рассмотрев обращение Департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Григорович Л.И. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку металлодетекторов (изв.N 0156300025922000004),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300025922000004 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку металлодетекторов. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 999 820,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
19.04.2022 г. между Заказчиком и Григорович Л.И. (далее - Поставщик) заключен контракт на поставку металлодетекторов (далее - Контракт). Цена контракта - 2 000 000,00 руб.
В связи с неисполнением Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 11.08.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4, 8 Контракта:
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта поставка товара должна быть осуществлена в течении 60 календарных дней с даты заключения Контракта, согласно пункту 5 Технического задания (приложение N 1 к Контракту) (далее - Техзадание) Поставщик обязан уведомлять Заказчика о времени и дате поставки, монтажа и (или) приемки в эксплуатацию не позднее чем за 3 рабочих дня. Уведомление о дате поставки и монтажа металлодетекторов было получено Заказчиком 09.06.2022 г., по состоянию на 14.06.2022 г. Поставщик не обеспечил поставку товара в полном объеме. Для приемки товара Заказчиком с АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА-Пермь" был заключен муниципальный контракт от 09.06.2022 N 04-ГК на проведение экспертизы. В соответствии с заключением эксперта от 22.06.2022 N ГН-10 поставленный товар не соответствует требованиям Техзадания и не пригоден к эксплуатации по назначению по следующим причинам:
- марка металлодетектора Радар Plus Model XS, указанная в товарно-транспортной накладной, не соответствует марке, указанной в сопроводительном документе "Руководство по эксплуатации (технический паспорт)" (далее - Паспорт) и на информационной табличке, закрепленной на корпусе, - Арочный металлодетектор "Радар" ТУ 26.30.50-003-48824578-2021;
- марка металлодетектора Радар Plus Model XS, указанная в товарно-транспортной накладной, не входит в перечень марок, указанных в декларации о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза, в связи с чем не подтверждено качество и безопасность товара;
- режим обнаружения активируется при отсутствии досматриваемого лица в контрольной зоне (срабатывание сигнала происходило при прикосновении к внешней стороне корпуса металлодетектора и при вибрации);
- некорректная работа металлодетектора (отсутствие учета количества проходов, отсутствие тревог при проносе крупных металлических предметов);
- отсутствие световых табло для регулировки порядка прохождения через металлодетектор, размещенные на противоположной стороне от дисплея блока управления и индикации со входа для посетителей;
- отсутствие инструкции по настройке металлодетектора.
С учетом результата экспертизы, Заказчиком в адрес Поставщика направлено требование о замене товара в десятидневный срок с приложением копии заключения эксперта (письмо от 29.06.2022 N 059-09-01-13/2-28). После получения претензии Поставщиком осуществлена замена отдельных металлодетекторов, корректировка предоставленных документов, дополнительно предоставлены документы по настройке металлодетектора. В целях устранения недостатка товара, связанного с отсутствием световых табло, представителями Поставщика было изменено расположение дисплея блока управления, при выполнении указанных работ осуществлена замена составной части металлодетектора (LED-контроллера). При посещении подведомственных Департаменту учреждений Поставщик не уведомлял Заказчика о времени и дате поставки, монтажа и (или) приемки в эксплуатацию в соответствии с условиями контракта, лица, привлеченные Поставщиком для монтажа металлодетекторов, своевременно не предоставляли документы о своих полномочиях в рамках исполнения Контракта. В целях приемки поставленного товара после устранения Поставщиком недостатков, указанных в заключении эксперта от 22.06.2022 N ГН-10, с АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА-Пермь" был заключен муниципальный контракт от 14.07.2022 N 06-ГК на проведение экспертизы. После осмотра товара в рамках повторной экспертизы АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА-Пермь" были представлены заключения эксперта от 28.07.2022 NN ГН-05-1, ГН-05-2 о его несоответствии требованиям Техзадания по следующим причинам:
- маркировка поставленного оборудования не соответствует требованиям предоставленного Паспорта;
- отсутствие световых табло для регулировки порядка прохождения через металлодетектор, размещенные на противоположной стороне от дисплея блока управления и индикации со входа для посетителей;
- марка металлодетектора, указанная в товарно-транспортной накладной, Паспорте и на информационной табличке, закрепленной на корпусе, не входит в перечень марок (вариантов исполнения), перечисленных в декларации о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза, вследствие чего не подтверждено качество и безопасность товара;
- не представлен гарантийный талон на товар;
- не установлено программное обеспечение для персонального компьютера (указано только в заключении эксперта от 28.07.2022 N ГН-05-2).
