Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Члены Комиссии:
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок
И.И. Фурсикова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ АГП им. В.И.Кулакова" Минздрава России: А.А. Грудачева (дов. N01-10/01 от 10.01.2022),
в отсутствие представителей ИП Баранзаев Б. Б., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России N ЕИ/47400/22 от 12.09.2022,
рассмотрев жалобу ИП Баранзаев Б. Б. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ АГП им. В.И.Кулакова" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного
контракта на поставку расходных материалов для лапароскопических операций (Закупка N 0373100013122000691) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее -Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NЕИ/47400/22 от 12.09.2022.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В силу пп.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе жалобы Заявитель указывает на установление неправомерных требований к товарам по п.1-5 "Троакар эндоскопический, одноразового использования": "Боковые отверстия и выступы на основании канюли для подшивания троакара к передней брюшной стенке - отсутствие", что, по мнению Заявителя, является ухудшающей характеристикой товара. Кроме того, требования к товару по п.1 также содержат неправомерные условия "Возможность проведения иглы для ушивания размером не менее 40 мм, радиус не более , без разгибания - наличие".
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при соблюдении технических условий, предъявляемых к винтовой части канюли троакара, изложенных заказчиком в техническом задании, их спонтанное самоизвлечение во время операции невозможно. Излишняя травматизация тканей пациента дополнительными лигатурами противоречит исходным принципам малоинвазивности данного вида хирургии. Таким образом, все технические приспособления для этой фиксации (выступы и боковые отверстия) являются для заказчика конструктивным излишеством. Их наличие, а тем более появление лигатур является источником дополнительных помех на операционном поле.
В отношении товара по п.1 Заказчика указал, что при удалении миоматозных узлов диаметром более 6 см важнейшим этапом операции является ушивание раневой ниши с подхватом её дна в целях формирования надёжного рубца на матке. Поэтому использование максимально-крупной иглы (диаметром 40 мм) с возможностью её быстрого одномоментного проведения и извлечения из брюшной полости пациентки имеет принципиальное значение для заказчика. Данная манипуляция выполняется на фоне продолжающегося кровотечения, а многие пациентки исходно анемизированы. Кроме того, имеет значение не только достаточная длина иглы, но и её прочность и устойчивость к разгибанию, что взаимосвязано. Использование иглы именно такого диаметра абсолютно исключает облом кончика при её проведении и выкручивании в мышечном массиве матки, а такая ситуация является опаснейшим осложнением данной операции.
Заявителем обжалуется неправомерное установление требований к закупаемым товарам по п.1,2 "Троакар эндоскопический, одноразового использования", п.6 "Ретрактор эндоскопический с внутренней фиксацией", совокупности которых соответствует товары единственного производителя Петерс Сурджикал (Vectec), что существенно ограничивает количество участников закупочной процедуры.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что помимо производителя, указанного в жалобе, требованиям Заказчика также соответствует продукция компании "Эскулап АГ".
Так, Заказчиком направлен запрос от 12.09.2022 N01-15/210 в ООО "Б.Браун Медикал", дочернему предприятию и официальному представителю компании "Эскулап АГ", с просьбой сообщить о соответствии или несоответствии медицинских изделий производства "Эскулап АГ" Германия приложенным к запросу техническим характеристикам, указанным в Техническом задании к извещению от 31.08.2022 N 0373100013122000691 о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для лапароскопических операций.
В соответствии с ответом на поданный запрос ООО "Б.Браун Медикал" в письме б/н от 13.09.2022 указало, что под все позиции техническое задания из запроса Заказчика подходят следующие инструменты, производства Aesculap AG (с указанием регистрационных удостоверений):
1. EK226SU - троакар эндоскопический - РУ ФСЗ 2009/04296 от 16.05.2022 г
2. EK236SU - троакар эндоскопический - РУ ФСЗ 2009/04296 от 16.05.2022 г
3. EK113SU, EK148SU - троакар эндоскопический - РУ ФСЗ 2009/04296 от 16.05.2022 г
4. EK212SU - троакар эндоскопический - РУ ФСЗ 2009/04296 от 16.05.2022 г 5. EK117SU, EK149SU - троакар эндоскопический - РУ ФСЗ 2009/04296 от 16.05.2022 г
6. PL593R, PL595SU - интракорпоральный ретрактор - РУ ФСЗ 2009/04296 от 16.05.2022 г
7. PO004R - ножницы эндоскопические - РУ ФСЗ 2009/04296 от 16.05.2022 г.
Кроме того, в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчик не указывает позиции КТРУ для товаров по п.6 "Ретрактор эндоскопический с внутренней фиксацией" и п.7 "Ножницы медицинские эндоскопические". Так, позиция 6 имеет код 32.50.13.190-00007355, а позиция 7 код 32.50.13.190-00007060.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные Заявителем позиции КТРУ не соответствуют объекту закупочной процедуры. Так, ножницы, описанные по КТРУ 32.50.13.190-00007060 имеют следующие характеристики: "механические жесткие с не электрохирургическими режущими лезвиями", тогда как Заказчику необходимы ножницы которые являются монополярным электрохирургическим инструментом. Описание товара по коду КТРУ 32.50.13.190-00007355 также не соответствует потребности Заказчика, поскольку необходимый медицинскому учрежению ретрактор может быть предложен в одном из двух альтернативных вариантов конструктивного исполнения - "два ретрактора "T-лифт" или "ретрактор, состоящий из атравматического клипса, накладываемого при помощи зажима, и силиконового кольца с иглой, закрепляемой на внутренней поверхности абдоминальной стенки". Допускается ретрактор многоразового использования, тогда как по описанию медицинского изделия в справочной информации к коду КТРУ 32.50.13.190-00007355 - это должно быть изделие только одноразового использования.
На основании вышеизложенного при описании объекта закупочной процедуры Заказчик руководствовался положениями ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно объединена в один лот поставка медицинских изделий разного вида, что противоречит требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N620).
Согласно п.2 ч.29 ст.34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
П.1 постановления N620 установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика указал, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2022 N374 действие постановления Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. N620 приостановлено до 01.09.2022 г.
Согласно сведениям единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона N0373100013122000691 опубликовано 31.08.2022, таим образом действия Постановления N620 не распространяются на обжалуемую закупочную процедуру.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя не явился, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при формировании закупочной процедуры.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Баранзаев Б. Б. на действия ФГБУ "НМИЦ АГП им. В.И.Кулакова" Минздрава России необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России исх.NЕИ/47400/22 от 12.09.2022.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Н.А. Узкий
Члены Комиссии И.И. Фурсиков
Е.О. Сгибнев
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 сентября 2022 г. N 077/06/106-13868/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2022