Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - врио начальника отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.
членов Комиссии:
- главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Шендрик Е.В.,
- ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Кальницкой А.С.,
в присутствии представителей:
- заказчика - Краевое государственное унитарное предприятие "Камчатский водоканал" (далее - Заказчик) Аленовского А.Ю. (по доверенности N 200 от 12.09.2022), Полещенко А.Н. (по доверенности от 12.09.2022 N 200);
- заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "ТехКомплектУрал" (далее - Заявитель, ООО "ТехКомплектУрал") Зарипова Р.Н. (по доверенности от 26.07.2021 N 2),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при осуществлении закупки путем электронного аукциона (далее - ЭА) при определении поставщика на поставку бульдозера с отвалом и рыхлителем (закупка N 0538300000222000059) (далее - Закупка), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения поставщика на поставку бульдозера с отвалом и рыхлителем (закупка N 0538300000222000059) (далее - Закупка). Извещение с прикреплёнными электронными документами о Закупке размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС) 31.08.2022. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 14 500 000,00 рублей.
Перечень прикрепленных документов:
- Расчет НМЦК Бульдозер с отвалом и рыхлителем;
- Контракт Бульдозер с отвалом и рыхлителем;
- ТЗ Бульдозер с отвалом и рыхлителем;
- Требования к заявке поставка;
- Приложение 2 ОЗ ОИК ОГО.
Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 07.09.2022 NРИ1, на основании запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении Закупки.
Размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона NИИ1 с прикреплёнными электронными документами о Закупке размещены в ЕИС от 08.09.2022.
Перечень изменений, прикрепленных извещением о проведении электронного аукциона NИИ1 от 08.09.2022:
- Расчет НМЦК Бульдозер с отвалом и рыхлителем;
- Контракт Бульдозер с отвалом и рыхлителем;
- Требования к заявке поставка;
- Приложение 2 ОЗ ОИК ОГО
- ТЗ Бульдозер с отвалом и рыхлителем 07.09.22
Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 14.09.2022 NРИ2, на основании запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении Закупки.
14.09.2022 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя, поданная через ЕИС 13.09.2022, на действия Заказчика при разработке документации об ЭА.
По мнению Заявителя:
1. Заказчик умышленно использует некорректный код ОКПД2, чтобы обойти требования к описанию предмета закупки в соответствии с КТРУ, соответствующим коду ОКПД2 28.92.21 "Бульдозеры и бульдозеры с поворотным отвалом", установленные согласно Постановления Правительства от 08.02.2017 N 145, с целью указать такие характеристики объекта закупки, которые ограничивают потенциальный круг участников аукциона, тем самым ограничивая конкуренцию, что является нарушением требований законодательства о Защите конкуренции.
2. Заказчиком в описание товара не указаны обоснования необходимости использования дополнительных характеристик товара. При описании объекта закупки Заказчик помимо обязательных характеристик товара, которые предусматриваются КТРУ указал дополнительные характеристики товара.
В частности, Заказчиком указано количество и тип катков, тип тележки и рамы, тип ходовой системы (линейная - противоречит КТРУ 28.92.21.000-00000002, так как единственным обязательным параметром при указании типа ходовой части является ходовая часть: гусеничная либо колесная ходовая часть, в случае с КТРУ 28.92.21.000-00000002 - это гусеничная ходовая часть) и иные другие показатели, не предусмотренные позициями КТРУ 28.92.21.000-00000002.
Считаем, что Заказчик злоупотребляет своим правом в части описания закупаемого товара.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Письма Минфина России от 25.08.2020 N 24-06-05/74463, в соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 Правил формирования каталога. Такое сформированное описание размещается Минфином России исключительно во вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции каталога в ЕИС. В силу пункта 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога (в частности, предусмотренную подпунктом "г" пункта 10 Правил формирования каталога), с указанной в ней даты начала обязательного применения. В случае, если описание товара, работы, услуги в соответствии с пунктом 13 Правил формирования каталога не сформировано, то описание товара, работы, услуги Минфином России в позицию каталога не включается и соответственно во вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции каталога в ЕИС не отражается. Учитывая изложенное, в этом случае:
- не наступают условия применения пункта 4 Правил использования каталога в отношении описания товара, работы, услуги, не сформированного и не включенного в позицию каталога;
- заказчик использует при осуществлении закупки позицию каталога и при этом самостоятельно осуществляет описание закупаемого товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ (то есть самостоятельно устанавливает требуемые характеристики закупаемого товара, работы, услуги).
1. Согласно пункту 2 Правил КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
б) описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Таким образом, использование КТРУ при описании объекта закупки является обязательным для заказчика.
Предметом Закупки является поставка бульдозера с отвалом и рыхлителем.
