Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
- Рощупкина Ю.В. - член Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Коростылева Е.В. - член Комиссии, специалист первого разряда,
при участии представителя ООО "ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ":
- Пинькевич (доверенность от 02.09.2022 года б/н),
при участии представителей департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области:
- Ложкиной М.А. (доверенность от 12.09.2022 года, N 43-01-23/7273),
- Седых И.И. (доверенность от 18.01.2022 года N 43-01-23/7274),
- Ащеуловой И.В. (доверенность от 12.09.2022 года N 43-01-23/7275),
при участии представителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области:
- Куракиной Г.С. (доверенность от 31.12.2021 года N1),
рассмотрев жалобу ООО "ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ" на действия департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной документации "Расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области" (номер извещения 0131200001022009299),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ" (далее - Заявитель) на действия департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной документации "Расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области" (номер извещения 0131200001022009299) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), что выразилось в незаконном отнесении реки к линейным объектам и объекту капитального строительства, не описаны и необоснованно изложены виды экспертиз и органы для проведения данных экспертиз, установлен короткий срок для выполнения работ такого вида, не перечислены все организации с которыми требуется согласовать проведение работ.
Заказчик, Организация, осуществляющая размещения с доводами, изложенными в жалобе не согласны, предоставлены письменные возражения на жалобу.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
29.08.2022 года в Единой информационной системе размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 29.08.2022 N 0131200001022009299 (далее - Извещение).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 3 504 850,24 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по разработке проектной документации "Расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области".
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения электронного аукциона.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в форме электронного документа.
Так, файлом "Приложение 3 - Усмань с. Горки 9771.doc" Заказчиком представлено Описание объекта закупки, в соответствии с которым предметом закупки является выполнение работ по разработке проектной документации на расчистку русла реки.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Заказчиком в извещении и требованиях к составу заявки установлено требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: "Копия действующей в соответствии с законодательством выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" в области архитектурно-строительного проектирования с правом выполнять работы по договору, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров. Предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (уровень ответственности участника закупки) должен быть не ниже предложения о цене контракта. Цена контракта, предложенная участником закупки, не должна превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду возмещения вреда, предусмотренный ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Вместе с тем, из части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
Согласно части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, архитектурно-строительное проектирование, включая результат указанной деятельности, представляет собой подготовку проектной документации в отношении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
При этом частью 4 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Частью 13 ст. 48 Грк РФ определено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции.
В соответствии с п. 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением N87 (далее - Положение), настоящее Положение устанавливает состав разделов проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и требования к содержанию разделов такой проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта различных видов объектов капитального строительства (включая линейные объекты), в том числе состав разделов проектной документации и требования к содержанию разделов такой проектной документации на отдельные этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Как определено п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ, линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Из прямого толкования приведенных норм законодательства следует, что разработка проектной документации по расчистке русла реки не относится к объектам капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту и пр., в связи с чем установление в извещении требования о членстве в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 8 технического задания Аукциона необходимо, в том числе "Обеспечить предоставление необходимых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации документов для проведения экспертизы, представление проектной документации и результатов инженерных изысканий "Расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области" на экспертизу, включая сметный раздел, и ее дальнейшее сопровождение. Обеспечить защиту документации в экспертных и иных органах и ее сопровождение: доработка и корректировка проектной документации по замечаниям экспертизы проводится за счет собственных средств Подрядчика. Обеспечить получение положительного заключения экспертизы проектной документации, в том числе положительного заключения экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, выполнить доработку проектной документации по замечаниям (корректировка документации проводится за счет собственных средств Подрядчика)".
По мнению Заявителя отсутствие описания и видов экспертиз и органов для проведения данных экспертиз является нарушением статьи 8 Закона о контрактной системе", так как "Данная характеристика объекта закупки носит дискреционный, предусматривающий слишком широкий предел усмотрения Заказчика при приемке выполненных работ, ведь Заказчик не определил конкретно, с какими организациями Подрядчик должен согласовать подготовленную документации, какими конкретно актами установлен порядок этого согласования. Следовательно, в случае победы в закупке "не своего" Подрядчика Заказчик будет иметь возможность отказать в приемке, по причине отсутствия какого-либо согласования".
Как следует из предоставленных сторонами документов и пояснений, системном толковании части 1 статьи 49, пункта 10 статьи 1 ГрК РФ, пунктов 13 (1), 16 (2) "Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Порядок проведения государственной экспертизы), государственная экспертиза, предусмотренная ГрК РФ, не проводится в отношении документации, подготавливаемой для производства работ по увеличению пропускной способности русел рек, их расчистке, дноуглублению, расчистке водоемов и водотоков от донных отложений, берегоукреплением водных объектов, если при этом не предусматривается строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Согласно Положению о порядке проведения государственной экспертизы соответствующие заявления и документация принимаются для экспертизы лишь в случае наличия у объектов расчистки, дноуглубления, спрямления водных объектов признаков капитального строительства согласно определению, приведенному в пункте 10 статьи 1 ГрК РФ.
