рассмотрев обращение МКУ "Пермблагоустройство" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об АО "Перминжсельстрой" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту трамвайного пути на участке ул. Уральская-Розалии Землячки- ул.1905 года (включая разворотное кольцо "Висим") на территории города Перми (изв.N 0156300008720000299),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300008720000299 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту трамвайного пути на участке ул. Уральская-Розалии Землячки- ул.1905 года (включая разворотное кольцо "Висим") на территории города Перми. Начальная (максимальная) цена контракта - 166 843 845,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
01.12.2020 г. между Заказчиком и АО "Перминжсельстрой" (далее - Подрядчик) заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту трамвайного пути на участке ул. Уральская-Розалии Землячки- ул.1905 года (включая разворотное кольцо "Висим") на территории города Перми (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 10.08.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 13 Контракта).
Условия и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 2, 9, 10 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 13 Контракта.
Из поступившего обращения и пояснений Заказчика, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что согласно условиям Контракта срок начала выполнения работ - с даты заключения Контракта, срок окончания выполнения работ - 30.11.2021 г. 22.06.2022 г. в связи с выполнением Подрядчиком основного объема строительно-монтажных работ на объекте, Заказчик письмом N 059-24/1-01 -13-Исх-1214 обратился к автору проекта - ООО "Геоструктура" с просьбой дать заключение о соответствии выполненных строительно-монтажных работ проектной документации и строительным нормам и правилам. 24.06.2022 г. ООО "Геоструктура" отказало в выдаче заключения в связи с наличием замечаний (замечания на 48 страницах). 30.06.2022 г. данные замечания были направлены в адрес Подрядчика. Вместе с тем, в установленный срок замечания устранены не были. 22.06.2022 г., 29.06.2022 г., 07.07.2022 г. эксплуатирующей организацией МУП "ПермГорЭлектроТранс" в адрес Заказчика были направлены акты замечаний по работам. 12.07.2022 замечания МУП "ПермГорЭлектроТранс" от 05.07.2022 были направлены Подрядчику письмом N 05 9-24/1-01-13-Исх-1394. 11.07.2022 г. Заказчиком, в связи с не устранением замечаний ООО "Геоструктура" и наличием замечаний МУП "ПермГорЭлектроТранс", было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 13.07.2022 г. письмом N 253 Подрядчик сообщил о выполнении оставшихся работ, однако, документы, перечисленные в письме (акты, исполнительная документация и т.п.) приложены к письму не были. Заказчик, на основании письма Подрядчика отменил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, полагая, что Подрядчик исполнит все обязательства по Контракту, а также устранит замечания ООО "Геоструктура" и МУП "ПермГорЭлектроТранс". Однако 21.07.2022 г., 27.07.2022 г. МУП "ПермГорЭлектроТранс" повторно направляет в адрес Заказчика акты с замечаниями, которые Подрядчиком также устранены не были. 11.08.2022 г. Заказчиком было повторно принято решение о расторжении Контракта. В соответствии с п. 13.4. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. Согласно п. 13.6. Контракта Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта, в случаях:
- задержки Подрядчиком начала выполнения работ более чем на 10 дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
- просрочки исполнения обязательства по Контракту более чем на 20 дней в соответствии с Графиком производства строительно-монтажных работ (Приложение N 3 к техническому заданию).
- невыполнение Подрядчиком в установленный срок Предписаний Заказчика 5 (пять) и более раз;
- нарушение существенных условий о предмете Контракта, указанных в разделе 1 Контракта;
- выполнение работ настолько медленно, что очевидна невозможность выполнения работы в установленный Контрактом срок;
- при непредставлении обеспечения в период действия Контракта в соответствии с пунктом 15.10.настоящего Контракта;
- по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.
На момент принятия решения Подрядчиком не были выполнены следующие виды работ по Контракту:
- послеосадочный ремонт трамвайных путей - 5,332 км;
- балансировка пути, стрелочных переводов, глухих пересечений - 121,4 м3;
- сварка рельсовых стыков в пути алюминотермитным способом (2 стыка) - 6 шт.