Указанные несоответствия товара требованиям Техзадания были доведены экспертом при осмотре товара до представителя Поставщика, которым до оформления заключения эксперта в Паспортах проставлен штамп с указанием модели металлодетектора, на корпус металлодетектора наклеена информация, предусмотренная Паспортом. Кроме того, приемочной комиссией Департамента с учетом заключений эксперта дополнительно указано на несоответствие количества уровней чувствительности металлодетектора, отсутствие на металлодетекторах, прилагаемых к нему документах и упаковке единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, отсутствие гарантии на термодатчик, обеспечивающий функцию измерения температуры, и на замену составной части металлодетектора после поставки товара.
Поскольку на 11.08.2022 г. Поставщиком товар, соответствующий требованиям Технического задания, поставлен не был, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 11.08.2022 г. указанное решение размещено в разделе "Дополнительная информация о контрактах" (N0156300025922000001). 25.08.2022 г. указанное решение размещено в реестровой записи контракта (N 3590229387622000005) разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 18.07.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 05.09.2022 г. Информация о ИП Григорович Л.И. была направлена в адрес Пермского УФАС России 07.09.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Поставщика указал, что письме N059-09-01-10/2-156 от 11.08.2022 Заказчик ссылается на заключения АНО "Союзэкспертиза-Пермь" от 28.07.2022 NГН-05-1 и NГН-05-2.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. Относительно доводов, указанных в решении Заказчика, в части несоответствия поставленных металлодетектеров, Поставщик указал, что на всех поставленных Поставщиком металлодетекторах имеются 2 (два) световых средства отображения информации, предназначенных для представления информации, отображаемой в виде красных светящихся точек, которые находятся на противоположной стороне от дисплея металлодетектора, имеют световые табло для регулировки порядка прохождения через металлодетектор, размещенные на противоположной стороне от дисплея блока управления и индикации со входа для посетителей. Все металлодетекторы РАДАР модели Model XS имеют программное обеспечение для персонального компьютера. Условиями Контракта установка программного обеспечения на компьютеры Заказчика не предусматривалась, какие-либо компьютеры сотрудникам Поставщика для установки ПО сотрудниками Заказчика не предоставлялись. Вместе с тем, письмом N83 от 18.08.2022 г. Поставщик предоставил Заказчику флэш-карту с программным обеспечением. Также в адрес Заказчика, письмом N83 от 18.08.2022 г., направил Заказчику гарантийные талоны на каждый поставленный металлодетектор, подписанные непосредственно производителем данного оборудования - ООО "НТ". Относительно довода Заказчика о поставке Поставщиком восстановленного Товара, представители Поставщика указали, что товар является новым, Поставщиком осуществлялся исключительно монтаж поставленного оборудования. В письмом ООО "НТ" от 17.08.2022 N68 указано, что при сборке и монтаже металлодетекторов РАДАР модели Model XS может применяться изолента, что не противоречит ТУ N26.30.50-003-48824578-2021 и не является недостатком товара.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Так, Комиссии отмечает, 19.04.2022 металлодетекторы были поставлены Заказчику, установлены по адресам, указанным в Техническом задании, и использовались Заказчиком. На момент поставки металлодетекторов, Заказчик нареканий к товару не предъявлял. Также, исходя из переписки Поставщика и производителя металлодетекторов, с Заказчиком, Комиссия делает вывод, что Поставщик предпринимал попытки устранить недостатки, указанные в переписке сторон Заказчиком.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Григорович Л.И. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Григорович Л.И. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 сентября 2022 г. N РНП-59-388
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2022