Резолютивная часть оглашена 15 сентября 2022 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <...>, в присутствии представителя Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования "Академия права и управления федеральной службы исполнения наказаний" (далее - Заказчик, Академия ФСИН России) <...>, в присутствии представителя ИП <...> (далее - ИП <...>, Исполнитель) <...>, рассмотрев обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП <...> (ИНН 242000492501), в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта на организацию питания иностранных гостей (извещение N0359100004822000028 от 05.08.2022) и проведя внеплановую проверку представленных документов,
у с т а н о в и л а:
Академией ФСИН России инициирована закупка путем проведения электронного аукциона на организацию питания иностранных гостей (далее - электронный аукцион).
05.08.2022 извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 123 706,00 (четыре миллиона сто двадцать три тысячи семьсот шесть) рублей 00 копеек.
На участие в электронном аукционе подано 2 заявки от участников с идентификационными номерами: 1, 2.
18.08.2022 по итогам проведения электронного аукциона комиссия признала победителем ИП <...> (заявка с идентификационным номером 1) (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.08.2022 NИЭА1) с предложенной ценой 618 555,90 (шестьсот восемнадцать тысяч пятьсот пятьдесят пять) рублей 90 копеек (снижение от начальной максимальной цены контракта составило 85%).
31.08.2022 по причине уклонения от подписания контракта ИП <...> Академией ФСИН России направлен проект контракта для подписания второму участнику электронного аукциона ИП <...> (заявка с идентификационным номером 2), с предложенной ценой 639 174,43 (шестьсот тридцать девять тысяч сто семьдесят четыре) рубля 43 копейки (снижение от начальной максимальной цены контракта составило 84,5%).
08.09.2022 в связи с тем, что ИП <...> не подписан государственный контракт, Заказчик в соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС) признал ИП <...> уклонившимся от заключения государственного контракта.
В связи с изложенным Заказчиком поданы документы для внесения ИП <...> в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив представленные Заявителем документы, Комиссия сделала вывод, что они полностью соответствуют требованиям статьи 104 Закона о ФКС и постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В ходе заседания Комиссия пришла к следующему выводам.
31.08.2022 Академия ФСИН России разместила проект контракта для подписания его ИП <...>
На основании ч.3 ст.51 Закона о ФКС не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
Однако в срок до 07.09.2022 (включительно) ИП <...> действия, предусмотренные ч.3 ст.51 Закона о ФКС, не осуществил, проект государственного контракта не подписал, обеспечение исполнения контракта не предоставил.
На заседании Комиссии Рязанского УФАС России представитель ИП <...> пояснил, что срок подписания контракта пропущен ИП <...> по вине ответственного сотрудника, которому объявлен выговор. Исполнитель не имел намерения уклонить от подписания государственного контракта и в качестве подтверждения своей добросовестности предоставил обеспечение исполнения контракта на сумму 412 370,60 рублей (платежное поручение N164 от 09.09.2022), то есть за пределами установленного законодательством срока.
На основании представленных документов и сведений Комиссия антимонопольного органа находит данные доводы несостоятельными по следующим основаниям.
В данном конкретном случае применяются положения ч. 2 ст. 37 Закона о ФКС, в соответствии с которой участнику электронного аукциона при подписании контракта необходимо предоставить либо полуторное обеспечение исполнения контракта либо приложить в качестве подтверждения добросовестности участника информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающую исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов, соответствующих требованиям ч. 3 ст.37 Закона N44-ФЗ.
Вместе с тем в нарушение положений ч.3 ст.83.2 Закона N44-ФЗ общество в установленный Законом срок (до 23.59 07.09.2022) не разместил в Единой информационной системе и на электронной площадке подписанный проект контракта, не предоставил обеспечение исполнения контракта и не исполнил требования ст. 37 Закона о ФКС.
В обоснование невозможности подписания рассматриваемого контракта, представления обеспечения и информации о добросовестности ИП <...> ссылается на человеческий фактор - невнимательность сотрудника, ответственного за подписание контракта и представления обеспечения.
Указанные доводы не принимаются Комиссией во внимание в связи со следующим.
Включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков возможно только при наличии в действиях такого поставщика (подрядчика, исполнителя) недобросовестного поведения.
