Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>- заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИРБИС" (далее - ООО "ИРБИС", общество, заявитель) на действия департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его комиссии по осуществлению закупок (далее - ДКС Администрации г. Омска, уполномоченный орган, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту БУК г. Омска "КДЦ "Иртыш" (Реестровый номер 33.1083.22) (извещение N 0152300011922001084) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд бюджетного учреждения культуры города Омска "Культурно-досуговый центр "Иртыш" (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заказчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - <_.>, директора общества,
уполномоченного органа - <_> (доверенность N 2 от 12.04.2022), <_> (доверенность N 6 от 20.09.2022),
общества с ограниченной ответственностью "РСИ" (далее - ООО "РСИ", победитель) - <_.> (доверенность N 0010/22 от 10.09.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9012э от 13.09.2022) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Жалоба также содержала доводы в части обжалования положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Учитывая изложенное, доводы жалобы в части обжалования положений извещения об осуществлении Комиссией рассмотрены быть не могут.
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 30.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 4089622,80 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 07.07.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы от четырех участников закупки, лучшее ценовое предложение в размере 3517075,44 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 112536673 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.09.2022 заявки трех участников закупки признаны не соответствующими требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки.
Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта цену контракта 3537523,56 руб. (ООО "РСИ", идентификационный номер заявки 112567342).
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного органа, заявителя, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе указано, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно была отклонена заявка заявителя, поскольку прилагаемые обществом к заявке на участие в закупке документы позволяют обществу выполнять работы, предусмотренные объектом закупки.
ДКС Администрации г. Омска представлен (вх. N 9138э от 16.09.2022) отзыв на жалобу, согласно которому нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок по признанию заявки общества не соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона отсутствуют.
На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 такого закона, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если таким законом предусмотрена документация о закупке) (часть 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе).
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 такого закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного закона (при наличии такого требования).
Исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в конкурентном способе закупки, установлен в части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 такого закона, если иное не предусмотрено данным законом.
В извещении о проведении электронного аукциона в разделе: "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ" указано:
"Установлено в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений": действующая лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием следующего вида работ (услуг):- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ".
Пунктом 1.1.2 электронного документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" извещения об осуществлении закупки установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе: "Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ):
действующая лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием следующего вида работ (услуг):
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Участник закупки вправе предоставить действующую лицензию, либо сведения о конкретной лицензии, предусмотренные ч. 8 ст. 21 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в виде выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятии решения".
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 такой статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 данного закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.09.2022 заявка ООО "ИРБИС" (идентификационный номер заявки 112536673) отклонена со следующим обоснованием принятого решения: "на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ, несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": участником в составе заявки не представлена действующая лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием следующего вида работ (услуг): монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, либо сведения о конкретной лицензии, предусмотренные частью 8 статьи 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в виде выписки из реестра лицензий, либо копии акта".
Из представленных ООО "РТС-тендер" (вх. N 9133э от 16.09.2022) на запрос Омского УФАС России заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, участником закупки с идентификационным номером заявки 112536673 (ООО "ИРБИС") в качестве документов, подтверждающих его соответствие требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в составе заявки представлены:
- уведомление Главного управления МЧС России по Омской области N 73 от 19.11.2021 о предоставлении лицензии;
- выписка из реестра лицензий ГУ МЧС России по Омской области от 10.03.2022.
Вместе с тем в представленной обществом выписке из реестра лицензий ГУ МЧС России по Омской области от 10.03.2022 отсутствовал вид работ: "монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ".
Комиссия отмечает, что с 01.03.2022 вступили в силу изменения в Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128, которые предусматривают, что работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ подлежат лицензированию.
Комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа была проведена проверка сведений, содержащихся в реестре лицензий на предмет возможного внесения изменений, которой установлено, что в Реестре лицензий МЧС России по Омской области у ООО "ИРБИС" в составе работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отсутствует вид работ "монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ", на необходимость наличия которого было указано в извещении об осуществлении закупки.
При этом следует отметить, что в силу специальной правоспособности (абзац второй пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации) не допускается привлечение к выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ организаций, не имеющих соответствующих лицензий (на указанное обращено внимание МЧС России в информационном письме от 07.06.2022 N М-19-975).
Следует отметить, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие в лицензии на дату подачи заявки вида работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Доводы, изложенные в жалобе о неправомерности установления заказчиком, уполномоченным органом требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием вида работ "монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ" помимо того, что не подлежат рассмотрению Комиссией в связи с истечением срока для обжалования положений извещения об осуществлении закупки, также оценивается Комиссией критически, поскольку заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем, презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий.
С учетом указанного, Комиссия, установив несоответствие заявителя требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, пришла к выводу о том, что комиссия по осуществлению закупок уполномоченного органа правомерно отклонила заявку общества, в связи с чем жалоба признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИРБИС" на действия департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту БУК г. Омска "КДЦ "Иртыш" (Реестровый номер 33.1083.22) (извещение N 0152300011922001084) для нужд бюджетного учреждения культуры города Омска "Культурно-досуговый центр "Иртыш".
2. На основании пункта 1 части 2 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе доводы жалобы в части обжалования положений извещения об осуществлении закупки не рассматривать.
Председатель Комиссии |
<_.> |
Члены Комиссии |
<_> <_.> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 20 сентября 2022 г. N 055/06/48-747/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022