Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - Заказчик): Коростелевой И.А., Глют Ю.В., Лисовца П.В., Яконен Н.Н. по доверенности;
ИП Рамонене Инны Александровны (далее - Участник, Исполнитель): Ксензова А.В. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 23858-ЭП/22 от 14.09.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку компрессора (извещение N 0372100025922000004),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 05.05.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку компрессора (извещение N 0372100025922000004) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 505 476,48 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признана ИП Рамонене И.А.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Рамонене И.А. заключен государственный контракт N УЭЗ-2022-2/75 от 30.05.2022 на сумму 2 009 694,84 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.4.7, 5.16, 11.2 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 30.08.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Рамонене И.А.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку компрессора (далее - Товар) в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения Контракта (п. 1.3 Контракта).
Товар был передан Заказчику 18.08.2022.
В соответствии с п. 5.9 Контракта для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчиком назначена приемочная комиссия (приказ начальника Учреждения от 05.05.2022 N 142А).
В ходе проведения экспертизы были выявлены недостатки.
В соответствии с п. 5.13 Контракта 19.08.2022 был составлен Мотивированный отказ от приёмки товара от 19.08.2022 N УЭЗ-СПб/01-1495 с указанием недостатков и срока их устранения (6 (шести) дней с момента размещения в единой информационной системе мотивированного отказа). Мотивированный отказ от приёмки товара был размещен на Официальном сайте 23.08.2022.
По истечении установленного срока, Участник не устранил выявленные недостатки (дефекты) Товара, указанные в Мотивированном отказе от приёмки товара от 19.08.2022 N УЭЗ-СПб/01-1495.
По состоянию на 30.08.2022, в соответствии с п. 5.13 Контракта, Товар считается не поставленным.
На основании изложенного, в связи с невыполнением Участником условий поставки Товара, руководствуясь ч.ч. 8-9, 12, 13, ст. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 4.4.7, 5.16, 11.2 Контракта, Заказчиком принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.08.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.09.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Для своевременного исполнения своих обязательств по Контракту ИП Рамонене И.А. заблаговременно, еще на стадии подписания Контракта, запросила счет на поставку Товара. 26.05.2022 данный счет был оплачен ИП Рамонене И.А., о чем свидетельствует платежное поручение N 1523 от 26.05.2022.
В связи с распространением коронавирусной инфекции в Китайской Народной Республике были приостановлены денежные операции, а также отгрузки товара на складах производителя, в связи с чем образовалась задержка по срокам поставки Товара, о чем Заказчик был уведомлен посредством телефонной связи.
Товар был поставлен Заказчику 18.08.2022. Заказчиком был составлен Мотивированный отказ от приемки товара N УЭЗ-СПб/01-1495 от 19.08.2022 в связи с выявленными недостатками, а именно: нарушения лакокрасочного покрытия, сломан датчик давления, а также отсутствие некоторых опций, указанных в Спецификации к Контракту. В мотивированном отказе Заказчик указал срок устранения нарушений в 6 дней.
Нарушение лакокрасочного покрытия и сломанный датчик образовались в процессе транспортировки компрессора Транспортной компанией "ЖелДорЭкспедиция". Отсутствие некоторых опций объясняется тем, что при комплектации на складе производителя произошла ошибка. Производитель Товара готов был отправить авиасообщением недостающие опции, а также новый датчик для замены сломанного, о чем ИП Рамонене И.А. сообщила Заказчику в письменном ответе на мотивированный отказ (письмо N ИП-032 от 25.08.2022), а также, что в шестидневный срок устранить данные нарушения не возможно, т.к. склад производителя находится на территории Китайской Народной Республики. Ответ на указанное письмо от Заказчика не поступил.
30.08.2022 Заказчик направил в адрес ИП Рамонене И.А. Требование об уплате неустоек N УЭЗ-СПб/04-1558, а также решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта N УЭЗ-СПб/04-1559.
В надежде устранить (заменить непринятый Товар) нарушения в срок до вступления в силу Решения ИП Рамонене И.А. был осуществлен поиск данного компрессора в России, однако в России данный компрессор найти не удалось, что подтверждает письмо от официального дилера "Bitzer" от 13.09.2022.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Рамонене И.А. в реестр недобросовестных поставщиков ввиду того, что Товар Заказчику был поставлен, а также приложены все необходимые усилия для устранения замечаний, что по мнению представителя Участника, указывает на то, что ИП Рамонене И.А. не уклонялась от исполнения Контракта. Вместе с тем ИП Рамонене И.А. с 2017 года исполнено более 450 государственных контрактов.
Представители Заказчика на заседании Комиссии УФАС не настаивали на включении ИП Рамонене И.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ИП Рамонене И.А. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Рамонене Инны Александровны (ИНН: 246601510209) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 сентября 2022 г. N РНП-78-1162/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2022