Приложением N 1 к описанию объекта закупки установлены требования:
N п/п |
Наименование товара и/или наименование характеристики товара |
Минимальное значение |
Максимальное значение |
Требования к товару |
Единица измерения товара |
Количество товара |
Код ОКПД 2 |
1. |
Бульдозер |
|
|
Бульдозер с отвалом и рыхлителем |
|
1 |
28.92.21.110 |
1.1. |
двигатель |
|
|
дизель |
Л.с |
|
|
1.2. |
Вид ходовой части |
|
|
гусеничный |
|
|
|
1.3. |
тяговый класс |
9 |
10 |
|
|
|
|
1.4. |
мощность |
130 |
|
|
квт |
|
|
1.5. |
мощность |
170 |
|
|
Л.с |
|
|
1.6. |
Рабочий объем |
11 |
|
|
л |
|
|
1.7. |
Трансмиссия тип |
|
|
Бесступенчатая гидростатическая, с раздельным независимым приводом гусениц, насос-мотор. |
|
|
|
1.8. |
Ходовая Часть |
|
|
линейная |
|
|
|
1.9. |
|
|
|
Подвеска катковых рам: через отдельные опорные полуоси сзади и балансирный брус спереди |
|
|
|
1.10. |
рама |
|
|
Несущая конструкция из высокопрочной стали, сваренная с высокой точностью. |
|
|
|
1.11. |
Тележка |
|
|
Сварка корпуса тележек выполнена герметично. Механизм натяжения защищен от внешних воздействий и проникновения влаги/песка/грязи |
|
|
|
1.12. |
Катки |
|
|
Со смазкой на весь срок эксплуатации, на подшипниках скольжения (втулках) |
|
|
|
1.13. |
Количество катков |
|
|
6 опорных + ведущее колесо на сторону / 1 поддерживающий с каждой стороны |
|
|
|
1.14. |
Гусеничная лента : Ширина башмака / Грунтозацеп |
|
|
Не более 510 мм
Не более 65 мм |
|
|
|
1.15. |
Ширина гусеницы |
|
|
Не более 510 мм |
|
|
|
1.16. |
Механизм натяжения гусениц |
|
|
Гидравлический |
|
|
|
1.17. |
Коробка передач |
|
|
Исполнена парой Гидронасос - Гидромотор с бесступенчатым переключением передач |
|
|
|
1.18. |
Бортредукторы |
|
|
С прямозубой цилиндрической и планетарной передачами. |
|
|
|
1.19. * |
Управление |
|
|
Управление электрогидросервированное |
|
|
|
1.20. |
Климатическое исполнение |
|
|
3, ХЛ |
|
|
|
1.21. |
Тормозная система |
|
|
Гидравлическая (гидр замок), нормально замкнутые многодисковые фрикционы |
|
|
|
1.22. |
Кабина |
|
|
Шестигранная, повышенной обзорности , подрессоренная, двойное остекление, климатическая система (отопление и вентиляция), рециркуляция кабинного воздуха, увеличенный фильтр кабины, фильтр рециркуляционного воздуха, стеклоочистители и омыватели лобового, заднего и дверных окон, солнцезащитная шторка. |
|
|
|
1.23. |
Безопасность |
|
|
ROPS/FOPS, фиксация дверей в открытом положении |
|
|
|
1.24. |
Сиденье |
|
|
На механической подвеске, со съемным подголовником, 3-х точечным ремнем безопасности , подогревом подушки и спинки, механической поясничной поддержкой, с датчиком присутствия. |
|
|
|
1.25. |
Управление движением и навесным оборудованием |
|
|
Джойстики 4-х позиционные |
|
|
|
1.26. |
топливный бак |
400 |
500 |
|
л |
|
|
1.27. |
Система управления навесным оборудованием: |
|
|
Гидравлическая, раздельно-агрегатная |
|
|
|
1.28. |
Гидронасос Шестеренный |
|
|
Производительность не менее 140 л/мин Максимальное давление не менее 18 МПа |
|
|
|
1.29. |
Гидр распределитель |
|
|
Секционный |
|
|
|
1.30. |
Фильтрация |
|
|
Двойная очистка: на всасывании; полнопоточный на сливе |
|
|
|
1.31. * |
Отвал полусферический объемом |
5 |
|
|
м3 |
|
|
1.32. * |
Блок радиаторов |
|
|
