Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Калитина Н.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Члены Комиссии:
Воронина К.Ф. - начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Калинина А.А. - специалист I разряда отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей по доверенности:
Государственное учреждение - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации- Реутова С.А.,
Общество с ограниченной ответственностью "Строй Онлайн" - Касаткина С.А., Крыловой М.С., Лобоцкой В.В.
рассмотрев обращение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области (далее - Заказчик, УФСИН России по Мурманской области) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Строй Онлайн" (далее - ООО "Строй Онлайн", Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии со статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078),
УСТАНОВИЛА:
13.09.2022 г. в Мурманское УФАС России поступило обращение УФСИН России по Мурманской области о включении сведений в отношении ООО "Строй Онлайн" (117149, г. Москва, ул. Азовская, д. 13, эт. 5, ком. 4, оф. 1, ИНН 7727419372, ОГРН 1197746328010, директор Афанасьева Александра Александровна, ИНН 772829456226) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта N 037 по разработке проектной документации на монтаж противодымной вентиляции ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области (идентификационный код закупки 211519150180851900100100500014110244) (далее - Контракт).
Обращение о включении сведений в отношении ООО "Строй Онлайн" в реестр недобросовестных поставщиков рассмотрено дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи 19 сентября 2022 г.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей, Комиссия установила следующее.
06.10.2021 г. по результатам электронного аукциона между Учреждением и Исполнителем был заключён Контракт.
Согласно пункту 1.1. Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в сроки и на условиях Контракта оказать услуги по разработке проектной документации на монтаж противодымной вентиляции ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области (далее - Работа) по адресу, цене, в количестве и в сроки, согласно Техническому заданию.
Пунктом 1.3. Контракта регламентировано место выполнения Работ (местоположение объекта): Мурманская область, г. Аппатиты, Трудовая улица, 24 А.
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта цена Контракта составляет 464 800 (Четыреста шестьдесят четыре тысячи восемьсот) рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктом 4.1. Контракта сроки выполнения Работ с момента заключения Контракта до 10.12.2021 года (в соответствии с графиком выполнения Работ). График выполнения Работ устанавливает общие сроки выполнения работ, подписывается одновременно с Контрактом и является его неотъемлемой частью.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 9.3. Контракта, последний может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком обязательств по Контракту, Заказчик 26.08.2022 г. принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключённого по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.08.2022 г. Заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе. Надлежащая дата уведомления Подрядчика 29.08.2022 г.
Соответственно, 08.09.2022 г. - дата расторжения Контракта.
Обращение Заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков направлено в адрес Мурманского УФАС России 13.09.2022 г.
В действиях УФСИН России по Мурманской области по расторжению контракта с ООО "Строй Онлайн" в одностороннем порядке и направлению сведений в отношении Исполнителя в Мурманское УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий Общества на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как было отмечено ранее, 06.10.2021 г. между УФСИН России по Мурманской области и ООО "Строй Онлайн" был заключён Контракт, в соответствии с которым Обществом обязуется своевременно и надлежащим образом выполнить Работы в соответствии с Техническим заданием, а также в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и передать Заказчику готовую проектную документацию, в предусмотренные Контрактом сроки (пункт 2.4.2. Контракта).
Цена Контракта составляет 464 800 рублей 00 копеек в соответствии с пунктом 3.1. Контракта.
Срок выполнения Работ по Контракту со дня подписания Контракта до 10.12.2021 года.
Подрядчик, в соответствии с Контрактом, подал заявление в Государственное областное автономное учреждение "Управление государственной экспертизы Мурманской области" на прохождение государственной экспертизы проектной документации в части достоверности определения сметной стоимости.
Однако 10.12.2021 г. Управление государственной экспертизы Мурманской области ответило отказом в принятии документов, так как данный объект финансируется из федерального бюджета, а также рекомендовало обратиться в Федеральное автономное учреждение "Главное управление государственной экспертизы".
13.12.2021 г. Общество, получив в этот же день необходимые документы от Заказчика, направило заявление с приложенными материалами в ФАУ "Главгосэкспертиза".
14.12.2021 г. Заказчик отправил претензию о ненадлежащем исполнении условий Контракта N 52/ТО/23-15138. Заказчик продлил срок предоставления результата выполненных Работ до 20.12.2021 г. и, ссылаясь на пункт 7.6 Контракта, уведомил Подрядчика о порядке начисления пени.
17.12.2021 г. Общество сообщило Заказчику об ответном письме ФАУ "Главгосэкспертиза России", в котором указаны требования о представлении четырёх томов инженерных изысканий для экспертизы и о переименовании классификации работ из "капитального ремонта" в "реконструкцию".
Также Общество предложило Заказчику заключить дополнительное соглашение, так как проведение дополнительных работ (4 вида изысканий) и прохождение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности сметной стоимости, не были предусмотрены Контрактом и Техническим заданием.
Стоит отметить, что Заказчик с 17.12.2021 года по 24.04.2022 не взаимодействовал с Подрядчиком и не давал ответа на предложения и просьбу о представлении документов Обществу.
22.12.2021 г. Подрядчик обратился к СПб ГАУ "Центр государственной экспертизы" на прохождение экспертизы готовой проектной документации, которое уведомило о невозможности проведения экспертизы и о рекомендации обратиться в ФАУ "Главгосэкспертиза России".
