Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя Республиканского государственного казенного учреждения "Карачаево-Черкесское Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесавтодор" (далее - Заказчик)
в присутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "Автомост" (далее - Заявитель, ООО "Автомост")
в отсутствии представителей Управления Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган) надлежащим образом извещенных уведомлением от 12.09.2022 N2552-1/6, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Автомост", рассмотрев жалобу ООО "Автомост" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0179200001922000431 "Выполнение проектно-изыскательских работ по ремонту моста через реку Кума на км 35+829 автомобильные дороги межмуниципального значения "Усть-Джегута - Терезе" (далее - конкурс, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "Автомост" на действия Конкурсной комиссии Заказчика при проведении конкурса.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Конкурсной комиссии Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, уведомлением были извещены представители Заказчика, оператора электронной площадки АГЗ РТ, в том числе ООО "Автомост" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы ООО "Автомост" дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
Рассмотрение жалобы ООО "Автомост" Комиссией состоялось 15 и 16 сентября 2022 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Автомост", проанализировав письменные пояснения, представленные Заказчиком, выслушав представителя Заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
16.08.2022 в 16:56 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Уполномоченным органом опубликован открытый конкурс в электронной форме N0179200001922000431 "Выполнение проектно-изыскательских работ по ремонту моста через реку Кума на км 35+829 автомобильные дороги межмуниципального значения "Усть-Джегута - Терезе" (извещение о проведении конкурса - 16.08.2022 в 16:56 ч.) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 5 398 266, 00 рублей.
В извещении о проведении конкурса предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 16.08.2022 в 16:56 ч.; Дата и время окончания срока подачи заявок - 31.08.2022 в 09:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604).
Согласно п. 1 Постановления N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с п.16 Положения для оценки заявок по критерию "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Извещение об осуществлении закупки содержит следующие положения:
Оценка производится в соответствии с п.22 Положения по шкале оценки: 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов.
Предельное значение показателя:
Порядок оценки по показателю: Оценка производится по шкале оценки или как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению).
Оценка по детализирующему показателю производится по следующей шкале:
Характеристика N1(Потребность в оборудовании и трудовых ресурсах) - 20;
Характеристика N2 (Технологическая карта оказания услуг) - 30;
Характеристика N3 (Система контроля качества) - 20;
Характеристика N4 (Перечень нормативно-технической документации) - 30.
Заказчиком установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в том числе положение о применении критерия оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки: "Порядок оценки заявок (предложений) по показателю оценки "качественные характеристики объекта закупки": комиссия оценивает сведения по показателям путем изучения данных, представленных в заявке (предложении) на участие в конкурсе (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, в случае их наличия), и выставляет баллы каждой заявке (предложению) в зависимости от представленных сведений. Оценка по показателю оценки "качественные характеристики объекта закупки" будет производиться членами комиссии на основании предложений участника закупки, представленных в заявке. В случае если данные сведения о качественных характеристиках объекта закупки не представлены или представлены, но содержат в себе преимущественно подтверждение соответствия положениям и/или цитирование (ссылки) положений описания объекта закупки, не соответствуют требованиям действующих на территории Российской Федерации нормативных документов, правил и стандартов в области деятельности составляющей предмет данной закупки, а также содержат ссылки на недействующие на территории Российской Федерации нормативных документов, правил и стандартов в области деятельности составляющей предмет данной закупки комиссия присваивает такой заявке 0 баллов по данному показателю и критерию оценки".
Согласно ч.2 ст.48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные п."а", "б" и "г" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные п."д" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные п."м" - "р" п.1, п."в" п.2, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную п.3 или п.4 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.3 ст.48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного ч.4 ст.48 Закона о контрактной системе) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают первые части заявок на участие в закупке, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным п.2 и 3 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно ч.6 ст.48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений Закона о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют Закону о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные первым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по каждому критерию оценки первых частей заявок на участие в закупке (в случае установления таких критериев в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке первых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой первой части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных п.2 и 4 ч.1 ст.52 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в электронном конкурсе N0179200001922000431 от 01.09.2022, заявке с идентификационным номером N27782 присвоено первой части заявки значение по критерию оценки согласно п.3 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе - 0 баллов.
