Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Карауловской А. К. - помощника руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей сторон:
от уполномоченного органа - Самсонова А.А.;
от общества - Нугаева А.Р., Проценко В.В.;
от заказчика - Федоров Е.В., Нергеш Ю.С.;
рассмотрев материалы дела N065/06/104-532/2022 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИК "НИИ КВОВ";
УСТАНОВИЛА:
07.09.2022 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила информация Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" города Южно-Сахалинска (ИНН 6501238975) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Инжиниринговая компания "Научно-исследовательский институт коммунального водоснабжения и очистки воды" (ИНН 7733759144), место нахождения: 125371, 77 Москва, Москва, Волоколамское шоссе, 87 стр. 1, в том числе в отношении директора Жабина Геннадия Григорьевича (ИНН 501204991820) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора), по результатам запроса предложений в электронной форме по объекту: "выполнение пусконаладочных работ "под нагрузкой" и проведение опытной эксплуатации комплекса канализационных очистных сооружений по объекту: "Реконструкция и строительство объектов коммунальной инфраструктуры (Реконструкция очистных сооружений ОСК-7 в г.Южно-Сахалинске)"" (извещение N 0161300000119000605) (далее - закупка).
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассматривает информацию о включении Общество в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (часть 8 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), в частности: порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении.
В п.п. "а, б" п. 13 разд. III. "Порядок рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении" указанного выше постановления, сказано, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту 15 раздела III орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Изменение, расторжение контракта регулируется статьей 95 Закона о контрактной системы.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте; 2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив представленные в материалы дела документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок установила следующее.
Заказчиком 24.08.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещено на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок.
Между ООО "ИК "НИИ КВОВ" (Подрядчик) и МКУ УКС города Южно-Сахалинска (Заказчик) 21.05.2019 г. был заключен муниципальный контракт N032-060-19 на выполнение пусконаладочных работ "под нагрузкой" и проведение опытной эксплуатации комплекса канализационных очистных сооружений по объекту: "Реконструкция и строительство объектов коммунальной инфраструктуры (Реконструкция очистных сооружений ОСК-7 в г. Южно-Сахалинске)" (далее - Контракт).
Цена Контракта - 53 994 987 (Пятьдесят три миллиона девятьсот девяносто четыре тысячи девятьсот восемьдесят семь) рублей, в т.ч. НДС 20% (согласно Дополнительного соглашения N4 от 11.05.2021 г. к Контракту).
Срок выполнения работ по Контракту - 31.03.2022 г. (согласно Дополнительного соглашения N5 от 02.12.2021 г. к Контракту).
Пусконаладочные работы - работы, выполняемые после монтажа оборудования, предполагающие передачу от заказчика строительства подрядчику надлежащим образом смонтированного оборудования для пуско-наладки. При этом, в случае выявления недостатков в строительно-монтажных работах (ненадлежащем качестве монтажа оборудования, иных строительных работ, отсутствии каких-либо деталей оборудования и т.д.) пусконаладочная организация не сможет приступить к выполнению и выполнить в полном объеме пусконаладочные работы до полного устранения выявленных дефектов.
Следовательно, перед началом выполнения пусконаладочных работ Заказчик обязан передать Подрядчику смонтированное оборудование для выполнения работ по Контракту.
Фактически, в период исполнения Контракта Подрядчиком были выявлены недостатки в строительно-монтажных работах в отношении оборудования, подлежащего пуско-наладке, о чем Заказчик был незамедлительно уведомлен (уведомление Подрядчика о приостановлении работ исх. N612 от 06.11.2019 г.). Впоследствии, учитывая высокую социальную значимость Объекта, Подрядчик по согласованию с Заказчиком приступил к поэтапному выполнению работ по Контракту.
В феврале 2022 года на основании ст.716 ГК РФ Подрядчик уведомил Заказчика о приостановлении работ по Контракту, поскольку значительная часть ранее выявленных недостатков так и не была устранена Заказчиком и окончание выполнения пусконаладочных работ невозможно (уведомление Подрядчика о приостановлении работ исх.N09/2022-сах/ООО от 16.02.2022 г.)
Учитывая очередную приостановку работ на Объекте с 16.02.2022 г. и в целях минимизации убытков на период простоя по не зависящим от Подрядчика причинам, Подрядчиком было принято решение о выводе части персонала Подрядчика с территории Объекта.
По состоянию на 16.02.2022 г. Подрядчиком выполнены работы по Контракту на общую сумму 38 579 062,83 (Тридцать восемь миллионов пятьсот семьдесят девять тысяч шестьдесят два рубля 83 копейки) рублей, что составляет ориентировочно 75% от общего объема работ по Контракту. При этом, сооружения Трансформаторных подстанций ТП-1 и ТП-2 (позиции 28.1 и 28.2 соответственно) в работу Подрядчика вообще не передавались, однако, исключить данные сооружения из общего объема работ по Контракту Заказчик отказался (стоимость работ по трансформаторным подстанциям составляет 1 464 128,40 рублей).
