Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
Качкин И.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела,
при участии представителя ООО НИЦ "БАШКОРТОСТАН":
- Воленко Максима Андреевича (доверенность от 08.02.2022 года N1),
при участии представителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области:
- Куракиной Галины Сергеевны (доверенность от 29.12.2021 года N1),
при участии представителя БУЗ ВО "Россошанская РБ":
- Анпилогова А.В. (доверенность от 19.08.2022 года б/н),
рассмотрев жалобу ООО НИЦ "БАШКОРТОСТАН" на действия заказчика БУЗ ВО "Россошанская РБ" при проведении закупки на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения для нужд БУЗ ВО "Россошанская РБ" (реестровый номер закупки 0131200001022009851)
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО НИЦ "БАШКОРТОСТАН" (далее - Заявитель) на действия заказчика БУЗ ВО "Россошанская РБ" (далее - Заказчик) при проведении закупки на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения для нужд БУЗ ВО "Россошанская РБ" (реестровый номер закупки 0131200001022009851) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части неприменения национального режима в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) и требованиями Постановления Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчик и организатор торгов с доводами не согласились предоставили письменные и устные возражения.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к следующим выводам.
08.09.2022 года в единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона от 08.09.2022 N 0131200001022009851 (далее - Извещение).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 990740.40 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения электронного аукциона.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, содержит, в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Исходя из требований ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Как указано выше объектом закупки является выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения, при этом в рамках выполнение работ исходя из локального сметного расчета "Выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения для нужд БУЗ ВО "Россошанская РБ"", предполагается поставка и монтаж товара "Устройство оптико-(фото)электрическое: прибор оптико-электрический в одноблочном исполнении (видеокамера)".
Комиссией установлено, что товар "Видеокамера" относиться к коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) к коду 26.40.33.
Согласно пункту 2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Неотъемлемой частью любого электронного оборудования (устройства), является программное обеспечение, обеспечивающее его функционирование и выполняющая функцию системы управления.
В связи с чем заказчик должен был установить запрет согласно подпункту "а" пункта 2.1 ПП РФ 1236, т.к. "Видеокамера" является непосредственно материальным носителем встроенного программного обеспечения. Согласно сведениям единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных к классам программного обеспечения относится также встроенное программное обеспечение.
Согласно пояснениям Заказчика, на видеокамера, ни программное обеспечение не является предметом закупки, в связи с чем оснований для применения запрета, предусмотренного Постановлением N 1236, не имеется.
Однако Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что в реестре российского программного обеспечения содержатся сведения о регистрации программного обеспечения для применения на цифровых камерах видеонаблюдения (реестровая запись N 12466 от 30.12.2021).
Вместе с тем в Извещении, не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 1236, а также не размещено обоснование невозможности применения запрета, предусмотренного Постановлением N 1236.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного нарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Кроме того, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает следующее.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Как уже отмечалось ранее, описание объекта закупки приведено в виде локально сметного расчета и не содержит технических характеристик камер видеонаблюдения, поставляемых в рамках выполнения работ по закупке.
При это Заказчик пояснил, что так как указанный товар не ставиться на баланс, то и характеристики указывать обязанности нет.
Комиссией Воронежского УФАС России довод заказчика считает несостоятельным по следующему основанию.
Поставляемый в рамках выполнения работ товар, а именно: оборудование, не является расходным или строительным материалом, используемым при выполнении работ.
Данный товар принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
При указанных обстоятельствах заказчик при проведении закупки обязан требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии).
Данная позиция подтверждается Письмом ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)".
Более того, входе заседания Заказчиком было озвучено, что при расчете начальной (максимальной) цены контракта было взято конкретное оборудование с конкретными характеристиками, которое в том числе указано в рабочей документации.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Воронежского УФАС России также отмечает, что камера видеонаблюдения относится в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 к коду 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое", который, в свою очередь, входит в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Указанное обстоятельство является основанием для установления в извещении и документации об электронном аукционе ограничений на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Однако Извещение о проведении закупки ограничений, установленных Постановлением Правительства о РФ от 10.07.2019 N 878 не содержит.
Таким образом, Заказчик, не установив в извещении и документации об электронном аукционе ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", допустили тем самым нарушения части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, которые содержат в себе признаки события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что выявленное нарушение не повлияло на результаты торгов, определение победителя, иного в материалы дела не предоставлено.
Более того, в соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки имеет право обжаловать действия (бездействие) субъекта контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, однако в ходе рассмотрения жалобы Заявитель не предоставил объяснения как спорная позиция препятствовала подачи заявки на участие в закупке.
Также Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что жалоба ООО НИЦ "БАШКОРТОСТАН" подана за день до окончания срока подачи заявок, тот факт, что ООО НИЦ "БАШКОРТОСТАН" не воспользовались правом направить разъяснения положений извещения и приложенных к нему документов, а также факт подачи семи заявок на участие в закупке и достигнутой экономии более 30 процентов.
Таким образом, в соответствии с абзацем вторым пункта 3.35 Административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которому Комиссия вправе не выдавать предписание, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения, так как материалами жалобы не подтверждено, что выявленное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО НИЦ "БАШКОРТОСТАН" на действия заказчика БУЗ ВО "Россошанская РБ" при проведении закупки на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения для нужд БУЗ ВО "Россошанская РБ" (реестровый номер закупки 0131200001022009851) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушения не выдавать.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.В. Качкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 23 сентября 2022 г. N 036/06/14-999/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2022