рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "Куединская центральная районная больница" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Лялякине А.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку изделий медицинского назначения (перчатки) (изв.N 0356300022822000038),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300022822000038 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения (перчатки). Начальная (максимальная) цена контракта - 950 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
07.06.2022 г. между Заказчиком и ИП Лялякиным А.А. (далее - Поставщик) заключен контракт на поставку изделий медицинского назначения (перчатки) (далее - Контракт). Цена контракта - 950 000,00 руб.
В связи с неисполнением Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 25.08.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4, 7 Контракта:
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что Поставщик взял на себя обязательства поставить в адрес Заказчика следующую продукцию: "Перчатки медицинские диагностические смотровые, нитрил, нестерильные, неопудренные, текстурированные, внутреннее абсорбрующее покрытие". В ходе осмотра после вскрытия транспортировочной тары (тара с маркировкой изделий медицинского назначения (перчатки) - размер "S"), экспертами Заказчика было зафиксировано несоответствие поставляемого изделия медицинского назначения, а именно обнаружены изделия медицинского назначения, вложенные внутрь короба, следующего размерного ряда:
- размер "S" - 6 упаковок (600 шт.);
- размер "М" - 2 упаковки (200 шт.);
- размер "I," - 2 упаковки (200 шт.).
Согласно вышеизложенному обнаруженному факту, экспертами обнаружена неполная комплектация в поставке. Так, в соответствии с заявкой N 1047-исх от 14.06.2022 г., Заказчику требовались изделия медицинского назначения (перчатки) размерного ряда:
- размер N 6 - 100 пар;
- размер N 6,5 - 200 пар;
- размер N 7 - 300 пар;
- размер N 7,5 - 300 пар;
- размер N8-100 пар.
При проведении экспертизы были предоставлены документы на Товар, а именно представлено Регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 17.09.2021 г. N РЗН 2021/15342 (Перчатки смотровые медицинские одноразовые нитриловые нестерильные по ТУ 22.13.60-003- 05789015-2021), которое не соответствовало поставленному Товару, помимо этого не предоставлена выписка по ТУ 22.13.60-003-05789015-2021. В ходе осмотра и проведения исследования специалистом были проведены лабораторные испытания, на наличие внутреннего абсорбирующего покрытия перчаток. По результатам проведенного исследования на определение соответствия поставленного изделия медицинского назначения (перчатки), установлено, что поставленные Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные, текстурированные, внутреннее абсорбирующее покрытие, пара, по качественным характеристикам и товарным свойствам не соответствуют. Согласно проведенным лабораторным испытаниям, специалистом (экспертом) не обнаружено внутреннего потшерного абсорбирующего покрытия на основе синтетического флока.
Поскольку на 25.08.2022 г. Поставщиком товар, предусмотренный условиями контракта поставлен не был, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 25.08.2022 г. указанное решение размещено в реестровой записи контракта N 2593900035722000079 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 25.08.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 06.09.2022 г. Вместе с тем, обращение о включении ИП Лялякине А.А. в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта была направлена в адрес Пермского УФАС России лишь 13.09.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 16 ст. 96 Закона о закупках Закона о закупках.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Поставщика указал, что действуя добросовестным образом, Поставщик заблаговременно приступил к исполнению обязательств по заключенному Контракту, поскольку сразу после объявления Поставщика победителем закупки, а именно 25.05.2022 г. заказал медицинские изделия, предусмотренные Контрактом. Однако, Товар, приобретенный для исполнения Контракта, более двух месяцев был задержан на отрезке пути железного следования под городом Саратов с целью прохождения дальнейшего Таможенного контроля, в связи с перегруженностью станций Московского узла, что подтверждается письмом ООО "Трансимпериал Урал" от 10.06.2022 г., в связи с чем была допущена просрочка исполнения обязательств по поставке Товара. Медицинские изделия, согласно заявке от 25.05.2022 г. поступили на склад Поставщика только 05.09.2022 г. Одновременно, 09.06.2022 г. и 14.06.2022 г. в адрес Поставщика была направлена заявка на поставку Товара, предусмотренного позицией 18 Спецификации (Приложение N2 к Договору), а именно: "Перчатки медицинские диагностические смотровые, нитрил, нестерильные, неопудренные, текстурированные, внутреннее абсорбирующее покрытие" на сумму 60500,00 руб. Поскольку поставка медицинских изделий, заказанных в ООО "Меркатор Медика" задерживалась, Поставщик приступил к поиску аналогичного Товара у альтернативных поставщиков. Так, от ООО "НикоФарм" и ИП Никитиной Л.В. в адрес Поставщика были направлены письма, содержащие в себе сведения о поставке Товара не ранее сентября 2022 года. 14.06.2022 г. Поставщик организовал отгрузку в адрес Заказчика аналогичного Товара российского производства на всю сумму заявки. 14. июня 2022 года Товар был поставлен Заказчику, следовательно, действия о приемке и/или не приемки Товара должны были быть сформированы не позднее 11 июля 2022 года. Однако, в нарушение вышеназванных условий Контракта, а так же п.п. 3.17., 3.18., 8.3. Договора, без направления мотивированного отказа, требований о замене Товара, 25.08.2022 г. в адрес Поставщика поступило заключение экспертов о несоответствии Товара условиям Контракта и односторонний отказ от его исполнения.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Так в адрес Комиссии представлено письмо ООО "Трансимпериал Урал" от 10.06.2022 г., согласно которому срок доставки товаров до станций Московского узла увеличен, копии договоров N КТИУрал/12323/М от 11.05.2022 г., N 322-М от 16.05.2022 г., заключенные с ООО "Меркатор Медика" на поставки товаров медицинского назначения, счета на оплату поставленного товара, платежные поручения, подтверждающие оплату поставленного товара, переписка Поставщика с ООО "Меркатор Медика", ООО "НикоФарм".
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Никитиной Л.В. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ИП Лялякине А.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 16 ст. 96 Закона о закупках Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 сентября 2022 г. N РНП-59-395
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2022