Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии - М.А. Грицай, заместитель начальника отдела, О.П. Чупрунова, главный специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "КрасМедСервис" (далее - податель жалобы) на действия заказчика КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница N 20 имени И.С. Берзона" (далее - заказчик), уполномоченного органа Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-11973/22 "Поставка с доставкой лапароскопических инструментов для КГБУЗ "КМКБ N 20 им. И.С. Берзона", размещенного на электронной площадке, размещенного на электронной площадке ООО "ЭТП Газпромбанк" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "КрасМедСервис" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона ЭА-N-11973/22 "Поставка с доставкой лапароскопических инструментов для КГБУЗ "КМКБ N 20 им. И.С. Берзона", номер извещения N 0119200000122011210.
Существо жалобы: несоответствие извещения требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствует требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, подлежит принятию к рассмотрению по существу.
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшемся 16 сентября 2022 года в 11:30 присутствовали представитель уполномоченного органа, представитель заказчика, представитель подателя жалобы.
Из содержания жалобы следует, что на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) (далее -ЕИС) 26.08.2022 размещено извещение о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка с доставкой лапароскопических инструментов для КГБУЗ "КМКБ N 20 им. И.С. Берзона". Согласно Описанию объекта закупки (Приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки) в требованиях, предъявляемых к объекту закупки, указано, что Заказчиком приобретается 60 наименований лапароскопических инструментов, соответствующих ОКПД 32.50.13.190 (инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки) / 32.50.13.110 (шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты).
В извещении об осуществлении закупки установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, которые регламентируются Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
По мнению подателя жалобы, заказчиком при составлении извещения о проведении закупки допущены следующие нарушения:
- в предмет контракта (одного лота) входят медицинские изделия, включенные в перечень 1 Постановления Правительства РФ (позиции 1-58 Приложения N1) и не включенные в него (позиции 59-60 Приложения N1), что противоречит указанному постановлению, кроме того, для медицинских инструментов "Эндоигла, для пневмоперитонеума по Верешу" и "Игла эндоскопическая, общего назначения, одноразового использования" отсутствует какой-либо код ОКПД 2, КТРУ;
- заказчик усложняет техническое задание путем совмещения товаров, которые должны быть закуплены путем проведения отдельных аукционов, совмещая в одном лоте товары с разными технологическими процессами производства, а именно: наряду с одноразовыми медицинскими инструментами (в т.ч. позиции N46 "Щипцы захватывающие лапароскопические одноразового использования код КТРУ 32.50.13.190-00007406, N60 "Игла эндоскопическая, общего назначения, одноразового использования, требуются к поставке многоразовые инструменты (позиции N6-32, 34-45, 47-58 "Иглодержатель, многоразового использования");
- заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к характеристикам товара (позиции N 54-55 "Иглодержатель, многоразового использования"), соответствующие товару единственного производителя - KARL STORZ (Германия), что приводит к ограничению конкуренции, так как отсутствуют эквиваленты, удовлетворяющие требованиям, установленным в описании объекта закупки.
Заказчик не согласен с доводами жалобы, представил мотивированные возражения, в которых указывает, что им были соблюдены требования действующего законодательства при составлении извещения о проведении закупки.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью, уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка с доставкой лапароскопических инструментов для КГБУЗ "КМКБ N 20 им. И.С. Берзона".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
На основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, согласно подпункту 2.2 Постановления Правительства РФ N102 для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1) и не включенные в него.
Так, в перечень N1 включены медицинские изделия соответствующие ОКПД2 32.50.13.110 - иглы хирургические, инструменты колющие, шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них и ОКПД2 32.50.13.190 - иглодержатели микрохирургические, инструменты вспомогательные.
Как установлено Комиссией позиции 59 приложения N1 к извещению соответствует медицинское изделие "Эндоигла, для пневмоперитонеума по Верешу", а позиции 60 приложения N1 к извещению - "Игла эндоскопическая, общего назначения, одноразового использования".
Согласно ГОСТ 25725-89 "Инструменты медицинские. Термины и определения" медицинские изделия делятся на следующие виды: колющие; режущие; оттесняющие; зажимные; зондирующие. При этом колющий медицинский инструмент - это инструмент с острием на конце, предназначенный для введения в ткань организма с диагностической или лечебной целью и для различных манипуляций, не связанных с прониканием в ткань организма.
Как следует из пояснений заказчика в виду конструктивных особенностей и назначения применения к колющим инструментам относятся "Эндоигла, для пневмоперитонеума по Верешу" и "Игла эндоскопическая, общего назначения, одноразового использования".
Таким образом, медицинское изделие "Эндоигла, для пневмоперитонеума по Верешу" (позиция 59 приложения N1 к извещению) и "Игла эндоскопическая, общего назначения, одноразового использования" (позиции 60 приложения N1 к извещению) соответствуют коду ОКПД2 32.50.13.110, а именно позиции кода "инструменты колющие".
