарты, стандартные операционные процедуры - СОП) всех эпидемиологически значимых лечебных и диагностических парентеральных манипуляций должны включать в себя применяемые средства и способы обработки рук и средств их защиты при выполнении соответствующих манипуляций.
В соответствии с пунктом 3475 СанПиН 3.3686-21 для обработки рук используются средства, разрешенные для применения, а медицинское учреждение (МО) разрабатывает стандартную операционную процедуру (СОП) по обработке рук в зависимости от вида работ, применяемых конкретных гигиенических средств и кожных антисептиков, проводит обучение и тренинги медицинских работников, внедряет систему приверженности гигиене рук медицинских работников и пациентов путем удобного размещения дозаторов, обеспечения индивидуальными флаконами с кожными антисептиками и контролирует выполнение СОП (п.3476).
В соответствии с СанПиН 3.3686-21 Заказчик разработал стандартную операционную процедуру (СОП) по обработке рук, в которой указаны средства с определенными гигиеническими характеристиками, проведены тренинги и обучение персонала, при этом учитывалась индивидуальная чувствительность медицинских работников.
Кроме того, комбинация изопропилового и н-пропилового спиртов (суммарное содержание спиртов) не менее 75% - полностью соответствует рамкам, установленным п. 1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 к СанПиН 3.3686-21, поскольку находится в заданных пределах.
Таким образом, необходимые Заказчику характеристики объекта закупки формировались на основании клинических данных с учетом особенностей чувствительности к спиртам персонала и обусловлены потребностью Заказчика в целях достижения максимально возможного дезинфицирующего эффекта при максимальном исключения нежелательных последствий для лиц, применяющих данное средство.
Позиция N2,3 Содержание спирта в средствах (не более 19%) в данных позициях регламентировано областью назначения, а именно для одновременной очистки и дезинфекции любых видов твердых поверхностей (предметов), в том числе поверхности датчиков УЗИ, мониторов.
При составлении описания объекта закупки Заказчик руководствовался клиническими данными и рекомендациями изготовителей медицинских изделий, согласно пункту 3583. СанПиН 3.3686-21 При выборе дезинфекционных средств необходимо учитывать рекомендации изготовителей медицинских изделий, касающиеся воздействия конкретных средств на материалы этих изделий, так как спирты с высоким содержанием спирта, оказывают неблагоприятное воздействие на не устойчивые к воздействию спирта обрабатываемые поверхности, приводят к помутнению оптических поверхностей и соответственно поломке дорогостоящей аппаратуры.
Кроме этого пунктом 3690 СанПиН 3.3686-21 "Не допускается применение для очистки или очистки, совмещенной с дезинфекцией, дезинфицирующих средств, которые в рекомендованных режимах оказывают фиксирующее действие на органические загрязнения", средства с содержанием спирта менее 19%, указанные в описании объекта закупки, не обладают фиксирующими свойствами, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний с поверхностей оборудования и отсутствию высева санитарно-показательных микроорганизмов (золотистый стафилококк и бактерии группы кишечной палочки).
В соответствии с пунктом 3504 СанПиН 3.3686-21 алгоритмы (стандарты, стандартные операционные процедуры - СОП) всех эпидемиологически значимых лечебных и диагностических парентеральных манипуляций должны включать в себя применяемые средства и способы обработки рук и средств их защиты при выполнении соответствующих манипуляций.
Таким образом, в соответствии с СанПиН 3.3686-21 Заказчик разработал стандартную операционную процедуру (СОП) по обработке ультразвуковых датчиков, в которой указаны средства с определенными характеристиками, проведены тренинги, и обучение персонала.
Позиция N 2,3,4 Обоснование характеристик в соответствии с Руководством 4.2.3676-20 "Методы лабораторных испытаний дезинфицирующих средств" обусловлено тем, что руководство предназначено для юридических лиц, испытательных лабораторных центров и испытательных лабораторий, других организаций и специалистов, осуществляющих исследования и испытания дезинфекционных средств в процессе их разработки, производства, применения, при проведении испытаний, исследований и экспертизы с целью государственной регистрации, подтверждения соответствия готовой продукции, а также в рамках производственного контроля и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Средства с характеристиками, составом, указанными в описании объекта закупки, прошли испытания согласно данному Руководству и имеют результаты лабораторных исследований по антимикробной, в т.ч. вирулицидной активности, а также эффективности и безопасности дезинфицирующих средств.
Кроме этого наличие гликолевой кислоты в средстве (позиция N4), обусловлено применением средств с заданными характеристиками в нашей организации, а именно для очистки и дезинфекции санитарно-технического оборудования (раковин, ванн, унитазов и т.п.), так как гликолевая кислота не наносит вреда окружающей среде: она биоразлагаема, нелетуча, не содержит соединений фосфора, удобна в обращении: она не токсична, не испаряется, обладает низкой коррозионной способностью связывает в комплекс Са и Mg и растворяет твердую накипь быстрее, чем фосфорная кислота, сокращая время очистки. Обладает большим, чем фосфорная кислота, потенциалом очистки накипи. Ее использование не повредит оборудованию, что обычно происходит при применении соляной кислоты. Использование гликолевой кислоты обеспечивает сохранность и долговечность оборудования. Дополнительно гликолевая кислота демонстрирует синергизм (усиление) антимикробной активности в комбинации с другими ингредиентами, в частности обеззараживающая эффективность гликолевой к-ты усиливается в присутствии некоторых ПАВ, спиртов, других кислот, перекиси водорода; комбинация гликолевой кислоты и других ингредиентов в рецептуре позволяет оптимизировать дезинфицирующую способность.
Таким образом, необходимые Заказчику характеристики объектов закупки (позиция N 1,2,3,4) формировались на основании клинических данных с учетом особенностей обрабатываемых поверхностей чувствительности к спиртам персонала и обусловлены потребностью Заказчика в целях достижения максимально возможного дезинфицирующего эффекта при максимальном исключения нежелательных последствий для лиц, применяющих данное средство.
Указанные в извещении требования к дезинфицирующим средствам являются значимыми для нашего учреждения и необходимыми для проведения в нем профилактических дезинфекционных мероприятий, обеспечивающих инфекционную безопасность пациентов и медицинских работников для выполнения требований нормативно -правовых документов, основными из которых являются:
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 30.03.99 г. N 52 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" от 28.01.2021 г;
Инструкция РПН N 02/770-2020-32 от 23.01.2020 г по дезинфекции при заболеваниях, вызываемых коронавирусами.
Эффективность дезинфицирующих средств с характеристиками, указанными в техническом задании, подтверждена практическим использованием в нашем учреждении. По результатам лабораторных исследований в смывах с поверхностей высева санитарнопоказательных микроорганизмов (золотистый стафилококк и бактерии группы кишечной палочки) обнаружено не было.
Заявитель участие своих представителей на заседание Комиссии УФАС не обеспечил, доказательств свидетельствующих об обратном не представил.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 26, 33, 42, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Савир" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 сентября 2022 г. N 44-3171/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022