Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Члены Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Матюшенко,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГБУЗ "ММКЦ "Коммунарка" ДЗМ": Коржаева А.Е. (дов. N 9/40 от 08.02.2022), Павлова В.В. (по дов. N 8/40 от 08.02.2022),
ИП Васина Ю.Г.: Карелиной Е.Г. (по дов. N б/н от 14.04.2022),
рассмотрев жалобу ИП Васина Ю.Г. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ММКЦ "Коммунарка" ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинского оборудования "Каталка больничная" для нужд ГБУЗ "ММКЦ "Коммунарка" ДЗМ" (Закупка N 0373200087822000966) (далее - аукцион), в
соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении документации в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/47522/22 от 12.09.2022, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалобы Заявитель указывает на то, что при описании товара "Каталка больничная" Заказчиком использованы дополнительные характеристики, не предусмотренные выбранной позицией каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) 32.50.50.190-00002475 "Каталка больничная", при этом приведено надлежащее обоснование необходимости использования такой дополнительной информации по п.1.27 требований, а именно: "Защитный кожух, закрывающий металлические части нижней рамы каталки: Наличие", "Обоснование включения дополнительных характеристик: Для удобства работы персонала".
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017
N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению о проведении аукциона от 31.08.2022 N0373200087822000966 объектом закупки является поставка каталок больничных.
При этом в Техническом задании извещения в Приложении N 1 содержится столбец "Обоснование включения дополнительных характеристик", согласно которому характеристика "Защитный кожух, закрывающий металлические части нижней рамы каталки", не предусмотренная позицией КТРУ, включена в описание объекта закупки по следующей причине: "Для удобства работы персонала".
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что обоснование применения дополнительных характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ, приведенное в извещении о проведении аукциона, не может быть расценено как обоснование применение дополнительных характеристик в соответствии п.6 Правил использования КТРУ, поскольку в составе такой информации отсутствуют сведения, свидетельствующие о необходимости установления таких требований, а также свидетельствующие о прямой потребности Заказчика в приобретении оборудования именно с такими установленными характеристиками.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что требование о наличии защитного кожуха, закрывающего металлические части нижней рамы каталки, обеспечивает долговечность эксплуатации и предотвращение механической или физической деформации оборудования при длительной эксплуатации, в соответствии с санитарными правила и нормами, медицинское оборудование, мебель регулярно подвергается обработке дезинфицирующими средствами, что, в свою очередь, приводит к деформации материалов, в том числе коррозии металла, защитный кожух придает дополнительную антикоррозийную стойкость в период длительной эксплуатации оборудования.
В свою очередь Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком в технической части вышеуказанное обоснование для необходимости использования дополнительной информации не приведено, ввиду чего Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем при разрешении вопроса о выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Комиссия Управления исходила из того, что Заказчиком на заседании Комиссии Управления приведена потребность в получении товара с установленными характеристиками, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Кроме того, согласно доводам жалобы характеристики требуемых к поставке товаров "Каталка больничная" Технического задания извещения ограничивают круг участников закупки, при этом ограничивающими характеристиками, по мнению Заявителя, являются: "Защитный кожух, закрывающий металлические части нижней рамы каталки: наличие".
На основании вышеизложенного Заявитель полагает, что совокупности установленных характеристик соответствует товар Lojer Merivaara Emergo модель 6250 единственного производителя "Lojer", Финляндия.
Не согласившись с доводами жалобы, представитель Заказчика пояснил, что совокупности установленных требований по оспариваемой позиции, помимо товара, приведенного Заявителем в жалобе, соответствуют также больничные каталки производства "БМБ МЕДИКАЛ, ДжиЭсСи", Франция, что подтверждается представленным регистрационным удостоверением N РЗН 2020/12834 от 09.12.2020 на вышеназванный товар.
В подтверждение озвученной позиции представителями Заказчика на обозрение Комиссии Управления также представлена сравнительная таблица установленных извещением требований и характеристик каталок производства "БМБ МЕДИКАЛ, ДжиЭсСи", Франция, подтверждающая соответствие продукции названного производителя требованиям извещения.
При этом в составе жалобы содержится указание на то, что ближайшим аналогом изделий производства "Lojer", Финляндия по характеристикам является каталка российского производства ООО "Ставро-Мед".
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вместе с тем в составе жалобы отсутствует документальное подтверждение изложенной Заявителем позиции, кроме того, не осуществлен сравнительный анализ содержащихся в техническом задании характеристик требуемых к поставке медицинских изделий и каталок больничных иных производителей, так например "БМБ МЕДИКАЛ, ДжиЭсСи", Франция.
Обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих тот факт, что установленные требования к закупаемому товару затрудняют формирование заявки, равно как Заявителем не представлено письменных документов и доказательств, свидетельствующих о несоответствии приведенных Заказчиком альтернативных товаров требованиям документации.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Васина Ю.Г. на действия ГБУЗ "ММКЦ "Коммунарка" ДЗМ" обоснованной в части формирования ненадлежащего обоснования необходимости использования дополнительной информации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать соответствующему должностному лицу Московского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий К.А. Сомов
Члены Комиссии А.А. Матюшенко
Е.О. Сгибнев
Исп. Сгибнев Е.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 сентября 2022 г. N 077/06/106-13926/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2022