Секционный с механическим приводом охлаждения крыльчатки вентилятора и выдувом наружу Расширительный бачок радиатора |
|
|
|
1.33. * |
Электронная система управления двигателем и трансмиссией |
|
|
с защитой от глушения и перегрузки с системой экономии топлива |
|
|
|
1.34. * |
Система воздуха очистки |
|
|
Двухступенчатый воздушный фильтр с индикатором засоренности, с функцией эжекции пыли |
|
|
|
1.35. * |
Топливный фильтр |
|
|
Сепаратор циклонного типа |
|
|
|
1.36. * |
Трансмиссия |
|
|
Гидростатического типа с планетарными редукторами |
|
|
|
1.37. * |
Прицепное устройство |
|
|
Жесткое |
|
|
|
1.38. |
Тип отвала |
|
|
Полусферический Не поворотный с перекосом |
|
|
|
1.39. |
Объем отвала, |
5 |
|
|
м |
|
|
1.40. |
Высота отвала |
1300 |
|
|
мм |
|
|
1.41. |
Ширина отвала |
3000 |
3500 |
|
мм |
|
|
1.42. |
Высота подъема отвала |
900 |
|
|
мм |
|
|
1.43. |
Глубина опускания отвала |
500 |
|
|
мм |
|
|
1.44. |
Перекос (поворот) |
6 |
|
|
грд |
|
|
1.45. |
Общая длина с отвалом |
7100 |
|
|
мм |
|
|
1.46. |
Масса отвала |
2400 |
|
|
кг |
|
|
1.47. * |
Рыхлитель: |
|
|
Однозубый рыхлитель |
шт |
1 |
|
1.48. |
Глубина рыхления макс (А) |
|
460 |
|
мм |
|
|
1.49. |
Высота подъема макс (B) |
|
800 |
|
мм |
|
|
1.50. |
Масса рыхлителя |
|
750 |
|
кг |
|
|
1.51. |
Вода защита |
|
2 |
Возможность преодоление водных преград |
м |
|
|
1.52. |
Пред пусковой подогреватель |
|
|
наличие |
шт |
1 |
|
1.53. |
ЗИП к бульдозеру |
|
|
наличие |
шт |
1 |
|
1.54. |
Инструкция по эксплуатации; |
|
|
наличие |
шт |
1 |
|
1.55. |
Сервисная книжка |
|
|
наличие |
шт |
1 |
|
1.56. |
Паспорта (к трактору, к двигателю, к бульдозерному оборудованию) |
|
|
наличие |
шт |
1 |
|
1.57. |
Паспорт самоходной машины (ПСМ) |
|
|
наличие |
шт |
1 |
|
1.58. |
Копия сертификата соответствия |
|
|
наличие |
шт |
1 |
|
1.59. |
Комплект коронка+стопор на рыхлитель |
|
|
Аналогично установленным |
шт |
1 |
|
1.60. |
Комплект ТО |
|
|
То 1 То 2 То 3 |
шт шт шт |
1 1 1 |
|
Из содержания пункта 1 Приложения N 1 к описанию объекта закупки установлен код ОКПД 2 N 28.92.21.110.
На данные позиции закупаемого товара, установленные в описании объекта закупки, существуют позиции в КТРУ с обязательностью их применения и установленными характеристиками.
Наименование товара |
N позиции КТРУ |
Обязательность применения |
Бульдозер |
28.92.21.000-00000002 |
22.05.2021 - Бессрочно |
Довод представителя Заказчика о том, что пункт 7 Правил устанавливает возможность Заказчику не использовать КТРУ, не находит своего подтверждения по основаниям следующего.
В соответствии с пунктом 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Из буквального толкования указанного пункта следует, что заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в случае если описание товара, работы, услуги отсутствует в позиции КТРУ.
Таким образом, Заказчик руководствуется статьей 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки используя позицию КТРУ.
Заказчик, установив код ОКПД 2 N 28.92.21.110, минуя императивную позицию пункта 4 Правил в котором указана дата обязательного применения КТРУ с указанной даты, а именно с 22.05.2021, информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил, в нарушение пункта 4 Правил, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Таким образом, первый довод жалобы, является обоснованным.