Поскольку на 10.08.2022 г. Подрядчиком замечания не устранены, на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 11.08.2022 г. указанное решение размещено в реестровой записи N 0356300007422000011 в разделе "Дополнительная информация". 26.08.2022 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 3590229343520000074 в разделе "Решение об одностороннем отказе"
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 26.08.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 06.09.2022 г. Информация об АО "Перминжсельстрой" была направлена в адрес Пермского УФАС России 07.09.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представители Подрядчика указали, что 11.07.2022 г. Заказчик уведомил Подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта. В решении было указано, что Подрядчиком по состоянию на 08.07.2022 г. не выполнены следующие виды работ по Контракту: послеосадочный ремонт трамвайных путей - 2,532 км, балансировка пути, стрелочных переводов, глухих пересечений - 121,4 м3. Письмом от 13.07.2022 г. N 253 Подрядчик сообщил Заказчику, что на 12.07.2022 г. Подрядчиком выполнены все предусмотренные в Контракте виды работ по капитальному ремонту трамвайного пути на участке ул. Уральская - Розалии Землячки - ул. 1905 года (включая разворотное кольцо "Висим"), в том числе послеосадочный ремонт трамвайных путей - 2,532 км, балансировка пути, стрелочных переводов, глухих пересечений - 121,4 м3. Подрядчиком 13.07.2022 г. было предложено Заказчику провести приемку выполненных работ по Контракту и в качестве приложения к письму от 13.07.2022 г. N 253 были направлены акт выполненных работ КС-2 N 13, справка о стоимости выполненных работ КС-3 N 13, акт выполненных работ по контракту, исполнительная документация, счет-фактура N 362 от 12.07.2022 г., счет N 362 от 12.07.2022 г. Письмо 13.07.2022 г. N 253 было оставлено Заказчиком без ответа. Однако решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта было отменено Заказчиком на основании письма N253, что подтверждается письмом МКУ N059-24/1-01-13-Исх-1484 от 20.07.2022 года. Направленные Подрядчиком акт выполненных работ КС-2 N 13, справка о стоимости выполненных работ КС-3 N 13, акт выполненных работ по контракту, не были подписаны со стороны Заказчика, при этом какие-либо замечания также не были направлены Подрядчику ответным письмом. В связи с необоснованным уклонением Заказчика от подписания направленных документов, акт выполненных работ КС-2 N 13, справка о стоимости выполненных работ КС-3, акт выполненных работ были подписаны Подрядчиком в одностороннем порядке. Согласно пункту 11.3 Контракта Заказчик в течение 20 дней со дня получения актов сдачи-приемки выполненных работ, счета-фактуры, исполнительной и другой технической документации направляет Подрядчику подписанный акт сдачи- приемки выполненных работ или мотивированный отказ. Отменив решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 11.07.2022 г. на основании предоставления Подрядчиком доказательств выполнения всех предусмотренных в Контракте работ по капитальному ремонту трамвайного пути на участке ул. Уральская - Розалии Землячки - ул. 1905 года (включая разворотное кольцо "Висим"), Заказчик повторно принял 10.08.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта со ссылкой на тоже основание - просрочка выполнения работ. Как указали представители Подрядчика, акты выполненных работ не оспаривались Заказчиком. Также представители Подрядчика отметили, что объект ремонта фактически эксплуатируется, осуществляется движение трамваев с 16.09.2021 г, дефекты, указанные в заключении ООО "Геоструктура", устранялись.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Так, согласно представленным Сторонами в адрес Комиссии материалам, в частности, справкам о стоимости выполненных работ и затрат, актам выполненных работ, Подрядчиком были выполнены работы на сумму 178 517 764,74 руб. (справка N 12 от 27.12.2021 г.). Данные работы приняты Заказчиком, о чем свидетельствует подписи представителя Заказчика. Таким образом, на момент действия контракта и до принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе, большая часть работы Подрядчиком была выполнена. Также, Комиссии были предоставлены фотоизображения производимых Подрядчиком работ на различных участках трамвайных путей. Исходя из указанного, Комиссия приходит к выводу, что Подрядчиком предпринимались действия по устранению выявленных недостатков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего. Исходя из пояснений Подрядчика, переписки, которая велась между сторонами, Комиссия приходит к выводу, что Подрядчик не уклонялся от исполнения контракта, был намерен исполнить контракт для чего были заключены договоры на поставку необходимого оборудования. Также Комиссией принят во внимание тот факт, что Подрядчик предпринимал попытки устранить выявленные замечания, о чем велась переписка с Заказчиком. Относительно качества выполненных работ, Комиссия считает нужным отметить, что указанные замечания не являются неустранимыми и могут быть устранены в рамках гарантийных обязательств Подрядчика по контракту.
Согласно представленному Подрядчиком в адрес Комиссии реестру контрактов, АО "Перминжсельстрой" имеет 33 исполненных контракта, 7 контрактов на момент рассмотрения обращения находятся на исполнении.
Комиссия приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства намеренного неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Подрядчиком действий в целях его исполнения. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Подрядчиком предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об АО "Перминжсельстрой" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об АО "Перминжсельстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 сентября 2022 г. N РНП-59-386
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2022