Заказчик в письме от 25.04.2022 г. уведомил о проведении демонтажа части существующей системы противодымной вентиляции собственными силами УФСИН России по Мурманской области, что подтверждает факт того, что система противодымной вентиляции существовала ранее. Наличие ранее существующей системы противодымной вентиляции позволяет Подрядчику воспользоваться устройством данной системы и избежать внесения изменений в конструктив здания. Исходя из этого, осуществляется переквалификация вида работ, а выполнение инженерных изысканий не требуется.
Подрядчик произвел корректировку проектно-сметной документации в связи с изменением объема работ и 13.05.2022 г. заново подал обращение на проведение экспертизы в ФАУ "Главгосэкспертиза России".
23.05.2022 ФАУ "Главгосэкспертиза России" по результату рассмотрения комплекта документации направило Подрядчику рекомендации к комплектности, в которых указано, что застройщиком необходимо указать организацию, которая имеет право на земельный участок. По представленным документам, застройщиком является ФКУ "СИЗО-2". Таким образом, ФАУ "Главгосэкспертиза России" приостановило рассмотрение заявления до представления документации подтверждающей полномочий Заказчика и Общества.
19.07.2022 г. Подрядчик направил Заказчику запрос о предоставлении документов и уведомил о приостановке экспертизы из-за отсутствия соответствующих документов.
Подрядчик получил письмо Заказчика от 25.07.2022 г., в котором установлены полномочия ФКУ "СИЗО-2" и УФСИН России по Мурманской области, также направил полученные документы ФАУ "Главгосэкспертиза России".
После рассмотрения всех представленных документов ФАУ "Главгосэкспертиза России" направило отказ в приемке документов, так как выразило сомнение в достоверности предоставленных сведений, а именно в части наличия ранее существовавшей противодымной вентиляции, т.к. характер запрашиваемых в Техническом задании работ свидетельствовал о первичном монтаже системы целиком и не содержал требований по обследованию, демонтажу или использованию существующей системы.
09.08.2022 г. Заказчик направил Обществу претензию о ненадлежащем исполнении условий контракта, в которой уведомляет о начислении пени в размере 29 995,09 руб. Также Заказчик предложил увеличить срок до 18.08.2022 г.
Так как за предоставленный Заказчиком Обществу срок Подрядчик не выполнил Работу, 29.08.2022 г. УФСИН России по Мурманской области приняло решение об одностороннем расторжении Контракта с ООО "Строй Онлайн".
В связи с отказом ФАУ "Главгосэкспертиза России" Подрядчик передал документацию на проверку в негосударственную компанию по экспертизе проектно-сметной документации общество с ограниченной ответственностью "Сибстройэксперт". После проведения процедуры было вынесено положительное заключение (свидетельство об аккредитации RA.RU.611129).
Данное заключение внесено в государственную информационную систему "Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства" (далее - ЕГРЗ) под реестровым номером 51-2-1-2-062232-2022. Дата заключения экспертизы и включения сведений в ЕГРЗ - 30.08.2022 г.
В соответствии с пунктом 5.1. Контракта результатом выполненных по настоящему контракту Работ являются проектная документация, при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, обязательной в силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По пункту 2.4.13 Контракта Подрядчик обязан представить Заказчику положительные результаты экспертизы выполненных работ, в части проверки достоверности определения сметной стоимости.
02.09.2022 г. Общество передало Заказчику проектно-сметную документацию с положительным заключением экспертизы в соответствии с пунктами 2.4.13. и 5.1. Контракта.
Однако 06.09.2022 г. УФСИН России по Мурманской области не принял данную документацию, так как в ее составе отсутствует положительное заключение государственной экспертизы и результат проверки достоверности определения сметной стоимости монтажных и пусконаладочных работ в соответствии с пунктом 3.1 Технического задания к Контракту.
Исходя из информации, содержащейся в Контракте и в Техническом задании, Комиссия делает выводы о ее неоднозначности и противоречивости.
Пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением N 1078, предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных Обществом действий в рамках исполнения Контракта, Комиссия установила, что Подрядчик не мог устранить замечания экспертизы по переквалификации вида работ из "капитального ремонта" в "реконструкцию" с выполнением инженерных изысканий, так как это не предусмотрено условиями Контракта, а Заказчик не принимал заключение дополнительного соглашения. Также Общество не уклонялось от исполнения Контракта, всевозможно пытаясь исполнить свои обязательства и поддерживая связь с Заказчиком на протяжении всего срока выполнения Работ.
Комиссия не пришла к однозначному выводу о том, что долгая задержка выполнения Работ допущена исключительно по вине Общества, поскольку установлено, что ведомость объемов работ изначально составляли виды работ, которые не были учтены Контрактом. Более того, со стороны Заказчика имелась задержка в согласовании работ и представлении необходимой информации.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах сведения об ООО "Строй Онлайн" не подлежат включению в Реестр.
Руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением N 1078 Комиссия,
РЕШИЛА:
Отказать УФСИН России по Мурманской области во включении сведений в отношении ООО "Строй Онлайн" (117149, г. Москва, ул. Азовская, д. 13, эт. 5, ком. 4, оф. 1, ИНН 7727419372, ОГРН 1197746328010, директор Афанасьева Александра Александровна, ИНН 772829456226) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта N037 по разработке проектной документации на монтаж противодымной вентиляции ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области (идентификационный код закупки 211519150180851900100100500014110244).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
А.А. Калинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 19 сентября 2022 г. N 051/06/104-532/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022