Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии -- заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
- ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалист первого разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
При участии представителей заказчика - ГБУ Республики Марий Эл "Дворец молодежи Республики Марий Эл" (на основании доверенностей);
в отсутствие представителя ООО "Крамбекс", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
рассмотрев жалобу ООО "Крамбекс" на положения извещения о проведении закупки N 0308200015622000052 от 26.08.2022 на поставку спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Так, в Марийское УФАС России 12.09.2022 поступила жалоба ООО "Крамбекс" на положения извещения указанного электронного аукциона.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0308200015622000052 от 26.08.2022 размещено в ЕИС 26.08.2022.
Дата и время окончания подачи заявок: 13.09.2022 10:00.
Дата подведения итогов определения поставщика: 14.09.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта: 18 542 034,33 рублей.
1. Согласно первому доводу Заявителя, Заказчик в пункте 2 технического задания (комплект искусственного покрытия, с высотой ворса не менее 20 мм, под размер поля 30х60 м, включающий 1100 пог.м соединительной ленты и 400 кг клея - 1 комплект) установил характеристику к стыковочному составу (клею), поставляемому в составе указанного комплекта, а именно - время жизнеспособности смеси не более 60 минут (при температуре + 20°С), рабочее время не менее 75 минут (при температуре + 20°С).
Заявитель полагает, что указанные характеристики являются некорректными, поскольку невозможно работать со стыковочной смесью, которая уже утратила свою жизнеспособность.
Однако, с данным доводом нельзя согласиться ввиду следующего.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в числе всего прочего описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу положений части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 технического задания указанной закупки, Заказчику необходим к поставке комплект искусственного покрытия, с высотой ворса не менее 20 мм, под размер поля 30х60 м, включающий 1100 пог.м соединительной ленты и 400 кг клея - 1 комплект, в состав которого входит стыковочный состав - полиуретановый клей. Заказчиком в материалы дела представлены характеристики клея полиуретанового двух производителей (Kiilto, Forbo Eurocol), которые были применены Заказчиком при описании характеристик требуемого к поставке стыковочного состава.
Так, установлено, что время жизнеспособности смеси указанного клея - 60 минут, время работы в нанесенном состоянии - 100 минут.
Вышеуказанное доказывает, что со смесью, утратившей жизнеспособность можно работать в течение 40 минут.
Заявитель на заседание Комиссии явку не обеспечил, каких-либо опровергающих доказательств обратного в материалы дела не представил.
Таким данный довод заявителя является необоснованным.
2. Из второго довода Заявителя следует, что Заказчиком в пункте 2 технического задания проводимой закупки неправомерно включены требования к характеристикам товаров, которые относятся к процессам их изготовления, и значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно:
- предел прочности на разрыв должен быть не менее 100 Н;
- относительное удлинение не должно превышать 99%;
- Светостойкость волокна должна быть не менее 7 по синей шкале;
- предел прочности на разрыв основы не менее 900 Н/5 см;
- Предельное растяжение основного направления не более 16 %, поперечного направления не более 20 %;
- Сила крепления волокна готовой продукции должна быть не менее 45 Н;
- Используемая смесь должна иметь вязкость не менее 8000 мПа/с, измеренную по методу Брукфилда RVT.
Обоснованием включения данных характеристик в описание объекта закупки заказчик указывает продление срока службы, безопасного использования, обеспечения прочности, жесткости и долговечности конструкции, противоскользящего покрытия, устойчивого к истиранию, морозостойкости, устойчивости к воздействию кислот, щелочей и коррозии, перепадам температур, ультрафиолетовым лучам. Выбранные характеристики позволяют с максимальной эффективностью применять имеющуюся в наличии площадь.
Между тем, заказчиком в материалы дела не представлены документы (технические паспорта товара), подтверждающие наличие у поставляемого товара указанных конкретных характеристик, а также то, что данные характеристики могут быть известны без проведения каких-либо испытаний или измерений.
Кроме того, заказчиком не принята во внимание позиция ФАС России, изложенная в письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", согласно которой Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что данные характеристики были включены в техническое задание после переговоров с производителями и поставщиками закупаемых товаров, при этом заказчиком обосновано только включение характеристики "Светостойкость волокна" со ссылкой на ГОСТ Р 58724-2019.
На основании изложенного, указанный довод является обоснованным, в действиях Заказчика имеется нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно третьему доводу, Заказчиком необоснованно включены в пункт 2 технического задания товары, которые будут необходимы только при монтаже поставленного товара, а именно: подложка для стыков, стыковочный состав.
