Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель - заместитель руководителя управления М.А. Дударева, члены Комиссии - заместитель начальника отдела М.А. Грицай, специалист-эксперт Е.О. Хорышев (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Экостандарт" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Норильская межрайонная поликлиника N 1" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по вывозу и утилизации списанного медицинского оборудования" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия аукционной комиссии при подведении итогов электронного аукциона.
Существо жалобы: неправомерное решение аукционной комиссии по осуществлению закупок о признании заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям извещения о проведении закупки.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы было назначено на 15.08.2022 в 16 часов 00 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 20. рассмотрение жалобы было проведено в отсутствии представителей подателя жалобы, заказчика (далее - стороны). Заказчиком были направлены материалы в адрес Красноярского УФАС России для рассмотрения жалобы по существу, заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя стороны. Податель жалобы материалы в Адрес Красноярского УФАС России не направил.
Из жалобы следует, что у аукционной комиссии по осуществлению закупок, сформированной заказчиком, при подведении итогов электронного аукциона отсутствовали правовые основания для признания заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям извещения о проведения закупки.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по вывозу и утилизации списанного медицинского оборудования"
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе устанавливает, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Комиссией установлено, что заказчиком в размещенном извещении об осуществлении закупки в разделе "Преимущества и требования к участникам" указано: "3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ - наличие действующей лицензии или выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов с разрешенными видами работ: - транспортирование отходов IV классов опасности;"
Согласно подпункту 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 указанной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 указанного Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено следующие основания для отклонения заявки: непредставление (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе);
- непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Комиссией установлено, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 09.09.2022 NИЭА1 члены аукционной комиссии приняли решение о признании заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям извещения о проведения закупки с формулировкой "Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ)"
В пояснениях, направленных в адрес Красноярского УФАС России, заказчик указал, что им было установлено требование о наличии лицензии для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработка, утилизации, обезвреживанию, отходов. Однако Комиссия не может согласиться с указанным доводом ввиду того, что исходя из буквального толкования положения извещения "3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ - наличие действующей лицензии или выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов с разрешенными видами работ: - транспортирование отходов IV классов опасности;" следует, что участнику закупки следует предоставить действующую лицензию или выписку из реестра лицензий на осуществление деятельности по транспортированию отходов IV классов опасности, поскольку данный вид деятельности конкретизирован заказчиком.
При анализе материалов, предоставленных оператором электронной площадки, комиссия установила, что подателем жалобы в составе заявки была предоставлена в том числе выписка из реестра лицензий N 49036, в которой указано "Лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности: Транспортирование отходов I, II, III, IV классов опасности".
Ввиду изложенного Комиссия пришла к выводу о том, что жалоба является обоснованной, а аукционной комиссией были нарушены требования части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, поскольку заявка подателя жалобы была отклонена неправомерно. Комиссия приняла решение не выдавать предписание аукционной комиссии ввиду нецелесообразности, поскольку Комиссией было установлено несоответствие между положениями извещения и потребностью заказчика, выразившееся в следующем.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссия установила, что в проекте контракта по рассматриваемой закупки в пункте 1.1 заказчиком установлено, что "исполнитель обязуется оказать услуги по вывозу и утилизации списанного медицинского оборудования". Также из пояснений заказчика следует, что в связи со спецификой места из которого надлежит вывезти отходы, утилизация отходов возможна только на определенной территории. Заказчик поясняет, что отгрузка грузов из города Норильска для их транспортировки возможна только воздушным или морским путем, что исходя из класса опасности предложенного к утилизации оборудования, является невозможным. При анализе описания объекта рассматриваемой закупки, Комиссия установила, что заказчиком было указано "При оказании услуг Исполнитель обеспечивает: 1. Демонтаж, погрузку, вывоз и утилизацию списанного медицинского оборудования Заказчика. 2. Транспортировку списанного медицинского оборудования специальным транспортом к месту последующей утилизации". Исходя из вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что у заказчика имеется объективная потребность не только в транспортировании отходов, но и в их утилизации. Также Комиссия отмечает, что заказчику надлежало описать объект закупки таким образом, чтобы у потенциального контрагента не возникло объективных причин невозможного надлежащего исполнения контракта, связанных с объективными территориальными особенностями расположения города Норильска, которые исключат возможность вывоза отходов IV класса опасности, что следует из пояснений заказчика.
Таким образом Комиссия пришла к выводу о том, что заказчиком были неверно указаны в извещении требования к участникам закупки, а именно требование по наличию у участника закупки лицензии по транспортированию отходов IV класса опасности не коррелирует сформулированной в проекте контракта, описании объекта закупки потребности заказчика в транспортировании и утилизации отходов IV класса опасности. Вышеуказанное обстоятельство может привести и привело к неверному пониманию участниками закупки требований, предъявляемым к ним, и объекта закупки. Комиссия отмечает, что вышеуказанное обстоятельство вводит в заблуждение потенциальных участников электронного аукциона, что нарушает требование статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "Экостандарт" обоснованной;
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования статьи 49 Закона о контрактной системе;
3. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение;
4. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
Е.О. Хорышев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 сентября 2022 г. N 024/06/106-2446/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2022