Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ФБУ "Администрация "Камводпуть" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Формула безопасности транспорта" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства (ЧРГСС) (изв. N 0356100002322000026),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100002322000026 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства (ЧРГСС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 599 024,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
04.07.2021 г. между Заказчиком и ООО "Формула безопасности транспорта" заключен контракт N 22-22 на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства (ЧРГСС).
В связи с тем, что Исполнитель перестал соответствовать требованиям, установленным в извещении о проведении закупки, 22.08.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.08.2022 г. указанное решение размещено в реестровой записи контракта N 1590229019122000321 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
Согласно условиям Контракта:
1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, согласно с Технического задания (Приложение N1 к контракту), а Заказчик обязан принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях контракта.
6.1. Приемка оказанных услуг осуществляется представителями Заказчика и Исполнителя по документу о приемке.
6.2. Не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, Исполнитель направляет Заказчику документы о приемке с использованием единой информационной системы в сфере закупок.
7.1. Заказчик вправе:
7.1.1. Требовать от Исполнителя надлежащего выполнения обязательств по настоящему контракту.
8.2. Исполнитель обязан:
8.2.1. Качественно предоставлять услуги в объеме и сроки, предусмотренные настоящим контрактом, и в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к контракту).
Согласно требованиям Технического задания (Приложение N1 к контракту) услуги оказываются ежемесячно.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
11.3. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
11.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе отступление Исполнителя в оказании услуг от условий контракта или иные недостатки результата оказания услуг, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми. Решение об одностороннем отказе принимается и оформляется в соответствии с действующим законодательством (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках, сведений, размещённых в ЕИС датой вступления решения Заказчика в силу является 02.09.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, надлежащая дата расторжения контракта - 05.09.2022 г.
Вместе с тем, в нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком в карточке контракта в ЕИС установлена дата расторжения контракта - 02.09.2022 г.
В указанных действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Информация об одностороннем отказе от исполнения контракта направлена в адрес Пермского УФАС России 07.09.2022 г.
Из поступившего обращения следует, что Общество добросовестно исполняло свои обязательства по Контракту, вместе с тем, Заказчику стало известно, что Исполнитель перестал соответствовать требованиям Извещения о проведении закупки по результатам которой заключен Контракт.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией Управления установлено, что согласно сведениям, размещённым в ЕИС, Общество на момент рассмотрения обращения исполнило обязательства по контракту на общую сумму - 1 923 437,76 руб., что подтверждается документом о приемке N104 от 31.07.2022 г., документом о приёмке N 119 от 31.08.2022 г.
Таким образом, в течение двух месяцев с даты заключения Контракта общество добросовестно выполняло взятые на себя обязательства.
Представитель ООО "Формула безопасности транспорта" в своих пояснениях указал следующее.
09.11.2021 г. посредством электронной почты ООО "Формула безопасности транспорта" было получено уведомление Росморречфлота N КА28/12706 от 08.11.2021 г. об аннулировании свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности на основании факта привлечения к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда республики Дагестан вышеуказанное решение Росморречфлота было признано незаконным и отменено.
Далее, указанное решение было оставлено в силе Арбитражным судом города Москвы и Девятым арбитражного апелляционным судом от 19 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа по делу NА40-248098/21 от 19 июля 2022 года постановил: "Решение Арбитражного суда города Москвы от 9 февраля 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2022 года по делу N А40-248098/21 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы".
Из вышеизложенного следует, что Общество перестало соответствовать требованиям Извещения о проведении закупки уже в ходе исполнения контракта, кроме этого, как было указано выше, в период соответствия требованиям, Общество исполняло обязательства в установленные сроки.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (ред. от 21.03.2022) "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Формула безопасности транспорта" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "Формула безопасности транспорта" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 сентября 2022 г. N РНП-59-387
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2022