На заседании комиссии представитель заказчика пояснил, что данные товары включены в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации N 107 от 15.02.2022.
Комиссией установлено, что приказом Министерства спорта Российской Федерации N 107 от 15.02.2022 утвержден перечень спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки.
В частности, в указанный перечень входит комплект искусственного покрытия, с высотой ворса не менее 20 мм, под размер поля 30 x 60 м, включающий 1100 пог. м соединительной ленты и 400 кг клея.
Техническим заданием проводимой закупки предусмотрен к поставке также комплект искусственного покрытия, с высотой ворса не менее 20 мм, под размер поля 30х60 м, включающий 1100 пог.м соединительной ленты и 400 кг клея - 1 комплект, в состав которого входит в том числе, подложка для стыков, стыковочный состав.
Из указанного следует, что подложка для стыков, стыковочный состав являются неотъемлемой частью комплекта, требуемого к поставке.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что данный довод является необоснованным.
4. Согласно четвертому доводу Заявителя, Заказчик установил противоречивое требование к товарам, а именно: в пункте 5.4. проекта Контракта установлено -"Гарантийный срок на поставляемый Товар составляет 36 месяцев с момента подписания сторонами структурированного документа о приемке и не должен быть менее гарантийного срока, установленного производителем (изготовителем) оборудования".
Вместе с тем, в описании объекта закупки указано: "Первичная основа, используемая для производства искусственной травы, должна быть предназначена для наружного применения и должна сохранять без изменения свои размеры по длине, ширине, диагонали и свою форму в течение не менее 15 лет при температурах -50°С - +50°С".
Согласно письменным пояснениям Заказчика, гарантийный срок представляет собой условие поставки товара, относящееся к этапу исполнения контракта, а срок, при котором товар должен сохранить свою форму относится к сроку его эксплуатации, то есть сроку, по истечению которого, товар потеряет свои свойства и будет непригодным к использованию по назначению.
Следовательно, гарантийный срок и срок эксплуатации не являются идентичными понятиями.
Заявитель на заседание Комиссии явку не обеспечил, каких-либо опровергающих доказательств обратного в материалы дела не представил.
На основании изложенного, довод Заявителя признается необоснованным.
5. Согласно пятому доводу, Заказчиком ошибочно установлена характеристика: "крепление сетки к раме ворот осуществляется с помощью рым-болтов" при описании объекта закупки "Уличные стойки для волейбола (в комплекте с сеткой). С данным доводом Заказчик согласился.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что указанная характеристика установлена ввиду технической ошибки.
Таким образом, данный довод является обоснованным.
На основании изложенного, указанный довод является обоснованным, в действиях Заказчика имеется нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с шестым доводом Заявителя, Заказчик в техническом задании проводимой закупки установил характеристики ворот футбольных (пункт 6 технического задания), которые являются противоречивыми и могут ввести в заблуждение участников закупки, а именно: ворота футбольные стационарные, размер 5х2 должны идти в комплекте с закладными стаканами и сеткой, вместе с тем, установлен тип ворот - свободно стоящие с креплением к земле.
В рамках рассмотрения дела Комиссией Марийского УФАС установлено, что Заказчиком закупаются, в том числе, ворота футбольные в соответствии с КТРУ 32.30.15.113-00000016. Согласно позиции КТРУ, тип ворот - свободно стоящие с креплением к земле.
Также Заказчиком в техническом задании установлено, что ворота футбольные должны идти в комплекте с закладными стаканами и сеткой, конструкция изделия должна состоять из элементов, в том числе, из стакана стойки ворот футбольных (установочной гильзы), минимум 2 шт.
Кроме того, Заказчиком установлено требование о соответствии ворот ГОСТ Р 55664-2013, Приказу Министерства спорта Российской Федерации N 107 от 15.02.2022.
В соответствии с указанным ГОСТ Р 55664-2013 различают 4 типа футбольных ворот:
- футбольные ворота со штангами, закрепленными в установочных гильзах и стойками натяжения;
- футбольные ворота со стойками, закрепленными в установочных гильзах, и консолью для натяжения сетки;
- свободно стоящие футбольные ворота с креплением к земле;
- свободно стоящие футбольные ворота с противовесом.
Однако, из ГОСТ Р 55664-2013 следует, что свободно стоящие футбольные ворота с креплением к земле не имеют крепления в виде гильз, а крепятся угловыми кронштейнами и элементами для крепления к земле.
Таким образом, из технического задания невозможно определить тип ворот.