2. В силу пункта 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно позиции КТРУ 28.92.21.000-00000002 "Бульдозер" к установлению в описание объекта закупки допустимы следующие характеристики:
Характеристики товара, работы, услуги | ||||
Наименование характеристики |
Вид характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
|
Вид ходовой части |
Неизменяемая заказчиком |
Гусеничная |
|
|
Тип двигателя |
Изменяемая заказчиком (множественный выбор) |
Дизельный |
|
|
Газовый |
|
|||
Электрический |
|
|||
Тип трансмиссии |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
Гидромеханическая |
|
|
Гидростатическая |
|
|||
Электромеханическая |
|
|||
Механическая |
|
|||
Вид отвала |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
Неповоротный |
|
|
Поворотный |
|
|||
Тип отвала |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
Полусферический |
|
|
Прямой |
|
|||
Сферический |
|
|||
Вид оборудования бульдозера |
Изменяемая заказчиком (множественный выбор) |
Корчевательный отвал |
|
|
Буферный отвал |
|
|||
Многозубый рыхлитель |
|
|||
Рекультивационный отвал |
|
|||
Однозубый рыхлитель |
|
|||
Тяговая лебедка с гидроприводом |
|
|||
Траншеекопатель |
|
|||
Мульчер |
|
|||
Плуг противопожарный |
|
|||
Жесткое прицепное устройство |
|
|||
Маятниковое прицепное устройство |
|
|||
Отвал с козырьком |
|
|||
Кусторезный отвал |
|
|||
Эксплуатационная масса |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
< 10 |
Тонна;^метрическая тонна (1000 кг) |
|
|
Тонна;^метрическая тонна (1000 кг) |
|||
|
Тонна;^метрическая тонна (1000 кг) |
|||
|
Тонна;^метрическая тонна (1000 кг) |
|||
|
Тонна;^метрическая тонна (1000 кг) |
|||
|
Тонна;^метрическая тонна (1000 кг) |
|||
|
Тонна;^метрическая тонна (1000 кг) |
|||
Номинальная мощность двигателя (ей) |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
< 100 |
Лошадиная сила |
|
|
Лошадиная сила |
|||
|
Лошадиная сила |
|||
|
Лошадиная сила |
|||
|
Лошадиная сила |
|||
|
Лошадиная сила |
|||
|
Лошадиная сила |
|||
Ширина отвала |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
< 2500 |
Миллиметр |
|
|
Миллиметр |
|||
|
Миллиметр |
|||
|
Миллиметр |
|||
|
Миллиметр |
|||
|
Миллиметр |
|||
|
Миллиметр |
|||
|
Миллиметр |
|||
|
Миллиметр |
|||
Климатическое исполнение |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
2 |
|
|
3 |
|
|||
1 |
|
|||
4 |
|
|||
5 |
|
|||
6 |
|
|||
7 |
|
|||
8 |
|
|||
9 |
|
|||
0 |
|
|||
Наличие системы кондиционирования |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
Да |
|
|
Нет |
|
|||
Наличие отопителя |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
Да |
|
|
Нет |
|
|||
Наличие устройства защиты оператора ROPS |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
Да |
|
|
Нет |
|
|||
Наличие устройства защиты оператора FOPS |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
Да |
|
|
Нет |
|
|||
Ширина башмаков гусеницы |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
< 400 |
Миллиметр |
|
|
Миллиметр |
|||
|
Миллиметр |
|||
|
Миллиметр |
|||
|
Миллиметр |
| |
Дополнительная информация |
|
|
Перечень товаров, работ, услуг |
Информация отсутствует |
|
|
Указание дополнительных характеристик запрещено |
нет |
Диспозитивная позиция КТРУ N 28.92.21.000-00000002 "Бульдозер" предполагает в себе использование дополнительных характеристик. Следовательно, в случае такой необходимости Заказчик может их устанавливать в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при формировании описания объекта закупки Заказчик руководствовался законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и основывал требования к объекту закупки, исходя из своей потребности. Совокупности характеристик поставляемого товара "Бульдозера с отвалом и рыхлителем", установленных Заказчиком в технической части Извещения обусловлены потребностью своей деятельности и имеющейся необходимости закупки для нужд учреждения, в связи с чем требования заказчика к объекту закупки носят объективный характер и не влекут ограничение количества участников проводимой аукционной процедуры. Поскольку приоритетной целью госзакупок является удовлетворение потребностей заказчика, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в торгах в данном случае Заявителя связана с отсутствием у него Товара, необходимого Заказчику, что не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции в сфере закупок Заказчиком. При этом, Заказчик в своих пояснениях не отрицает того, что совокупность характеристик, установленных в Извещении, соответствуют единственному производителю.
Документального подтверждения соответствия характеристик закупаемого товара нескольких производителей Заказчиком не представлено.
Комиссия отмечает, что, если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в Извещении, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
Также Комиссия считает необходимым отметить, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то Извещение о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в Извещении, Заказчику необходимо определить каким образом, требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения, не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что является ограничением круга потенциальных участников Закупки и напрямую запрещается нормами статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, комиссией установлено, что дополнительные характеристики, установленные Заказчиком, не содержат обоснования необходимости включения дополнительной информации, в нарушение пункта 6 Правил, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, второй довод жалобы, является обоснованным.
Выявленные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 6 Правил, части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ Л.Б. Шиханова
Члены комиссии: ____________________ Е.В. Шендрик
____________________ А.С. Кальницкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 21 сентября 2022 г. N 041/06/33-370/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022