После получения информации от Заказчика о необходимости осмотра Объекта на предмет устранения замечаний в июле 2022 года Подрядчиком, Заказчиком и эксплуатирующей организацией был выполнен осмотр Объекта, однако, согласно акта осмотра от 22.07.2022 г., значительная часть ранее выявленных недостатков в строительно-монтажных работах (123 замечания) Заказчиком не устранена, о сроках их устранения Заказчик не сообщил. При этом от подписи акта осмотра Заказчик уклонился.
В адрес Подрядчика данное уведомление от Заказчика не поступало, информация о размещении одностороннего отказа Заказчика на сайте в адрес Подрядчика также не поступала.
Однако, Подрядчик, получив самостоятельно информацию об одностороннем отказе Заказчика, 02.09.2022 г. направил в адрес Заказчика соответствующие возражения по электронной почте и нарочно (исх.N193 от 02.09.2022 г.)
Предметом Контракта является выполнение Подрядчиком пусконаладочных работ комплекса канализационных очистных сооружений.
Для выполнения пусконаладочных работ Контрактом предусмотрены эксплуатационные затраты (техническая вода, канализация, химические реагенты, расходные материалы).
В процессе проведения пусконаладочных работ Подрядчиком используются реагенты - коагулянт "Аква-Аурат 30", флокулянт "PRAESTOL 852 BC", щавелевая кислота по ГОС 22180-76, объем применения которых напрямую зависит от выполняемых работ. Следовательно, Подрядчик закупал и поставлял на Объект реагенты в соответствии с фактически планируемым графиком выполнения пусконаладочных работ.
Доза применяемых реагентов корректируется Подрядчиком в процессе работы в большую или меньшую сторону в зависимости от концентрации фосфатов в сточной воде. При этом, реальный объем требуемых реагентов возможно оценить только после запуска сооружения Блока глубокой биологической очистки (позиция 08 -БГБО) на полную мощность. По мере выполнения пусконаладочных Подрядчиком производится уточняющий расчет объема реагентов, необходимого для окончания пусконаладочных работ, во избежание поставки на Объект излишнего объема реагентов.
Поскольку данные химические реагенты имеют короткий срок годности и требуют определенных условий хранения, в целях обеспечения товарной сохранности требуемых для текущей эксплуатации Объекта реагентов и недопущения их порчи, а также исходя из достаточности уже имеющихся (доставленных на Объект) реагентов, их избыточный объем не был поставлен ООО "ИК "НИИ КВОВ" на Объект; установить даже ориентировочную дату завоза следующей партии реагентов не представляется возможным в связи с отсутствием точной даты устранения ранее выявленных недостатков в строительно-монтажных работах и неопределенностью сроков возобновления пусконаладочных работ на Объекте.
Кроме того, на территории Объекта отсутствуют складские отапливаемые площади для единовременного размещения всего предусмотренного расчетом N1 объема реагентов (коагулянт - 216 000 кг, флокулянт - 1 800 кг, щавелевая кислота - 75 кг; суммарный объем реагентов составляет 187 куб.м.).
Таким образом, отсутствие на Объекте химических реагентов в полном объеме согласно условиям Контракта вызвано исключительно необходимостью соблюдения Подрядчиком правил складирования и хранения применяемых реагентов и распространения действия гарантий на используемые материалы. Отсутствие строительной готовности сооружений Объекта и вызванная данным обстоятельством невозможность расходования реагентов в проектных объемах являются ответственностью Заказчика и не могут считаться виной пусконаладочной организации.
Комиссия, проанализировав представленные документы, пришла к выводу о том, что Заказчиком принято решение об одностороннем отказе ввиду поставки реагентов в неполном объеме, когда предметом контракта является - выполнение пусконаладочных работ "под нагрузкой" и проведение опытной эксплуатации комплекса канализационных очистных сооружений по объекту: "Реконструкция и строительство объектов коммунальной инфраструктуры (Реконструкция очистных сооружений ОСК-7 в г.Южно-Сахалинске)". Тогда как поставка реагентов относится к эксплуатационным затратам (пункт 61 сводного сметного расчета) и составляет 15 349 947, 00 рублей. Тем не менее, обществом закупались реагенты по мере необходимости.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078.
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" города Южно-Сахалинска (ИНН 6501238975) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Инжиниринговая компания "Научно-исследовательский институт коммунального водоснабжения и очистки воды" (ИНН 7733759144), место нахождения: 125371, 77 Москва, Москва, Волоколамское шоссе, 87 стр. 1, в том числе в отношении директора Жабина Геннадия Григорьевича (ИНН 501204991820) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора), по результатам запроса предложений в электронной форме по объекту: "выполнение пусконаладочных работ "под нагрузкой" и проведение опытной эксплуатации комплекса канализационных очистных сооружений по объекту: "Реконструкция и строительство объектов коммунальной инфраструктуры (Реконструкция очистных сооружений ОСК-7 в г.Южно-Сахалинске)"" (извещение N 0161300000119000605) - в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: К.В. Солонин
Члены Комиссии: А.К. Карауловская
К.Л. Рашидханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 12 сентября 2022 г. N 065/06/104-532/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022