В своих возражениях представитель Заказчика сообщил, что по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Заявителю было присвоено 0 баллов по следующим причинам.
Согласно порядку оценки конкурсных заявок Заказчиком установлено следующее положение: "В случае если данные сведения о качественных характеристиках объекта закупки не представлены или представлены, но содержат в себе преимущественно подтверждение соответствия положениям и/или цитирование (ссылки) положений описания объекта закупки, не соответствуют требованиям действующих на территории Российской Федерации нормативных документов, правил и стандартов в области деятельности составляющей предмет данной закупки, а также содержат ссылки на недействующие на территории Российской Федерации нормативных документов, правил и стандартов в области деятельности составляющей предмет данной закупки комиссия присваивает такой заявке 0 баллов по данному показателю и критерию оценки". В заявке ООО "Автомост" содержится ссылка на недействующий на территории Российской Федерации стандарт: ГОСТ 19804-2012 "Сваи железобетонные заводского изготовления. Общие технические условия". Согласно данным Справочно-правовой системы "ГАРАНТ" данный стандарт утратил силу на территории Российской Федерации. Таким образом, у Комиссии по рассмотрению и оценке заявок имелись более чем достаточные основания присвоить заявке участника закупки ООО "Автомост" - 0 баллов.
Участником закупки с идентификационным номером N27782 в составе первой части заявки представлена форма "Качественные характеристиках объекта закупки", содержащая описание свойств объекта закупки согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме N0179200001922000431.
Раздел 4 "Перечень нормативно-технической документации" заявки содержит сведения о точности, составе и отчетах, выполненных проектных и изыскательских работах, которые будут соответствовать требованиям нормативных документов, в том числе ГОСТу 19804-2012 "Сваи железобетонные заводского изготовления. Общие технические условия".
Дополнительно в составе Раздела 4 "Перечень нормативно-технической документации" содержится сноска: "В случае выведения из действия ГОСТ, СП и других нормативных документов на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, актуальным документом будет считаться официально его заменяющий".
Извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме N0179200001922000431 установлено: дата и время окончания срока подачи заявок 31.08.2022 в 09-00 ч.
Согласно сведений, предоставленных оператором электронной площадки "АГЗ РТ" заявка с идентификационным номером N277827 подана участником закупки для участия в конкурсе N0179200001922000431 - 30.08.2022 в 10-55 ч.
Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что ГОСТ 19804-2012 "Сваи железобетонные заводского изготовления. Общие технические условия" утратил силу с 01.09.2022 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 16.12.2021 N1797-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 19804-2021 "Сваи железобетонные заводского изготовления. Общие технические условия".
Таким образом, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу о том, что заявка с идентификационным номером N27782 на дату и время окончания срока подачи заявок содержала сведения в действующей редакции ГОСТ 19804-2012 "Сваи железобетонные заводского изготовления. Общие технические условия".
Из анализа заявки Заявителя следует, что в рамках критерия оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" участником закупки представлено описание видов выполнения работ, в соответствии с установленным порядком оценки.
Следовательно, у Комиссии Заказчика отсутствовали основания для признания предложения участника закупки по критерию оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" непредставленным.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии Заказчика нарушают пп.б п.1 ч.3 ст.48 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России,
Решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автомост" обоснованной.
2. Признать Конкурсную комиссию Республиканского государственного казенного учреждения "Карачаево-Черкесское Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесавтодор" нарушившей пп.б п.1 ч.3 ст.48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Республиканскому государственному казенному учреждению "Карачаево-Черкесское Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесавтодор" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 009/06/106-93/2022 от 16.09.2022 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 16 сентября 2022 г. N 009/06/106-93/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2022