21 сентября 2022 г. г. Барнаул
Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кобякова В.А. - Врио заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок,
Членов комиссии:
Остапенко О.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Соколовой Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "СВС" - не явились, извещены;
от заказчика- Министерства здравоохранения Алтайского края, Истомина Александра Константиновича, Штарку Антону Александровичу, Коробанько Антону Сергеевичу;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", Полковниковой Натальи Сергеевны,
по обращению ООО "СВС" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком - министерством здравоохранения Алтайского края, уполномоченным учреждением - краевым государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Алтайского края" при проведении закупки N 0817200000322011860 "Поставка и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования".
Проверка начата: 15.09.2022 г., окончена 21.09.2022 г.
Место нахождение проверяемых организаций: Министерство здравоохранения Алтайского края - г. Барнаул, пр. Красноармейский, д.95а, КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" - г. Барнаул, Интернациональная ул., д. 122.
Место проведения контрольного мероприятия: 656050, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина 81.
Проверяемый период: с 06.09.2022 года по 21.09.2022 года.
УСТАНОВИЛА:
В УФАС по Алтайскому краю поступило обращение ООО "СВС" о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком - министерством здравоохранения Алтайского края, уполномоченным учреждением - краевым государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Алтайского края" при проведении закупки N 0817200000322011860 "Поставка и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования".
В обращении заявитель указывает, что заказчиком в извещении и описании объекта закупки указан код ОКПД 2 - 26.60.12.121, который входит в перечень радиоэлектронной продукции, установленный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 06.12.2021) "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") (далее - Постановление N 878). При этом, в нарушение требований ст. 14 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены ограничения, согласно положениям Постановления N 878. Заказчик не вправе указывать в извещении дополнительную информацию, дополнительные потребительские свойства, а обязан включать только информацию, предусмотренную КТРУ. Кроме того, требуемый заказчику товар имеет соответствующие ему позиции в КТРУ, которые позволяют заказчику выбрать необходимый код закупаемого товара.
Представители заказчика пояснили, что ограничения в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 при проведении закупки N 0817200000322011860 не устанавливались, поскольку закупаемый заказчиком товар не входит в перечень товаров, установленный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878. Описание объекта закупки соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе. При этом, КТРУ не содержит позиций на основе кода ОКПД 2 - 26.60.12.121 соответствующих потребностям заказчика в рамках проведения аукциона, в связи с чем у заказчика отсутствовала обязанность по применению КТРУ.
Представитель уполномоченного учреждения правовую позицию заказчика поддержала.
Ознакомившись с пояснениями представителей, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю закупок пришла к следующим выводам.
06.09.2022 г. уполномоченным учреждением - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru ) было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 06.09.2022 N 0817200000322011860.
В извещении и описании объекта закупки заказчиком указано, что к поставке требуется -комплекс для автоматизированной интегральной оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы и указан код ОКПД 2 - 26.60.12.121.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции в отношении которой установлены ограничения в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
В перечень утв. Постановлением N 878 входит следующая радиоэлектронная продукция - код ОКПД 2 - 26.60.12.121 электроэнцефалограф, электромиограф, спирограф, соответствующие кодам 152710, 232490, 260980, 291870, 291820, 291830, 292080 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
При рассмотрении обращения было установлено, что заказчику требуется комплекс для автоматизированной интегральной оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы (товарный знак МИКАРД R), которому соответствует код ОКПД 2 - 26.60.12.121, а также конкретный код вида медицинского изделия - 269170. Указанные обстоятельства подтверждаются описанием объекта закупки, регистрационным удостоверением на медицинское изделие N ФСР 2009/06116 от 08.06.2017 г., информацией с официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения РФ https://roszdravnadzor.gov.ru.
Учитывая вышеизложенное приобретаемое заказчиком медицинское изделие (код вида медицинского изделия - 269170) не входит в перечень радиоэлектронной продукции утвержденный Постановлением N 878 (коды вида медицинского изделия - 152710, 232490, 260980, 291870, 291820, 291830, 292080 вида медицинского изделия).
Таким образом, заказчик правомерно не установил ограничения в соответствии с Постановлением N 878, нарушения требований ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе не установлено.
Согласно п. 1, ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Вместе с извещение заказчиком размещен документ описание объекта закупки.
В описании объекта закупки заказчиком установлено, что закупка осуществляется в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, а именно - по причине несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком, в рамках дооснащения существующего консультационно-диагностического центра на базе КГБУЗ "Алтайский краевой кардиологический диспансер".
Технические, функциональные и качественные характеристики товара (показатели, требования, условные обозначения, терминология), не установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, законодательством Российской Федерации в сфере закупок (в том числе - Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), определены Государственным заказчиком исходя из потребности конкретных лечебных учреждений, уровня и специфики оказания медицинской помощи, наличия подготовленных кадров и материальной базы.
Таким образом, заказчик установил технические, качественные, функциональные и эксплуатационные характеристики товара исходя из своей потребности и в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие правила установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Техническим заданием установлено, что Заказчику требовалось поставить - комплекс для автоматизированной интегральной оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы (товарный знак МИКАРД R), которому соответствует код ОКПД 2 - 26.60.12.121.
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 г. N Д28и-1033, Заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки.
В соответствии с п. 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Заявитель в обращение указывает, что Заказчик должен был использовать позиции предусмотренные КТРУ выбрав при этом необходимый код закупаемого товара.
Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно пункту 12 Правил формирования и использования КТРУ, код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Начальные 9 цифр кода КТРУ являются персонифицированными сведениями о товаре (работе или услуге), которые имеют в основе код ОКПД 2. Последующие 8 разрядов являются номером конкретной позиции, который присваивается в порядке возрастания.
Таким образом, первые 9 цифр кода КТРУ являются идентичными ОКПД 2.
Сам факт формирования кода позиции КТРУ на основе ОКПД 2 позволяет заказчикам идентифицировать предмет закупки в привязке к коду позиции каталога.
Как было указано выше, заказчиком при проведении аукциона использован ОКПД 2- 26.60.12.121.
При рассмотрении обращения было установлено, что КТРУ не содержит позиции на основе кода ОКПД 2 - 26.60.12.121, соответствующих потребностям заказчика.
При этом, Законом о контрактной системе не регламентированы правила отнесения товаров к конкретному коду КТРУ. Заказчики самостоятельно определяют наиболее подходящий код КТРУ объекту закупки.
В рассматриваемом случае код КТРУ заказчиком не установлен, в связи с отсутствием позиции КТРУ соответствующей закупаемому медицинскому оборудованию.
Кроме того, определение потребности в товарах, работах и услугах прерогатива заказчика и не может быть поставлена в зависимость от наличия, отсутствия и возможности поставки товара каким-либо определенным лицом.
В соответствии с п. 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), это не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Как указано в Обзоре, заказчики, осуществляющие закупку, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Задачей законодательства о размещении заказа является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ) (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11604/12 от 29.01.2013).
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
В действиях заказчика - министерства здравоохранения Алтайского края, уполномоченного учреждения - краевого государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Алтайского края" при проведении закупки N 0817200000322011860 "Поставка и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Решение составлено на 3 (трех) листах / 5 (пяти) страницах.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _____________________________ В.А. Кобяков
Члены Комиссии: ____________________________ О.О. Остапенко
____________________________ Е.С. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 21 сентября 2022 г. N 102-ВП/2022 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - ктру - государственные и муниципальные нужды - министерство здравоохранения - изделия медицинского назначения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2022