При отсутствии у данных объектов признаков объекта капитального строительства может проводится только проверка правильности определения сметной стоимости работ по проведению соответствующих мероприятий.
Как следует из разъяснений организаций, проводящих экспертизу проектной документации (предоставлены Заявителями), направленным по аналогичным объектам закупки (подготовка проектной документации на расчистку русел рек), проведение государственной экспертизы проектной документации на данный объект, в том числе в части проверки достоверности определения сметной стоимости объекта, и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, не требуется (часть 1 статьи 49, часть 2 статьи 83 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В отношении сметы на данный объект возможно проведение её проверки (письмо ГАУ Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан от 27.04.2022 N 03/270-5, письмо ГАУ "Государственная экспертиза Забайкальского края" от 02.06.2022 N 301/22).
При этом, в ответе на запрос о разъяснении положений извещения Заказчик указывает: "В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Исходя из указанной нормы в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком было установлено условие о проведении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в целях оценки проектной документации, в том числе в части проверки достоверности определения сметной стоимости, и результатов инженерных изысканий, а также в части нормирования и ценообразования при проектировании".
Вместе с тем в рассматриваемом случае отсутствуют нормативные документы, определяющие порядок выполнения экспертизы (не государственной) проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проверка достоверности определения сметной стоимости для объектов не капитального строительства.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в нарушение ст. 33 Закона о контактной системе Заказчик устанавливает требования не основанные на нормах законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 4 раздела 8 Описания объекта закупки после проведения проектных работ Подрядчик обязан выполнить необходимые согласования с соответствующими органами в установленном порядке.
При этом, отсутствует перечень организаций, с которыми необходимо провести согласование, что создает неопределенность при выполнении работы, а также не позволяет определить полный объем работ, подлежащих исполнению и создает правовую неопределенность во взаимоотношениях заказчика и исполнителя.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России усматривает нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Согласно разделу 3 проекта контракта, начало выполнения работ - с даты заключения Контракта; Окончание выполнения работ - по 12.12.2022;
К сроку завершения работ, предусмотренному Контрактом, Подрядчик обязан обеспечить выполнение всех работ и передать Заказчику полностью соответствующий условиям Контракта результат работ, в том числе с положительным заключением экспертизы.
Как следует из размещенных документов и пояснений Заявителя данный срок с учетом проведения аукциона 09.09.2022 года, срока на заключение государственного контракта 10 рабочих дней приходится на 23.09.2022 года и датой окончания выполнения работ 12.12.2022года составляет 80 календарных дня или менее 2,5 месяцев.
При этом, в указанный срок включено: сбор и анализ исходных данных, необходимых для разработки проектной документации в соответствии с положениями предусмотренными МДС 11 - 18. 2005, инженерные изыскания в объеме достаточном для разработки проектных решений и получения положительного заключения экспертиз, разработку проектной документации, согласование с заинтересованными организациями, проведение экспертизы, корректировку по замечаниям экспертизы, рассмотрение и утверждение Заказчиком.
В тоже время, как следует из пояснения сторон, согласно п. 4.13 - п. 4.14 СП 47.13330.2016 (Свод правил. Инженерные изыскания для строительства) задание составляется и утверждается заказчиком. Требования задания к срокам выполнения инженерных изысканий не должны противоречить технологическим срокам выполнения различных видов работ в составе инженерных изысканий, установленных соответствующими НД.
Приказом Минстроя РФ от 15.05.2020 N 264/ПР "Об установлении срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений, в целях расчета срока договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" установлено, что для объектов площадью 30 000 м2 и более срок, необходимый для инженерных изысканий, составляет 6 месяцев; для осуществления проектирования - 15 месяцев.
Кроме того, по аналогичным закупкам, проведенным Заказчиком, срок выполнения работ составлял больший временной период. Например, закупка N 0131200001021005449, где срок выполнения работ составил 3,5 месяца; N0131200001021000823 срок выполнения работ 6 месяцев; N 0131200001020013662 срок выполнения работ 5 месяцев и тд.
Из совокупности предоставленных сведений, с учетом отсутствия информации о конкретных органах от которых необходимо получить согласование, сроков необходимых для проведения инженерные изыскания в объеме достаточном для разработки проектных решений и получения положительного заключения экспертиз, разработку проектной документации, согласование с заинтересованными организациями, проведение экспертизы, корректировку по замечаниям экспертизы, рассмотрение и утверждение Заказчиком, сроков установленных Заказчиком при проведении ранее аналогичных закупок, непредставление со стороны заказника письменного обоснования установленных сроков исполнения работ, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений статьи 8, 33, 42 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ" на действия департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной документации "Расчистка русла реки Усмань в районе с. Горки Новоусманского муниципального района Воронежской области" (номер извещения 0131200001022009299) обоснованной.
2. Признать в действиях департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области нарушения части 3 статьи 7, статьи 8, части 6 статьи 31, статьи 33, статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области не выдавать, в связи с выдачей предписания по делу N 036/06/31-975/2022.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Е.В. Коростылева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 20 сентября 2022 г. N 036/06/42-981/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2022