Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Макси-М" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии N 3 Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы вентиляции в здании гинекологического корпуса (Лит.Н) ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" по адресу: Пермский край, г. Пермь ул. Братьев Игнатовых д. 2. (изв.N 0356500003322000399),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500003322000399 ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" (далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы вентиляции в здании гинекологического корпуса (Лит.Н) ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" по адресу: Пермский край, г. Пермь ул. Братьев Игнатовых д. 2.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 26.08.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 339 731,90 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 06.09.2022 г.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.09.2022 NИЭА1 заявка Заявителя (идентификационный номер - 13) признана Аукционной комиссией несоответствующей требованиям извещения о проведении закупки на основании п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках - несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, в частности, в заявке на участие в закупке отсутствуют копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках:
- Выписка из реестра членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства (в соответствии с ч.4 ст. 48, и иными нормами Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом). Выписка из реестра членов СРО должна содержать сведения об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договору подряда, в соответствии с которым внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда. Выписка из реестра членов СРО должна содержать сведения об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Уровни ответственности члена СРО должны соответствовать цене контракта, предложенной участником закупки или начальной (максимальной) цене контракта (при отсутствии предложений о цене контракта). Совокупный размер обязательств по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого, таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. (В заявке на участие представлена выписка СРО от 01.08.2022 N 1280. Срок действия выписки из реестра СРО составляет 1 (один) месяц с даты ее выдачи. Дата подачи заявки на участие в закупке - 06.09.2022).
Заявитель с решением Аукционной комиссии не согласен, поскольку информация о членстве Заявителя в СРО находится в свободном доступе, в связи с чем у Аукционной комиссии имелась возможность ознакомиться с такой информацией.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Аукционной комиссии указал, что требование к наличию выписки из реестра членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства в соответствии с ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ (в редакции действующей на момент публикации извещения) срок действия выписки из реестра членов СРО составляет один месяц с даты ее выдачи. Выписка из реестра членов СРО была выдана заявителю 01.08.2022. Данная выписка была приложена в составе заявки на участие в закупке, однако согласно вышеуказанной норме срок ее действия истек еще до момента подачи заявки Заявителем (заявка Заявителя на участие в закупке была подана 06.09.2022 г.). Относительно довода Заявителя о том, что информации о членстве Заявителя в СРО находится в свободном доступе, представитель Аукционной комиссии указал, что Аукционная комиссия исходя из законодательства о контрактной системе обязана проверять заявки участников закупки на предмет соответствия требованиям аукционной документации. Кроме того, Федеральный закон от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что с 01.09.2022 г. вступают в силу изменения, касающиеся в частности положений ст. 55.17 ГрК РФ. Согласно новой редакции данной статьи выписки из реестра членов СРО больше не предоставляются (отменяются), а СРО обязана вести реестр членов СРО, который подлежит размещению в сети Интернет. Однако, необходимо отметить, что извещение о проведении закупки, наряду с аукционной документацией размещены в ЕИС 26.08.2022. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, исходя из абзаца 21 вопросов применения материального права Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014. Федеральный закон от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает свое распространения на отношения, возникшие до его введения, а значит применению подлежит ГрК РФ в редакции от 14.07.2022 г.
В письменных пояснениях Заказчик поддержал позицию Аукционной комиссии.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о проведении закупки описание объекта закупки указано в приложении. Так, согласно Техническому заданию объектом закупки является разработка проектно-сметной документации по объекту "Капитальный ремонт системы вентиляции в здании гинекологического корпуса (лит.Н) ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" по адресу: Пермский край, г. Пермь ул. Братьев Игнатовых д. 2".
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пп. "н" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 27 Закона о закупках, Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о закупках, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
Согласно ч.12 ст. 48 Закона о закупках и рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о закупках;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках.
Согласно извещению о проведении закупки требования к содержанию, составу заявки указаны в отдельном файле. Так, согласно раздела п. 1.13 требований к составу и содержанию заявки, от участников требуется предоставить документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках:
- участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации (далее - СРО) в области архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства в соответствии с ч.4 ст. 48, и иными нормами ГрК РФ, за исключением случаев, предусмотренных законом. Документы, подтверждающие соответствие вышеуказанным требованиям: Выписка из реестра членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства (в соответствии с ч.4 ст. 48, и иными нормами ГрК РФ, за исключением случаев, предусмотренных законом). Выписка из реестра членов СРО должна содержать сведения об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договору подряда, в соответствии с которым внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда. Выписка из реестра членов СРО должна содержать сведения об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Уровни ответственности члена СРО должны соответствовать цене контракта, предложенной участником закупки или начальной (максимальной) цене контракта (при отсутствии предложений о цене контракта). Совокупный размер обязательств по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого, таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 11 ст. 55.16 ГрК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с ч. 3.8 и 3.9 ст. 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с ч. 3.8 и 3.9 ст.49 ГрК РФ, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ (в ред. от 14.07.2022 г., действующей на момент размещения извещения) саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Комиссией установлено, что в составе заявки Заявителя содержится выписка из реестра членов саморегулируемой организации N 1280 от 01.08.2022 г. Поскольку срок действия выписки реестра членов саморегулируемой организации N 1280, в соответствии с ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ, истек 01.09.2022 г. данная выписка является недействительной.
Таким образом, поскольку представленная выписка из реестра членов саморегулируемой организации N 1280, на момент подачи заявки является недействительной, в действиях Аукционной комиссии, проверяющей заявки на соответствие требованиям документации, нарушений положений Закона о закупках не имеется.
Относительно довода Заявителя о том, что информация о членстве Заявителя в СРО находится в свободном доступе, в связи с чем у Аукционной комиссии имелась возможность ознакомиться с такой информацией Комиссия отмечает, что довод Заявителя основан на положения редакции ст. 55.17 ГрК РФ не вступившей в силу на момент размещения извещения о проведении закупки - согласно Федеральный закон от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменения в ст. 55.17 ГрК РФ вступили в силу с 01.09.2022 г. Следовательно, на момент размещения извещения о проведении закупки от участников закупки в соответствиями положениями ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ требовалось предоставить именно выписку.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Макси-М" на действия единой комиссии N 3 Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы вентиляции в здании гинекологического корпуса (Лит.Н) ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" по адресу: Пермский край, г. Пермь ул. Братьев Игнатовых д. 2. (изв.N 0356500003322000399) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 сентября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2022