Следовательно, в состав одного лота в рамках проводимой закупки на поставку лапароскопических инструментов для КГБУЗ "КМКБ N 20 им. И.С. Берзона" входят исключительно медицинские изделия, включенные в перечень N1 Постановления Правительства N 102.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о несостоятельности довода подателя жалобы о нарушении заказчиком положений Постановления Правительства РФ N102 в части включении в один лот медицинских изделий, включенных в перечень N1 Постановления Правительства РФ и невключенных в него.
Кроме того, довод подателя жалобы о том, что для медицинских инструментов "Эндоигла, для пневмоперитонеума по Верешу" и "Игла эндоскопическая, общего назначения, одноразового использования" отсутствует какой-либо код ОКПД 2, КТРУ, не находит своего подтверждения в виду следующего.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 (далее - Правила использования КТРУ), каталог используется заказчиком в целях писания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Пунктом 4 Правил использования КТРУ предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 настоящих Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Таким образом, при описании объекта закупки заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию КТРУ при ее наличии.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении закупки в разделе "объект закупки" напротив каждого из перечисленных медицинских инструментов установлен код ОКПД2 32.50.13.110.
При этом заказчиком не установлены позиции КТРУ для медицинских инструментов "Эндоигла, для пневмоперитонеума по Верешу", "Игла эндоскопическая, общего назначения, одноразового использования", поскольку к данным медицинским инструментам нет соответствующих позиций КТРУ.
Таким образом, учитывая, что каталог товаров работ и услуг не содержит соответствующих позиций КТРУ, относящихся к предмету закупки, в действиях заказчика отсутствует нарушение статьи 42 Закона о контрактной системе.
Относительно довода подателя жалобы о том, что заказчик усложняет техническое задание путем совмещения товаров, которые должны быть закуплены путем проведения отдельных аукционов, совмещая в одном лоте товары с разными технологическими процессами производства, а именно: наряду с одноразовыми медицинскими инструментами (позиция N46 "Щипцы захватывающие лапароскопические одноразового использования код КТРУ 32.50.13.190-00007406, N60 "Игла эндоскопическая, общего назначения, одноразового использования), требуются к поставке многоразовые инструменты (позиции N6-32, 34-45, 47-58 "Иглодержатель, многоразового использования"), Комиссия сообщает следующее.
Закон о контрактной системе не устанавливает требований к порядку формирования предмета закупки. При формировании предмета закупки, то есть при объединении товаров в один предмет контракта, следует исходить из технологической и функциональной взаимосвязи товаров.
В данном случае, объектом закупки является поставка с доставкой лапароскопических инструментов.
Из пояснений заказчика следует, что все позиции описания объекта закупки (Приложение N 1 к извещению о проведении закупки) имеют общую сферу применения - абдоминальная хирургия и общее целевое назначение - проведение лапароскопических операций пациентам. Кроме того, приобретаемые инструменты для лапароскопической хирургии взаимосвязаны функционально и технологически между собой, поскольку служат для достижения единой цели и объединены единой медицинской областью применения.
Таким образом, закупаемые заказчиком медицинские инструменты, являющиеся объектом одного лота закупки N 0119200000122011210 имеют между собой технологическую и функциональную связь, что не образует факта нарушения положений Закона о контрактной системе
Кроме того, исходя из имеющейся информации, представленной в рамках рассмотрения жалобы Комиссия не нашла подтверждения доводу подателя жалобы о том, что заказчиком при описании товара, соответствующего позициям N 54-55 "Иглодержатель, многоразового использования", устанавливаются характеристики таким образом, что единственным походящим товаром может быть только товар производителя - KARL STORZ (Германия), ввиду следующего.
Из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Как следует из пояснений заказчика и имеющейся в материалах жалобы информации, заказчиком перед проведением закупки была проанализирована линейка медицинских изделий необходимого профиля, соответствующих объекту закупки. Под описание объекта закупки, установленное в документации подходят как минимум два производителя: Karl Storz (Германия), НПФ Элмед (Россия), что подтверждается имеющейся в материалах жалобы N024/06/106-2442/2022 таблицей эквивалентов.
Кроме того, заказчиком в получено письмо ООО Научно-Производственная Фирма Элмед N 18 от 14.09.2022 года о возможности поставить товар, соответствующий Описанию объекта закупки, по позициям N 54-55.
Данное обстоятельство опровергает довод подателя жалобы об отсутствии эквивалентных товаров, соответствующих характеристикам позиций товаров N54-55, изложенным в описании объекта закупки (приложение N1 к извещению)
Кроме того, факт отсутствия ограничения конкуренции при проведении электронного аукциона подтверждается предоставленными коммерческими предложениями, подтверждающими наличие на момент проведения закупки на товарном рынке предложений к реализации товара, являющегося объектом закупки и соответствующего техническим характеристикам. Вместе с тем, на участие в закупке подано 2 заявки разных производителей, что позволяет сделать однозначный вывод о несостоятельности доводов подателя жалобы.
На основании системного сопоставления доводов подателя жалобы, положений действующего законодательства и фактических обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "КрасМедСервис" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дудараева |
|
|
Члены Комиссии: |
М.А. Грицай |
|
|
|
О.П. Чупрунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 сентября 2022 г. N 024/06/106-2442/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2022