Согласно пояснениям представителя заказчика требование, что конструкция ворот должна состоять из элементов, в том числе, из стакана стойки ворот футбольных (установочной гильзы) обусловлено применением положений приказа Министерства спорта Российской Федерации N 107 от 15.02.2022, в соответствии с которыми, ворота футбольные, стационарные, размер 5x2 м комплектуются закладными стаканами и сеткой.
Согласно пункту 7 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Таким образом, в случае отсутствия в КТРУ позиции с необходимыми характеристиками заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, указанный довод является обоснованным, в действиях Заказчика, установившего характеристики, которые не позволяют определить конкретный тип ворот футбольных, имеется нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
7. Заявитель полагает, что Заказчиком в техническом задании проводимой закупки неправомерно установлена характеристика - общая высота стойки для баскетбола (пункт 4 технического задания) 3900 мм, данная характеристика противоречит ГОСТ Р 56434-2015, поскольку согласно указанному ГОСТ, при высоте баскетбольного кольца, равной 3050 мм и размере щита 1800*1050 нижний край щита должен быть на высоте 2900 мм. Таким образом с учетом высоты щита верхний его край будет установлен на высоте 3950 мм и соответственно высота стойки будет равна 3950 мм.
Однако, в рамках рассмотрения данного дела установлено, что ГОСТ Р 56434-2015, а также техническое задание заказчика не содержат указания на высоту нижнего края щита.
Кроме того, Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно установлено требование к материалу сетки "Сетка антивандальная: Цепь оцинкованная Цвет: Красный", однако в соответствии с требованиями ГОСТ Р 56434-2015 "Нити для плетения сетей, из которых изготовлена сетка, могут быть синтетическими или натуральными. Сетка должна быть белого цвета."
Заказчиком в материалы дела представлены письменные пояснения, согласно которым, установление характеристики "Сетка антивандальная: Цепь оцинкованная Цвет: Красный" обусловлено спецификой назначения закупаемого товара, баскетбольные сетки являются неотъемлемой частью комплекта N 2 "умной" спортивной площадки в рамках федерального проекта "Бизнес спринт (Я выбираю спорт)", государственной программы российской Федерации "Развитие Физической культуры и спорта", одной из задач в соответствии с национальной целью является создание для всех категорий и групп населения условий для занятия физической культурой и спортом.
Таким образом, Заказчик должен предусмотреть риски повреждения закупаемого оборудования. на основании изложенного Заказчиком выбрана характеристика "Сетка антивандальная: Цепь оцинкованная". Красный цвет баскетбольного кольца выбран как наиболее контрастный и обеспечивающий возможность эксплуатации оборудования в условиях темного времени суток и искусственного уличного освещения.
Комиссия обращает внимание заявителя, что одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию (извещение) о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Заявитель на заседание Комиссии явку не обеспечил, каких-либо доказательств ограничения числа участников закупки в связи с установлением заказчиком спорных характеристик в материалы дела не представил.
Следовательно, данные доводы Заявителя являются безосновательными.
8. Согласно восьмому и девятому доводам Заявителя, Заказчиком нарушены пункты 4, 6 правил применения КТРУ, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, в частности, Заказчик не применил характеристики, предусмотренные КТРУ к поставляемому товару несмотря на наличие в КТРУ соответствующих характеристик; ненадлежащим образом обоснованно включение дополнительных характеристик в описание объекта закупки.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ предусматривается, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением установленных случаев.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В обосновании своей позиции относительно данных доводов Заказчик письменно и устно пояснил, что характеристики, обязательные к применению в соответствии с позициями КТРУ при описании объекта закупки применены, что также установлено Комиссией.
В рамках рассмотрения жалобы, Комиссией установлено, что обоснование необходимости использования дополнительных потребительских свойств заказчиком установлено по каждой позиции закупаемого товара.
Кроме того, Заказчик, при описании объекта закупки руководствовался Приказом Министерства спорта Российской Федерации N 107 от 15.02.2022, которым утвержден перечень спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки.
На основании изложенного данные доводы Заявителя признаются необоснованными.
По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, Комиссия Марийского УФАС России отмечает, не смотря на наличие нарушений требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, допущенных заказчиком при описании объекта закупки, данные нарушения не повлияли на результат определения победителя и не повлекли ограничения числа участников закупки, поскольку на участие в закупке было подано две заявки, снижение НМЦК по итогам проведения аукциона составило 33 %, в связи с чем Комиссией считает возможным обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений не выдавать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Крамбекс" обоснованной в части второго, пятого, шестого доводов.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУ Республики Марий Эл "Дворец молодежи Республики Марий Эл" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 19 сентября 2022 г. N 012/06/106-720/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022