Резолютивная часть решения оглашена 19 сентября 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 22 сентября 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N3 в составе:
при участии представителей от:
заказчика - Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Министерства Здравоохранения Чувашской Республики (далее - Заказчик) - , представителей по доверенности,
победителя закупки ООО "" - , представителя по доверенности,
рассмотрев обращение, представленное Бюджетным учреждением Чувашской Республики "Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Министерства Здравоохранения Чувашской Республики о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об ООО "" (далее - ООО "", Поставщик), находящемся по адресу:
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 12.09.2022 поступило обращение Заказчика о включении в Реестр сведений об ООО "", в связи с расторжением контракта в одностороннем порядке.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 5 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
15.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N0815500000522005951 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия - устройство для отделения магнитных частиц ИВД, автоматическое, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 6 315 698,23 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 27.06.2022, ООО "" признано победителем электронного аукциона, с предложением о цене контракта в размере 4 800 000,00 рублей.
08.07.2022 между Заказчиком и ООО "" заключен контракт N 137 на поставку медицинского изделия - устройство для отделения магнитных частиц ИВД, автоматическое, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (далее - Контракт).
Из условий Контракта следует, что Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинского изделия (устройство для отделения магнитных частиц ИВД, автоматическое) (Код КТРУ 26.60.12.119-00000250) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.
Номенклатура Оборудования и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Описание объекта закупки (приложение N 2 к Контракту) (пункт 1.2 Контракта).
Согласно пункту 5.1. Контракта, поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок - в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения контракта, включая и ввод в эксплуатацию.
Порядок приемки оборудования установлен главой 6 Контракта.
Из материалов дела следует, что 29.08.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Порядок изменения, расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
Из части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данное решение было направлено заказчиком в адрес ООО "" с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 29 августа 2022 года.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика вступило в законную силу 10.09.2022, и с этой даты Контракт считается расторгнутым.
Вместе с тем, материалами дела установлено следующее.
25.07.2022, в срок предусмотренный Контрактом, Поставщик отгрузил товар в полном объеме в адрес Заказчика, что подтверждается товарной накладной N653 от 19.07.2022.
15.07.2022 по результатам приемки отгруженного Товара Заказчик вынес мотивированный отказ N496/01-12 от подписания документа о приемки поставленного товара. Основанием для принятия решения об отказе в приемке поставленного ООО "" товара является Заключение эксперта N 0790100128 от 26.07.2022.
Согласно Заключению эксперта установлено, что 4 (четыре) из 18 (восемнадцати) характеристик товара не соответствуют описанию объекта закупки, установленному в Приложении N2 к Контракту. В частности, эксперт выявил, что товар не соответствует технической характеристике "Открытая система", "Клавиатура/ дисплей", "Компьютерный интерфейс", а также "Наличие возможности замены нагревательных блоков для 96-ти луночных планшет и 24-х глубоколуночных планшет".
23.08.2022 Поставщик направил письмо исх. N359 Заказчику, в котором выразил свое несогласие с результатами экспертизы, а также что ее результаты противоречат информации, полученной от производителя товара. С целью урегулирования возникший разногласий Поставщик попросил Заказчика провести повторную приемку поставленного товара.
31.08.2022 Поставщик повторно направил письмо исх. N367/1 Заказчику, в котором выразил свое несогласие с результатами экспертизы, а также что ее результаты противоречат информации, полученной от производителя Товара, приложив в электронном виде письма производителя ALLSHENG и с целью урегулирования возникший разногласий Поставщик попросил Заказчика организовать забор поставленного оборудования на 01.09.2022 и провести повторную приемку товара, предложив назначить дату ее проведения на 02.09.2022, указав контактные данные представителя Поставщика.
Письмом от 06.09.2022 N544/01-12 Заказчик уведомил Поставщика о проведении повторной приемки товара, которая состоится 07.09.2022.
Передачу товара на экспертизу и забор вышеуказанных документов Заказчик отказался фиксировать документально, о чем сделана запись в описи передаваемого оборудования и документов и Акте приемки товара и документов по Контракту.
С целью проверки повторной поставки товара, 07.09.2022 Поставщиком в Союз "Торгово-промышленная палата Чувашской Республики" переданы документы для проведения экспертизы повторно поставленного товара.
На момент рассмотрения данного обращения, заключение повторной экспертизы отсутствует.
При рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченный орган не должен ограничиваться формальной проверкой факта нарушения им требований Закона о контрактной системе и обязан исследовать все обстоятельства дела, дать оценку совершаемым участником закупки действиям, их направленности на отказ от заключения контракта, несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения, существенности допущенного нарушения и его последствий.
Реестр, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Ввиду этой меры в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры публично-правовой ответственности в отношении определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов). Основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Вместе с тем основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе входит в число единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение (расторжение государственного контракта по решению суда в связи с существенным нарушением условий контракта), влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
То есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном нарушении исполнителем условий договора.
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему (скорому и качественному) исполнению условий Контракта.
Комиссия приходит к выводу, что бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение ООО "" и его злонамеренное уклонение от исполнения заключенного контракта, Заказчиком не представлено.
Приложенные письменные пояснения Общества и приложения к ним подтверждают отсутствие умышленного уклонения Поставщика от исполнения Контракта, в действиях Поставщика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту и указывающие на намерение Общества уклониться от исполнения Контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Кроме того, при рассмотрении вопроса, Комиссией также учитывается, что заключение экспертизы поставленного Обществом повторного товара от 07.09.2022, еще не получено, что не позволяет сделать выводы о соответствии (либо несоответствии) поставленного Заказчику товара по Контракту.
Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Поставщика на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
По результатам рассмотрения обращения Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Министерства Здравоохранения Чувашской Республики, комиссия Чувашского УФАС России не усматривает в действиях ООО "" намеренного уклонения от исполнения контракта и недобросовестных действий, поскольку Поставщиком совершались действия, направленные на исполнение контракта.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных ООО "" действий в рамках исполнения контракта, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что необходимость по включению ООО "" в Реестр отсутствует, поскольку действия Поставщика свидетельствуют о его намерении исполнить контракт.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
Сведения, в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 22 сентября 2022 г. N 021-10-104-820-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022