В данном случае ИП <...> следовало доказать, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он приняло все меры для надлежащего заключения контракта.
В материалах дела отсутствуют доказательства объективной невозможности ИП <...> подписания контракта в установленный законом срок: невозможности подписания контракта в период с 31.08.2022 до 23 час. 59 мин. 07.09.2022.
Таким образом, поскольку обстоятельства, объективно препятствовавшие подписанию контракта в установленный законом срок, документально не подтверждены, поведение ИП <...> нельзя признать добросовестным.
Кроме того, Исполнитель, действуя добросовестно, обязан был предпринять своевременные и достаточные меры по получению банковской гарантии, ее размещению на электронной площадке, а также в случае невозможности ее получения с учетом требований, содержащихся в документации об аукционе, должен был обеспечить исполнение контракта внесением на указанный заказчиком счет денежных средств в данном случае с учетом положений ст. 37 Закона о ФКС; вместе с тем данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства в сфере государственных закупок.
Вместе с тем вопреки наличию возможности обеспечить исполнение контракта, Исполнитель необходимых для этого мер не предпринял. Учитывая факт непредставления обеспечения исполнения контракта в совокупности с невыполнением требований закона по подписанию проекта контракта усиленной электронной подписью свидетельствует об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Комиссией антимонопольного органа отмечается, что уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении действий, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, либо в бездействии, когда участник открытого аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, чем создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
В данном случае, недобросовестность участника закупки выразилась в небрежном исполнении своих обязанностей, возникающих из требований закона к процедуре заключения контракта.
Согласно ч.2 ст.104 Закона о ФКС в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Поскольку Исполнитель является лицом, осуществляющим на свой риск предпринимательскую деятельность, Комиссия приходит к выводу, что он при должной степени заботливости и осмотрительности имел возможность принять меры к оценке исполнимости условий контракта в соотношении со своими возможностями выполнения принимаемых на себя обязательств.
Важно отметить, что невыполнение Исполнителем требований Закона о ФКС повлекло за собой не только нарушение интересов Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказа.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного или муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, субъект хозяйственной деятельности несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о ФКС, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона о ФКС и допускающих создание условий, влекущих за собой невозможность исполнения контракта.
Подавая заявку на участие в аукционе, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
На основании вышеизложенного, сведения в отношении ИП <...> подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонением участника закупки от заключения государственного контракта на организацию питания иностранных гостей.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Представление Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования "Академия права и управления федеральной службы исполнения наказаний" о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП <...> (адрес: 390507, Рязанская обл., Рязанский район, с.Дядьково, ул.Грачи, д.66, кв.11; ИНН 242000492501; ОГРНИП 319623400054358) удовлетворить.
2. Включить сведения в отношении ИП <...> (адрес: 390507, Рязанская обл., Рязанский район, с.Дядьково, ул.Грачи, д.66, кв.11; ИНН 242000492501; ОГРНИП 319623400054358) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений в отношении ИП <...> (адрес: 390507, Рязанская обл., Рязанский район, с.Дядьково, ул.Грачи, д.66, кв.11; ИНН 242000492501; ОГРНИП 319623400054358) считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Дата признания участника уклонившимся от заключения контрата |
Раздел I |
Дата регис-трации контро-льным органом обращения заказчика |
Раздел II |
Раздел III |
Об-щая итого-вая про-сроч-ка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направле-ния заказчи-ком сведений в контроль-ный орган |
Фактиче-ская дата направле-ния заказ-чиком сведений |
Итого про-сроч-ка в днях по I разде-лу |
Регламен-тирован-ная дата принятия решение |
Факти-ческая дата приня-тия реше-ния |
Итого про-сроч-ка в днях по II разде-лу |
Регламен-тирован-ный срок изготовления решения |
Факти-ческая дата изгото-вления решения и разме-щения сведений в ЕИС |
Итого про-сро-чка в днях по II разделу |
|||
08.09.22 |
13.09.22 |
08.09.22 |
0 |
09.09.22 |
15.09.22 |
15.09.22 |
0 |
20.09.22 |
16.09.22 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 16 сентября 2022 г. N РНП 62-1041 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - участники закупок - обеспечение исполнения контракта - электронный аукцион - организация питания)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2022