Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ ДС N 15 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
в отсутствии представителей:
Администрации Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган); ООО "АвизоСтрой" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 23843-ЭП/22 от 14.09.2022) на действия аукционной комиссии при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение ремонтных работ по замене окон и дверей в здании Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 15 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга (извещение номер 0172200004322000305) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 01.09.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004322000305. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 883 380,40 рублей.
В жалобе ООО "АвизоСтрой" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании заявки несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.
Согласно п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Согласно сведениям протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.09.2022 NИЭА3 (размещен в ЕИС 19.07.2022 в 15 часов 08 минут) заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, по следующим основаниям:
"На основании п.1 ч.12 ст. 48 44-ФЗ - непредставления информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов (Причина несоответствия: Заявка участника закупки на участие в электронном аукционе подлежит отклонению на основании п.1 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" из-за несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки:
1) товар N 5 "Блок оконный тип 5"
Требование технического задания: Количество камер в стеклопакете оконного блока: должно быть 2 или должно быть 3.
В заявке указано: оличество камер в стеклопакете оконного блока: 2
В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки (Приложение N 3 к извещению):
Требование к значению показателя состоит из наименования и характеристической части, описывающей уникальные свойства определенного вида товаров. Наименование показателя (характеристики) товара является неизменным и указывается в соответствии с тем, как указал Заказчик, за исключением слов "должен", "должна", "должно", "должны" "быть".
Таким образом, Участник изменил наименование показателя (характеристики) товара.
2) товар N 6 "Блок дверной тип 1"
Требование технического задания:
Вид уплотнений притвора двупольного блока дверного: должен быть импостный притвор или должен быть штульповой притвор.
Группа по варианту конструктивных решений: должен быть двупольный или должен быть однопольный.
В заявке указано:
Вид уплотнений притвора двупольного блока дверного: импостный притвор.
Группа по варианту конструктивных решений: однопольный.
В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки (Приложение N 3 к извещению):
Значения показателей характеристик товаров, указываемых участником закупки, должны соответствовать указанным участником закупки типам, моделям, видам, сортам, категориям товаров и т.д. в соответствии с требованиями к характеристикам аналогов или эквивалентов товаров, установленными в документации. Если параметры и значения характеристик аналогов или эквивалентов товаров, установленные в требованиях документации, не применяются для указанного участником закупки типа, сорта, вида, класса, марки и т.д. товара, участнику закупки следует указать конкретное значение в соответствующей формулировке, определяющей отсутствие неприменяемого параметра и его значения, а именно: "не применяется" или "не используется" или "отсутствует". В случае если параметры и значения характеристик аналогов или эквивалентов товаров, установленные в требованиях документации как те, которые не могут изменяться, не применяются для указанного участником закупки типа, сорта, вида, класса, марки и т.д. товара, участнику закупки следует дополнить неизменяемое требование соответствующей формулировкой, определяющей отсутствие неприменяемого параметра и его значения, а именно: "не применяется" или "не используется" или "отсутствует". Данный абзац Инструкции по заполнению заявки является приоритетным над всеми остальными.
Таким образом, для однопольного блока дверного характеристика "Вид уплотнений притвора двупольного блока дверного" не применяется. Из заявки Участника, Заказчик не может однозначно определить какой дверной блок Участник предлагает к поставке.
3) товар N 3 "Блок оконный тип 3"
Требование технического задания: Общая глубина герметизирующих слоев в стеклопакете оконного блока: не должно быть равно 9 (девять целых)мм и не должно быть до 9 (девять целых)мм.
В заявке указано: Общая глубина герметизирующих слоев в стеклопакете оконного блока: 9 мм
В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки (Приложение N 3 к извещению):
Требование только к минимальному значению показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "должно быть не < ...", "не должно быть < ...", "должно не быть < ...", "не должно быть до ...", "должно не быть до ...", "должно быть ..." в случае если требование установлено включительно, и с использованием формулировок "не должно быть менее ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть менее ...", "не должно быть
...", "должно не быть
...", "должно быть > ...", "не должно быть < ... и не должно быть равно ...", "не должно быть до ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть < ...", "не должно быть равно ... и не должно быть до ..." в случае если требование установлено не включительно (числовое значение с последующей расшифровкой прописью и единицей измерения при наличии заменены на многоточие), наименование показателя отделяется от характеристической части символом двоеточия ":". В данном случае Участник в своей заявке представляет конкретное значение показателя, указывая: наименования показателя в неизменном виде, одно числовое значение, превышающее минимальное, установленное Заказчиком, значение и соответствующую единицу измерения, в случае если для такого показателя Заказчиком в документации была установлена единица измерения. В случае если требование к минимальному значению установлено включительно, то, указываемое Участником, числовое значение может быть так же и равно минимальному, установленному Заказчиком, значению."
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложение N1 к Описанию объекта закупки к извещению о проведении электронного аукциона.
В отношении товара по позициям N 3 "Блок оконный тип 3" по показателю "Общая глубина герметизирующих слоев в стеклопакете оконного блока" Заказчиком установлено требование: "не должно быть равно 9 (девять целых) мм и не должно быть до 9 (девять целых) мм"
Инструкция по заполнению заявки установлена в Приложение N 3 к извещению о проведении электронного аукциона и содержит следующее положение:
"Требование только к минимальному значению показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "должно быть не < ...", "не должно быть < ...", "должно не быть < ...", "не должно быть до ...", "должно не быть до ...", "должно быть ..." в случае если требование установлено включительно, и с использованием формулировок "не должно быть менее ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть менее ...", "не должно быть
...", "должно не быть
...", "должно быть > ...", "не должно быть < ... и не должно быть равно ...", "не должно быть до ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть < ...", "не должно быть равно ... и не должно быть до ..." в случае если требование установлено не включительно (числовое значение с последующей расшифровкой прописью и единицей измерения при наличии заменены на многоточие), наименование показателя отделяется от характеристической части символом двоеточия ":". В данном случае Участник в своей заявке представляет конкретное значение показателя, указывая: наименования показателя в неизменном виде, одно числовое значение, превышающее минимальное, установленное Заказчиком, значение и соответствующую единицу измерения, в случае если для такого показателя Заказчиком в документации была установлена единица измерения. В случае если требование к минимальному значению установлено включительно, то, указываемое Участником, числовое значение может быть так же и равно минимальному, установленному Заказчиком, значению".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной товарной позиции по показателю "Общая глубина герметизирующих слоев в стеклопакете оконного блока" им предложено следующее значение: "9 мм".
Таким образом, по спорной товарной позиции участник должен был предоставить значение показателя превышающее минимальное, установленное Заказчиком, так как для заполнения показателя с конструкцией "не должно быть равно ... и не должно быть до ..." инструкцией предусмотрено требование по заполнению, не изменив значение показателя, участник нарушил положении инструкции и указал значение, не соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки.
С учетом изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика руководствуясь инструкцией, имела достаточных оснований для признания предоставленной Заявителем в заявке информации несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, следовательно, в ее действиях не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются необоснованными.
Комиссия УФАС отмечает, что в случае установления аукционной комиссией хотя бы одного основания для отказа в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием заявки участника закупки требованиям извещения об осуществлении закупки, в случае признания Комиссией УФАС такого основания законным и обоснованным, правовая оценка остальных оснований для отказа в допуске к участию в аукционе, указанных в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссией УФАС не проводится.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АвизоСтрой" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 сентября 2022 г. N 44-3227/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2022