Дата оглашения решения: 15 сентября 2022 года город Иваново
Дата изготовления решения: 20 сентября 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Боровкова А.В. - руководителя управления;
членов Комиссии: Дмитриевой Н.А. - ВрИО начальника отдела контроля в сфере закупок, Притумановой Ю.К. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
в отсутствие представителей Палехского художественного училища им. М. Горького (далее - Заказчик), ИП Кремешковой А.А. (далее - ИП Кремешкова, Заявитель) (уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),
рассмотрев жалобу ИП Кремешковой на действия Палехского художественного училища им. М. Горького при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт спортивного зала и кровли над актовым и спортивным залом (извещение 0333100007422000001), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
08.09.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ИП Кремешковой на действия Палехского художественного училища им. М. Горького при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт спортивного зала и кровли над актовым и спортивным залом (извещение 0333100007422000001).
Согласно первому доводу жалобы, Палехское художественное училище им. М. Горького проводит закупку на капитальный ремонт объектов капитального строительства, вместе с тем, Заказчиком не установлены дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N2571).
Согласно второму доводу жалобы, Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о наличии выписки о членстве в саморегулируемой организации в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - СРО).
Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что Палехское художественное училище им. М. Горького не согласно с жалобой Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.
Рассмотрев представленные ИП Кремешковой, Палехским художественным училищем им. М. Горького документы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
31.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение 0333100007422000001 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт спортивного зала и кровли над актовым и спортивным залом.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:
- начальная (максимальная) цена контракта - 10 157 540,00 руб.;
- дата и время окончания срока подачи заявок - 08.09.2022 10:33;
- дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 08.09.2022;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 09.09.2022;
- в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.09.2022 NИЭА1 на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка с идентификационным номером 122 (ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "РЕНЕССАНС"), которая была признана соответствующей извещению и Закону о контрактной системе. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.
В согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства N2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, а также определен исчерпывающий перечень возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок таким требованиям.
Предметом закупки является капитальный ремонт спортивного зала и кровли над актовым и спортивным залом.
В соответствии с п. 10 Постановления Правительства N2571 при выполнении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) устанавливаются следующие дополнительные требования:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Соответствие участника закупки вышеуказанным требованиям должно подтверждаться следующими документами:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В извещении о проведении закупки вышеуказанные дополнительные требования отсутствуют. Таким образом, Заказчиком нарушены ч. 2 и ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ в редакции, действовавшей до 30.04.2022, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
На основании ч. 1 ст. 58.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что в случае, если объектом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства и начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, в извещении о проведении закупки указывается требование к участникам закупки о членстве в СРО.
Таким образом, не установив в извещении о проведении электронного аукциона требования к участникам закупки о членстве в СРО, Заказчик нарушил положения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
С момента регистрации на официальном сайте ИП Кремешкова не исполнила ни одного контракта, в указанной закупке не участвовала.
ИП Кремешкова своих представителей на рассмотрение жалобы Комиссией Ивановского УФАС России не направила, документы, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов ИП Кремешковой, представлены не были.
Вместе с тем, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный гл. 6 Закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов. Действия контрольного органа в сфере закупок не должны создавать условия для аннулирования закупки только для целей ее повторного проведения, поскольку это не предусмотрено Законом о контрактной системе и способно привести к тому, что государственные нужды длительное время останутся неудовлетворенными (п. 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N1 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020).
При таких обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что выявленные нарушения в действиях Заказчика не могли нарушить права и законные интересы Заявителя.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Кремешковой на действия Палехского художественного училища им. М. Горького при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт спортивного зала и кровли над актовым и спортивным залом (извещение 0333100007422000001) обоснованной.
2. Установить в действиях Палехского художественного училища им. М. Горького нарушения п. 1 ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием нарушения прав заявителя.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: ______________________________ А.В. Боровков
Члены Комиссии: ______________________________ Н.А. Дмитриева
_____________________________ Ю.К. Притуманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 20 сентября 2022 г. N 037/06/31-473/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2022